Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 60-90-х годов ХХ века

Иван Федорович Драч (Род. 1936 г.)

Жизненный и творческий путь




Иван Федорович Драч родился 17 октября 1936 г. в с Телиженцы Тетиевского района на Киевщине. У1951 г. в районной газете был напечатан его первый стих.

Сразу после окончания Тетиевской средней школы И. Драч начал трудовую деятельность - преподавал русский язык и литературу в семилетке соседнего села Дзвінячого, был инструктором райкома комсомола, служил в рядах Советской армии. После возвращения из армии поступил на первый курс филологического факультета Киевского университета, но учебу не закончил, был исключен под давлением карательных органов. Устроился на работу в «Литературную Украину». Окончил двухгодичные Высшие сценарные курсы в Москве, работал сценаристом на киностудии художественных фильмов им. О. Довженко, затем в редакции журнала «Отчизна».

Иван Драч заявил о себе как поэт в студенческие годы. На очередном заседании литературной студии студент Иван Драч читал поэму «Чем в солнце». Это была одна из первых его поэм, полна национальным духом. Непривычная, новаторская поэзия насторожила власть. 1961 г. поэма вышла в свет в «Литературной газете», где она заняла целую страницу и была представлена таким же молодым и мятежным критиком Иваном Дзюбой. «Феерическая трагедия», как определил ее жанр автор, имела огромный резонанс, вокруг нее кипели страсти. Произведение вызвало такое недовольство партийного начальства, что оно заставляло рабочих и крестьян подписывать заготовленные заранее негативные отзывы на произведение.

После второго курса молодого писателя исключили из Киевского университета имени Шевченко за «политическую незрелость», фактически обвинив в дисидентстві.

В творчестве молодого Драча выделяется поэма «Смерть Шевченко», которая появилась в 1962 г., во время хрущевской «оттепели», вместе с первыми сборками Василия Симоненко и Николая Винграновского. Автор определил ее жанр как симфонию. И действительно, произведение поражает полифоничности, содержит в себе иррациональные элементы, бред, далекие голоса, плач матери - Украины. Состоит симфония из пролога и двух частей: «Вишневый цвет» и «Вишневый ветер». Это произведение имеет большой вес как в творческой биографии И. Драча, так и в истории украинской поэзии XX века. Одной из интересных сцен в симфонии есть сцена похорон Шевченко, в которой молодой автор назвал Кобзаря создателем национального самосознания украинцев.

Меткие высказывания, необычная метафористичність и раскованность мысли не осталась незамеченной властными структурами, которые начинали наступление на кратковременную демократизацию общества. Именно тогда власть пошла в наступление на интеллигенцию. Писатели старшего поколения, такие мастера, как М. Рильский, А. Малышко (которые тоже сначала недовольно отнеслись к свободе самовыражения молодых, а потом почувствовали благотворное влияние их раскованности), пытались отвести удар от новых творческих сил. Но тщетно: началось травля молодых писателей, и среди них талантливого и яркого Ивана Драча. их унижали, им угрожали, требуя во имя чистоты украинской литературы прекратить «формалистические выкрутасы со словом», которые приводят к искажению идейно-художественного содержания произведений. Это напоминало сталинские времена: многочисленные совещания, активы, собрания, пленумы, по выражению Ивана Дзюбы, «перерастали в сумасшедшую «психическую атаку». Надо было иметь незаурядную силу, смелость и просто обычную выдержку, чтобы выстоять.

Иван Драч, который в то время получил литературное признание не только в Украине, но и в России и за рубежом, продолжал свою литературную работу и не отошел от своих творческих принципов.

В начале 60-х гг. творчество поэта воспринималась неоднозначно. Уже в первых своих произведениях как поэтической формой, так и их содержанием Драч выразил протест против тоталитаризма. Писатель отказывался жить и творить за привычками и предписаниями власти, утвержденными принудительно - силой, кровью, репрессиями.

