Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1920-1930 годов

Юрий Яновский (1902-1954)

 

«Патент на получение зрелости украинской прозы» (Павло Тычина)

 

Роман «Всадники» долгое время был культовым произведением украинской литературы XX века. Он содержит черты жанровой и эстетической преемственности предыдущих романов писателя. Однако этот роман отличается от других по структуре: его разделили на восемь новелл, которые имеют законченную фабулу и могут выступать самостоятельными произведениями. Таким образом Яновский начал новый жанровая разновидность - роман в новеллах. Каждая из новелл - «Двойной круг», «Детство», «Шаланда в море», «Батальон Шведа», «Письмо в вечность», «Чубенко, командир полка», «Путь армий», «Адаменко» - является композиционным центром романа. В своей совокупности они воссоздают панораму событий периода гражданской войны, показывают многослойное украинское общество. Произведение начинается новеллой «Двойной круг», в которой противостояние достигает своего апогея: в степи под Компаніївкою противостоят друг другу не просто отряды, а разные идеологии.

«Двойной круг» - одна из художественно наиболее совершенных новелл романа «Всадники». Это стилистически эталонный текст, в котором соединились изысканная фраза, сконденсированный образ, экспрессивный рисунок, лаконичная форма. «Двойное кольцо» является одновременно и пунктирной историей, и психологической драмой национальных характеров, и кратким летописью эпохи начала 20-х годов XX века. Новелла имеет черты бытовой повествования, дискуссионного диалога, исторической фрески и публицистической речи. Каждый из братьев Половцев представляет определенную мировоззренческую колористику: образ Оверка связано с желто-голубым флагом, Панаса подано на фоне черного флага, Ивана - на фоне красного знамени. Каждый из них оказывается в ситуации «хозяин - жертва» и делает свой выбор. Ни один из Половцев не выдерживает этого испытания, становясь непосредственной причиной смерти брата. Семью Половцев показано как микромодель общества, который раздирают непримиримые противоречия. Когда родные, Половцы стали врагами, идеологические убеждения развели их по разные стороны баррикад. Политические акценты расставляются во время диалогов, которые ведут герои после очередного поединка. Оверко, Андрей, Афанасий нервно, страстно бросают друг другу в глаза обвинения, навешивают «ярлыки». Каждый из братьев пытается утверди - ты свою правду. Всех их волнует память рода, однако что-то страшное, сильнее родовые обычаи и законы, руководит героями. Оверко рассуждает так: «Род - это основа, а прежде всего - государство, а когда ты на государство весишь, тогда род пусть плачет, тогда брат брата зарубит, вон как!» Панас идет еще дальше: «зачем нам род, когда не надо государства, не надо семьи, а свободное сожительство».

Красноречиво выглядят принимать во время последнего словесного поединка. «Высоком и упитанному* Панасу противостоит «поджарый Иван». Этот контраст не случаен: не физической силой, а силой слова, силой идеи побеждает Иван. Противостоят друг другу и манеры речи: на нервное, гарячкувате, грубое речи Панаса Иван реагирует спокойно, уверенно. В последний момент Панас цепляется за попранные им же самим Оверкові слова: «слышишь Ли, Иван, здесь уже двое погибло, а тому роду не будет перевода, в котором братья радуют согласие». Но началась уже другая история, где нет родовой памяти, нет милосердия, нет пощады так называемому классовому врагу, кем бы он не был. И знаком этого является гибель рода как основы развития общества. «Род распадается, а класс стоит»,- эти антилюдяні слова говорит большевик Иван.

Литературовед Юрий Лавриненко отмечал, что в этой кульминационной новелле романа «тема гибели матери,рода, нации через пренебрежение и ничем неограниченную политическую борьбу сыновей-братьев» достигает своего апогея. Поэтому ядом разит от фальшивых штампов о борьбе классов чужака-комиссара Герта, который в конце новеллы утешает Ивана, ошеломленного трагедией гибели трех братьев.

Автор мастерски компонует композиции романа, эпизоды, формирует материал в целостный поток бытия, где нет сюжетных «узлов», зато есть непрерывное струмування времени. Поражает читателей и глубина письма, что проявляется и в масштабных сценах, и в отдельных художественных деталях, иногда жестоких. О мастерстве художника свидетельствуют и точно подобранные пейзажные детали, которые указывают на романтичность стиля с присущей ему поэтичностью речи («лес порипував, как снасть»), и умение создавать сильные характеры. Скульптурно точно, объемно вылеплено образ старой мудрой Половчихи (новелла «Шаланда в море»), которую не схитне никакое жизненное горе. Несколько неожиданный финал новеллы: эта суровая женщина («одежда на ней віялась, словно на каменной») идет, нежно обнявшись со спасенным ее надеждой и любовью мужчиной.

Предостережением для всего человечества является библейская легенда о Каине и Авеле. Предостережением украинцам должны быть преступления братьев Половцев, совершенные не только за игнорирование заветов предков, но и через пагубное влияние исторических обстоятельств.