Его ранняя поэзия знаменовала бунт лучшей части украинской молодежи, которая узнала об ужасных преступление сталинизма (хотя тогда было обнародовано далеко не все). Эту несогласие Драч как поэт прежде всего выразил в сфере поэзии, где насаждался единственный принцип социалистического реализма.

Особенностью поэтического мира Ивана Драча является его постоянное, безостановочное движение, изменчивость, развитие - это совершенство. Его произведения - это стремление как можно яснее, отчетливее осветить драматизм человеческой жизни второй половины XX века, обрести гармонию в дисонансах эпохи.

Иван Драч сломал устоявшиеся нормы искусства социалистического реализма, выступил реформатором поэзии, соотнеся ее с эпохой научно-технической революции. Поэт уверенно вводил своих сочинений лексику новейших научных открытий, обогащая мир поэзии неизвестными к тому средствами. Он широко раздвинул пределы украинского поэтического слова. В его поэзии достижения мировой цивилизации сочетаются с острым осознанием национальной принадлежности, достоинства и уважения к своим корням, как и до каждого отдельного человека, которая представляет собой не «винтик», а целая Вселенная.

Много кого раздражала ассоциативность, метафоричность, символизм его произведений, необычные словосочетания, смелое введение научной лексики в язык стихотворения. Интересной представляется уже первый сборник поэта - «Подсолнух», в которой воспевалась судьба обычного человека, неисчерпаемость человеческого гения на просторах науки и техники, желание разгадать тайны бытия. И на сегодня творческой визиткой Ивана Драча есть произведения, которые еще в начале 60-х гг. захватывали читателей неординарностью поэтического мышления: «Баллада о подсолнечнике» (которая дала название дебютной сборке) и «Этюд о хлебе».

Иван Драч назвал свое произведение о подсолнечник балладой, но баллада, в частности фольклорная, - вид лиро-эпической поэзии фантастического, историко-героического или социально-бытового содержания с драматическим сюжетом. А значит, «Баллада о подсолнечнике» не укладывалась в общепринятые рамки жанра, имея признаки и притчи, и медитации, и небольшой поэмы.

«Баллада о подсолнечнике» - произведение необычное. Ему присущи балладные элементы фантастики (в частности, очеловечивания образов подсолнуха и солнца), особый драматизм (ведь причудливый персонаж с зелеными руками и ногами переживает настоящее потрясение от удивительного видива - солнца на велосипеде). Сюжет произведения довольно забавный: живет подсолнечник, своим поведением он напоминает обычного мальчика, который бегает наперегонки, рвет груши-гнилушки, купается круг мельницы, стреляет воробьев из рогатки и т.д. Единую отличие отмечает автор: у подсолнечника было жесткое зеленое тело. И однажды после купания, прыгая на одной ноге, чтобы вылить из уха воду, он увидел солнце, «в красной рубашке навыпуск, что ехало на велосипеде, минуя облака в небе». И подсолнечник, застигши в немом восторге, просит, чтобы солнце или дал покататься на велосипеде, или посадило его на раму. На первый взгляд, этот стих - просто веселая игрушка. Но своеобразный вывод произведения заставляет признать, что перед нами - не потешная повествование о странных событиях, а притча про красоту и силу поэзии:

Поэзия, солнце мое оранжевое!

Ежесекундно какой-то мальчишка

Открывает тебя для себя,

Чтобы стать навеки подсолнечником.



Павлу Тычине в «Балладе о подсолнух» понравилось, хорошо известная в литературе тема - одаренности и таланта - была подана совершенно по-новому: только тот творец сможет открыть солнце поэзии, кто, взглянув на это солнце, навеки им увлечется.

Достаточно интересным является выбор образов на роль поэзии и поэта. Если солнце - символ света, тепла, чистоты, жизни - вполне подходит на роль поэзии, то на подсолнечник как образ поэта выбор выпал через его национальную символику (хотя растение и была завезена в Украину).

И действительно, углубляясь корнями в землю подсолнух, который тянется головкой к солнцу и напоминает его, достаточно точно передает мысль автора: поэт должен стремиться высочества в поэзии, но при этом укрепившись в родной почве, в национальной творчества.

Новым в этом произведении также было еще и то, что И. Драч обратился не к классического рифмованного стиха, а к верлибру. Следовательно, только в одном поэтическом произведении сборника «Подсолнух» наблюдается новаторство Драча в жанре баллады, в ритмично-интонационных особенностях произведения и неординарном раскрытии темы.

Ассоциативность - сложная и своеобразная качественная признак поэтического стиля Ивана Драча, которая является органичной для его мышления. Вся поэзия поэта основана на ассоциациях. Метафорическая ассоциативность Драча, что переходит в символы, становится образным строем его поэзии. Это дается далеко не всем поэтам, ведь «ассоциация» у Ивана Драча означает психологическая связь между отдельными представлениями, мыслями, чувствами.

Из строк баллады возникают сюрреалистические видения, в которых подсолнечник, что имел «тело шершавое и зеленое», бегает «наперегонки с ветром», «красивое загорелое солнце» ездит на велосипеде, подсолнечник разговаривает с ним.

Произведение написано свободным стихом - верлибром, и именно образ подсолнуха является объединяющим его началом. В образе подсолнуха читатель видит тоненькую фигура бойкого деревенского подростка, непоседливого, подвижного, с неординарным воображением. Окружающий мир засиял перед ним никогда не виданным чудом. Это случилось мгновенно, как озарения.

Новая красота, эстетика сюрреалистических ассоциаций, основанных, однако, на реалистичных деталях, предстала в этой балладе, что преподносит интуицию, озарения как основу поэзии.

Мастерство художника проявляется в умении увидеть по-новому те жизненные явления и процессы, мимо которых остальные люди проходит, даже не замечая.

Сказанное в полной мере касается произведения И. Драча «Этюд о хлебе», который в романтично-опоетизованій форме описывает обыденный для крестьянина процесс выпекания хлеба. Этот процесс подается одновременно и конкретно, и обобщенно. Кто, где и когда священнодійствує над тестом - неизвестно, но читатели словно присутствовали при этом, слышат треск искр и чувствуют запах свежеиспеченного каравая. Изначально стих назывался просто «Хлеб». Затем поэт добавил жанровое определение этюд. Поэтому естественно, что «Этюд о хлебе» - это яркий словесный рисунок. Обрисован образ « миниатюрной звездной ночи» придает изображению особой праздничности и значимости. Интересно, что «главный герой» произведения - то есть хлеб - в тексте ни разу, кроме заголовка, не назван. Но при этом он разнообразно характеризуется, получает свойства живого существа:

На хмеле замешан, видме грудь,

Зарум'янілий, круглый на вид

или

Зачарується беленая хата

С солнца пахучего на столе.



Характеристика хлеба через метафорический образ «пахучего солнца» ненавязчиво подчеркивает отношение человека к караваю, что наравне с самим солнцем несет жизнь.

Баллада - не самый любимый поэтический жанр поэта, однако это совсем не каноническая баллада, а изобретение Драча, который соединил в себе признаки нескольких различных жанров.



Теория литературы

Верлибр - стих без рифмы и размеров с произвольным чередованием строк разной длины.

Этюд (с франц. - упражнение, изучение) - небольшой по объему, преимущественно бессюжетный произведение настроением характера, в котором автор дает конкретную картину, фиксирует момент, выхваченный из жизни, воспроизводит внутреннее состояние человека, нередко на фоне созвучного пейзажа. Это, так сказать, зарисовка с натуры, главная задача которой - схватить несколькими штрихами характер момента жизни. Сначала этюд был жанром живописи, графики, скульптуры.