Новеллу написано как драматическую поэму в прозе. Динамичная и художественно зрелищная история характеризуется условностью и виртуальностью конфликта, очевидной кинематографичностью, разворачивается по логике монтажа кадров. Ритмика текста словно передает безграничность степи, необъятность неба, на фоне которых разворачиваются трагические события.

Новелла «Детство» интонационно продолжает стилистику «Двойного круга»: и сама лиро-эпическая мелодика южноукраинского степи, показанного как «ровный, безграничное пространство», как «голая равнина без реки, без деревьев», «как волшебная долина, на которой пахнет трава, благоухают цветы, даже солнце пахнет, как желтый воск». В ней звучат элегические, ностальгические интонации, совмещенные с трепещущей патетикой природной красоты и величия жизни. «Детство» - это картина-пейзаж, воспроизводящий загадочный образ таврической степи - «украинского Техаса», по красноречивому выражению Яновского. Это прекрасные пейзажные картины и невероятные предположения, выписанные с вычурностью и мягкой иронией. Это остроумная версия детского мировоззрения: «И хочется знать, куда падает солнце, хочется дойти равным степью до края земли и заглянуть в пропасть, где уже накопилось немало потухших солнц, и как они лежат на дне пропасти - как решета, как сковороды или как желтые пятаки?».

«Детство» - это лирическая история «малого чабанця» Данилко, его первых впечатлений о мире и переживаний, это трогательное повествование о дружбе мальчика с прадедом Даниилом. Это трогательный и проникновенный произведение о начале становления сознания героя, о первых столкновениях с болью, одиночеством, потерями. Это поэтический трактат о связи событий, мыслей, земных и неземных реалий в окружающем мире.

Известно, что автор новеллы «Детство» использовал рассказы Николая Кулиша о детские годы и родной Таврийский край. Яновский художественно воспроизвел факты, связанные с жизнью драматурга и его рода, использовал географические названия, связанные с его биографией, - Джарилгачська коса, остров Тендра, Голая пристань, Олешки, Херсон, Каховка и т.д.

Новелла «Детство» - одновременно еще и этнокультурный очерк о традициях степного бытия. Подробно описано, как отмечают сорок святых, Теплого Алексея, вербное воскресенье, Пасха, раскрыто насыщенную и разнообразную палитру чувств и приключений Данилко во время народных обрядов.

В новелле «Шаланда в море» говорится про Ивана, единственного уцелевшего отпрыска Мусия и Марии Половцев: « Только Иван работает на заводе и делает революцию». При поверхностном чтении произведения этот персонаж кажется позитивным. На самом деле - это самый идейный фанатик из числа братьев. Единственная фраза свидетельствует о его

 

 

Николай Самокиш. Кто за что борется. 1920-е

 

пренебрежение к семье, к родной крови: «Рідрозпадається, а класс стоит, и весь мир за нас, и Карл Маркс». Иван без капли сочувствия готов отдать родного брата на пытки революционному трибуналу. Без сомнения, Иван и Афанасий хорошо знают, что ждет последнего, поэтому обречен атаман махновского отряда прибегает к самоубийству. В своем отряде Иван не является настоящим руководителем. Несколько раз он взглядами спрашивает разрешения на принятие решения у комиссара Герта, от которого, очевидно, не смог защитить и четырнадцатилетнего Сашу, хотя своим поведением подчеркивал, что это лишь ребенок, которого за участие в гражданской войне следовало бы хорошенько проучить, а не отдавать до трибунала. Появление красного отряда опоетизована писателем из конъюнктурных соображений. То, что погода меняется к лучшему, можно расценивать как художественный прием. При скрупулезном прочтении новеллы видим истинное естество Ивана, Герта и красноармейцев. «Гуманист» Иван предлагает пленным махновцам или присоединиться к его отряду, или возвращаться домой, к мирному труду. Среди махновцев преобладали сыновья зажиточных и средних крестьян, поэтому большинство выбрали второе условие, наивно поверили большевику, за что жестоко поплатились - Иван приказал пулеметчикам расстрелять тех, кому Только гарантировал жизнь и свободу, а такая подлость со стороны красных командиров в те времена была нормой: «Тогда Иван Половец приказал приготовить пулеметы. По его знаку несколько пулеметов начало стрелять, и пулеметы остановились, когда задание было выполнено». Так поступают только негодяи и преступники.

Заслуживает одобрения Иваново желание спасти от расстрела по крайней мере Сашка. И комиссар Герт, в котором предоставлена вся власть в отряде и с которым должен считаться Иван, скептически относится к Иоаннова утверждение, что Саша - еще ребенок, поэтому подростку перед смертью придется пройти застенок революционного трибунала: «Иван взял Сашу за волосы, которые выглядывали из-под шапки по махновскому обыкновению, стал ощипывать, как траву, а Герт усмехнулся». Яновский подчеркивает, что Иван - не бесчувственный человек, его глубоко задела смерть родных, что передано словами: «/ Иван Половец потерял трех своих братьев». Однако комиссар Герт не умеет ни сочувствовать, ни переживать. Отчужденность и равнодушие звучат в его словах: «Одного рода, - сказал Герт, - и не одного с тобой класса».