Баллада «Крылья» (хоть автор и назвал это произведение «Новогодняя Сказка», по жанровым признакам это все-таки баллада рассказывает о том, как Новый год одарил людей разными подарками, - и дяде Кириллу достались крылья. Но подарок не радовал ни Кирилла, ни его жену, потому что от такого подарка семья не имела никакой пользы. И тогда он:

Так Кирилл в сознание бровей,

И, чтобы иметь какую-то свободу,

Топор бруском задобрил,

И крылья откр откр колоду.



Но дяде не повезло, потому что на утро крылья снова отросли. Тогда, чтобы иметь хоть какую-то выгоду, он «На крыльях даже разжился,- Крыльями дом вшил, Крыльями обгородився». На первый взгляд, это произведение имеет чисто развлекательный характер, но, как это было и в «Балладе о подсолнух», автор вводит в текст несколько строк, которые должны подсказать, что произведение имеет значительно более глубокий философский подтекст, чем это кажется сначала:

А те крылья разворовали поэты,

Чтобы их муза была не бескрылая,

На те крылья молились эстеты,

И снилось небо порубленным крыльям.



В балладе И. Драч через образ дяди Кирилла рассказывает о неумении людей воспользоваться своим, вимріяним веками, счастьем, обрекает их быть рабами скудных бытовых интересов. Божественный дар - крылья не приносят ожидаемой радости Кириллу, потому что его ограниченный внутренний мир не готов их принять.

Сборник произведений Драча «Корень и крона» была отмечена Государственной премией Украины им. Т. Шевченко в 1976 г.

В середине 80-х гг. поэт был избран в правление Киевской организации Союза писателей Украины, далее - его председателем, а еще впоследствии - Председателем Народного руха Украины и депутатом Верховной Рады Украины, руководил обществом «Украина», возглавлял Всемирный конгресс украинцев и Конгресс украинской интеллигенции (Куин), был министром в правительстве В. А. Ющенко, принимал активное участие в событиях Оранжевой революции.

Драч продолжает активную общественно-политическую деятельность, является председателем многих республиканских и международных организаций, организатором и членом нескольких движений.

Однако, прежде всего, Иван Драч - поэт, а его творчество - постоянный поиск, постоянное новаторство.

В течение 1962-1988 гг. выходили его сборники: «Подсолнечник» (1962 г.), «Протуберанцы сердца» (1965 г.), «Баллады будней» (1967 г.), «К истокам» (1972 г.), «Корень и крона» (1974 г.), «Киевское небо» (1976 г.), «Сабля и платок» (1981 г.), «Драматические поэмы» (1982 г.), «Тележинцы» (1985 г.), «Чернобыльская Мадонна» (1987 г.), «Храм сердца» (1988 г.).

Жанр баллады в творчестве Ивана Драча представлен еще одним произведением, которое, как и «Баллада о подсолнечнике », не укладывается в общепринятое определение этого жанра. Это - «Баллада рода». В этом произведении поэт передает искреннее убеждение в безсмерті украинского народа:

Сто бешеных седых бед

Да и сушило же рода красоту,

И не висхне отродясь род

Ни в погоду, ни в непогоду.



В этой поэзии. Драч обращается к описанию известного из устного народного творчества символического образа дороги как символа жизненного пути человека:

Внучек тупцю топает,

Тупцю, внуцю, тупцю, парень,

Сто тропинок в мир летит,

Он - сто першеньку протопче...



В последних строках автор подчеркивает убеждении в светлое будущее украинцев:

Роде родной!

Не стлумить

Нашу жилистую породу -

Сто ветров в ногах лежит

Моего рода и народа...



В конце произведения автор поставил многоточие, потому что история украинского народа не дописана. Наша история не имеет конца, и многим поколениям потомков придется много чего вписать в жизнеописание нашей нации.

В конце XX века, а именно 26 апреля 1986 г. Украине выпало пережить чернобыльскую катастрофу. Авария на 4-м блоке Чернобыльской атомной электростанции переросла в глобальную катастрофу - не только экологическую, но и, в первую очередь, моральную.

Правду об ужасной трагедии, скрытую советским правительством, пытались осмыслить писатели, чтобы донести ее до будущих поколений. С таким заданием стремились справиться Бы. Олейник в поэме« Семь », В. Яворивский в романе «Мария с полынью в конце века», Ю. Щербак в документальной повести« Чернобыль» и некоторые другие.

Особое место в тогдашнем литературном творчестве на эту тему заняла поэма Ивана Драча «Чернобыльская Мадонна», опубликована сначала в журнале «Отчизна» (1988 г.), а потом, в том же году, в сборнике «Храм солнца», хотя произведение было написано в 1987 г.

В отличие от других авторов, поэт не удается в течении ужасных событий, а стремится их осветить сквозь призму человеческого горя, показать истерзанную человеческую судьбу на перекрестке конкретной жизни и всемирной истории. Поэма-мозаика «Чернобыльская Мадонна» появилась как искупление и прозрения.

Несовместимые понятия Чернобыля и Мадонны автор соединил в пении-плачи о страшную драму небольшого города над Припятью. Свои боли автор выразил строками:

Нет у меня слов...

Расстреляны в слова.

Молчание тяжело душу залива...

Он не может молчать:

И жестами, немой, возговорив...

Пусть жестами, но сказать должен.



Иван Драч верен себе: сложные образы, чередование рифмованных строк с белым стихом и прозой.

Перед нами другая Мадонна. Не Богородица, но и, на долю которого выпали не меньшие страдания. На ее плечи свалилось бремя последствий чьего-то преступного недосмотра, что стал страшным бедствием для всего народа. Мадонна, у которой выпадают волосы, которая сходит с ума, родив нездоровую или мертвого ребенка:

В юрмищі Хрещатинського дня

Ты босая шла, ты, седая Екатерина...

Какой напиток ты в апрель то пила,

Когда, заквітла сыном, ты ходила,

От Ирода себя не уберегла -

Тебя накрыла и нечистая сила?!



А сколько матерей потеряли тогда своих взрослых сыновей, которые

За мудрость всемирную глупых академий

Платим бессмертием - жизнью молодым.



Эти слова вызваны нестерпимой мукой, болью поэта, который всегда воспринимал горе народа, как собственно, и никогда не молчал. Каждой своей клеточкой он чувствует, что рядом с теми пожарными, что первыми бросились в атомный ад (а матери же воспитывали их для жизни!), горит и его сын:

Тот огнений крест, а на нем и в нем

Пылает мой сын в кольце вогнянім,

Ибо атомные гвозди засажены в руки,

Потому что губы горят от адской муки...

После атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки на камнях остались отпечатки людей, которые сгорели, оставив свой силуэт. На такую тень стала похожа женщина из раздела «Солдатская Мадонна». Ребята рубят и закапывают отравленный лес, а каждое утро на песке появляются следы босых женских ног:

Мы пускали овчарку

Не берет она босой тот следует.



Так кто же это - еще одна мадонна, человек или призрак? Генерал надеется, что это его мать, которая «третий раз уже босса» сбежала из Киева.

Поэт бьет тревогу не безосновательно - после Чернобыльской трагедии люди на протяжении лет умирают от онкологических заболеваний, преодолеть которые медицина бессильна. Не могло же все население, что оказался в эпицентре беды, завернуться в целлофан, как баба с коровой.

Где найти километры целлофана

На рукотворное Киевское море

Или хотя бы на зачарованную Десну,

С которой Киев пьет воду?!



А Чернобыльская Мадонна вырастает в символический образ матери, которая

Несет седая чернобыльская мать

Эту планету... Это больное дитя!..



Один из фрагментов поэмы озаглавленный горько-саркастично: «Ода молодости», ибо «мир ідіотствує, хоть сверху мудреет, спасенный еще раз жизнью молодым».

Стремясь передать многоликость народной беды, поэт наряду с фактологической основой и портретной конкретикой подает образцы «современного фольклора»: На горе горит реактор - Под горою пашет трактор,

обращается к высказываниям своих коллег-писателей, пересказывает рассказы участников ликвидации аварии, прислушивается к зарубежному эхо, прибегает к аллегории. И на основе всего этого, соединив саркастические и трагические ноты со сповідальними, приходит к эстетически переживаемого художественной истины.

Еще в начале своей литературной деятельности большинство шестидесятников предостерегали современников и потомков от «варваров с атомного века». Иван Драч ли не первым из них выдвинул требование моральной ответственности человека за непрогнозируемые результаты НТР («Баллада ДНК», «Баллада о кибернетический собор»). И, к сожалению, все эти предостережения не были услышаны.

По горькой иронии судьбы, именно Драче суждено «воспеть» строительство Чернобыльской атомной станции. Правда, в его цикле «Дыхание атомной» из сборника «Корень и крона» нет «розового» восхищение величием ядерной реакции, а скорее психологические портреты действительно хороших и трудолюбивых людей, которые строили электростанцию. Интересный факт из биографии Ивана Драча: он является одним из немногих, кто не вывозил после взрыва на АЭС в спешке своих детей из Киева, мало того, его сын Максим, на то время уже выпускник мединститута, участвовал в евакуюванні потерпевших, их обследовании и оказании первой помощи и сам тоже подвергся облучению. Поэтому личной болью, отеческой тревогой відгукнулася. в сердце поэта глобальная катастрофа. «Чернобыльская Мадонна» - это плач и покаяние, скорбная «материнская песня из мужской души».

Образ Матери - один из традиционных в украинской литературе. Во времена величайших исторических испытаний наш народ искал защиты и отпущения грехов именно в Матери Божией, своей защитнице. Поэтому в творчестве почти каждого писателя можно найти ее образ: «Скорбная мать Тычины, «Мария» Уласа Самчука. «Чернобыльская Мадонна» является продолжением этого ряда. В прологе к поэме поэт обращается к многовековой традиции изображения Мадонны, одновременно переживая глубокие сомнения относительно своего права на это. Потому что нет еще таких слов, чтобы сполна выразить всенародную трагедию, перед которой все слова бессильны. Однако и молчать художник не имеет права, потому что душу гнетет обязанность сказать правду без украшений. Уже не поэт пишет о Чернобыльскую Мадонну, а Она пишет им, потому что «приходит и делает из тебя перо». Он видит ее профиль в каждом женском лице, отмеченном печатью Чернобыля. Мать - Мадонна - Украина сливаются в воображении художника, разворачивая галерею женских образов: Мать Божья, Женщина-Мать, Родина-Мать - все это грани одного образа.

«Поэма-мозаика» (по определению А. Ткаченко) «Чернобыльская Мадонна» составлена из отдельных, якобы независимых, сюжетно не связанных эпизодов, но объединенных общей идеей - покаяния за страшный грех перед своими детьми и матерями, своим народом, своей Родиной. Поэтому в поэме центральной проблемой является проблема человеческой ответственности за судьбу целой планеты. Корни трагедии поэт видит прежде всего в моральной плоскости. Чернобыль - это месть человеку за потребительское отношение к миру, за многолетнее «христопродавство».

Поэма «Чернобыльская Мадонна» отмечается не только философской глубиной, но и постановкой этических проблем, которые уходят далеко за пределы причин и последствий катастрофы. «Чернобыльская Мадонна» - это не только крик авторового боли. Это крик боли природы, Украины, человека, человечества, это предостережение быть внимательными, человечными, будьте правдивыми, чтобы сохранить планету.

Иван Драч - это незаурядная личность не только в украинской, но и в мировой литературе. В течение трех десятилетий литературной деятельности И. Драч издал много сборников стихов, переводов, киноповестей, литературно-критических исследований, написал несколько киносценариев. Он является лауреатом Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко (1976 г.) и Государственной премии СССР (1983 г.), Герой Украины. Своим долгом перед Украиной считает и дальше «творить Украину и ее культуру...»