Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 60-90-х годов ХХ века

Алексей Федотович Коломиец (1919-1994 гг.)

«Дикий Ангел»

Тема и сюжет произведения

Подзаголовок пьесы четко указывает на ее тему - «Повесть о семье». Для человека все начинается с семьи - воспитание, познание нравственных основ человеческой личности, благосостояние.

В центре пьесы - семья Ангелов, председателем которой является Платон Никитич Ангел. Этот человек всю жизнь работает не покладая рук, даже на пенсии подрабатывает, как может. На первый взгляд, это скупая и черствый человек, который терроризирует свою семью, не позволяет уже взрослым детям жить собственной жизнью. Все деньги в семье Ангела сочтены и «оприходованы». Он отбирает у своих взрослых детей каждую заработанную ими копейку, вразумляет их, что не могут заработать больше. Все семейные доходы собирает и распоряжается ими самостоятельно и очень экономно. Жизнь в этой семье строго регламентировано: все ее члены знают, что, как и когда им делать.

Платон Ангел не дает денег единственной дочери ни на новое платье, ни на курсы иностранных языков. Для этого, по его мнению, дочь Таня должна заработать дополнительно. А младшего сына Павлика, студента, который без родительского согласия решил жениться, вообще выгоняет из дома. Не все ладно и со старшими его сыновьями.

Старший сын Петр достиг больших успехов в карьере, стал руководителем. Но отец узнал, что Петр, от решения которого зависит судьба многих людей, проявил преступную бездумность, и подписал проект строительства жилого дома возле завода и магистрали. А Федор, хотя и стал добросовестным работником, однако в личной жизни совершает недостойно, тайно встречаясь с замужней женщиной, врачом участковой Клавой.

Отец требует от сыновей честности любой ценой, от Петра - признать ошибку, не смотря на то, что он потеряет за это должность; от Федора - обнародовать свои отношения с Клавой и рассказать все ее мужу.

На первый взгляд, Ангелова семья распадается. Дети не согласны с отцом и считают его наставления ошибочными. И будто исчезло из их жизни все то, чему их учил отец, - трудолюбие, честность и умеренность. Но дальнейшие события в пьесе доказывают, что Платон Никитович был прав и справедлив со своими детьми.

Трудолюбивый - даже на пенсии подрабатывает приемщиком хлеба, постоянно что-то мастерит и чинит себе и людям, - к этому с детства приучал и своих детей. Павлик в мастерской с отцом был с трех лет. Поэтому, хотя отец сильно страдал, когда выгнал Павлика, однако был уверен, что сын не пропадет, потому что имеет хорошие трудовые навыки и настойчивость. И действительно, Павлик перевелся на вечернее отделение института, записался вместе с Олей для работы на Севере и заработал там много денег, чтобы жить самостоятельно и содержать собственную семью.

Не смотря на то что отец его выгнал, Павлик не держит на него обиды, наоборот, он по достоинству оценил Ангелову науку. Он вернулся возмужавший, с чувством собственного достоинства и еще большим уважением к отцу. Это видно из того, как он волновался перед встречей с отцом, и с того, который он ему привез подарок - теплый кожух.

Помогает Платон Никитич и второму своему сыну, Федору, преодолеть нерешительность и обнародовать свои отношения с Клавой. По его мнению, если любовь настоящая, то нельзя по углам прятаться и неправдой жить. Впоследствии Клава в присутствии Федора сказала своему мужу Маляру о своей любви и развода с ним.

С Петром отец потерпел едва ли не самое большое разочарование. Старший сын был отцовской гордостью - он добился высокой руководящей должности. Но ошибившись, Петр не хотел признавать свою вину и отвечать за нее: «За пять лет я, может, и не буду здесь работать, переведут на другую работу. За пять лет кому захочется возвращаться к строительству? А если и будут рассматривать. То в крайнем случае выговор. Вот так!».

Эти слова вызывают у отца горечь и гневное осуждение: «В тебе тоже временщик обозвался... За пять лет, мол, может, меня на этой работе не будет. Мол, другой будет отвечать - вот и вся философия временщика. Наделает, напакостить, напутает, грядку свою слоганов, потом на другую работу пойдет или перебросят... и сухим из воды! За каждый год, за каждый месяц, за каждый час своей работы - отвечай! Умрешь, и тогда память о тебе ответит за дела твои...»

Сын тяжело задумывается над словами отца и, в конце концов, решается написать письмо в соответствующие органы, доказывая, почему нельзя оселяти людей возле завода и напряженной автомагистрали. При этом он теряет все - должность, квартиру, привилегии и даже жену. Однако Петр сохраняет собственное достоинство и честное совесть, любовь родителей, уважение родных и знакомых.

Петр при поддержке родителей начинает жизнь с чистого листа: он становится рядовым инженером, а отец теперь планирует семейный бюджет так, чтобы помочь сыну купить кооперативную квартиру.

Чрезвычайно трогательной является сцена субботнего обеда, в Ангеловій семье, в которой теперь появились две новые невестки, Клава и Оля, вернулась обратно Петрова Лида. И уже не кажется детям жестокой и бессмысленной папина «экспроприация» их зарплаты, наоборот, они это считают нормальным экономическим расчетом семейного бюджета.

Платон Никитич Ангел не смог вынести всех волнений за детей, его сердце не выдержало. Но после его смерти семья Ангелов осталась дружной, трудолюбивой и честной, а его дети, наверное, будут воспитывать своих отпрысков так же.



Образ Платона Ангела

В центре пьесы - образ Платона Никитовича, «дикого Ангела. Но «дикий» он только для завистливых соседей и людей, которые живут одним днем, не заботясь о будущем своего рода, таких, как Крячко.

«Дикий» он иногда и в семье. На первый взгляд может показаться, что Платон Никитович является черствым и жестоким со своими детьми, заботится только о копейке. Однако, если заглянуть глубже в душу «дикого Ангела, то можно увидеть любящего отца, который своим воспитанием пытался привить детям любовь к труду, понимания своих обязанностей и ответственность за собственные поступки.

Основными чертами Платона Ангела является честность и трудолюбие. В разговоре с корреспондентом Клоковым он рассказывает пор свою трудовую биографию и что началась она, «когда сам надел штанишки, потом игрушки себе мастерил, потом по хозяйству, потом школа, потом завод...». Ангел - скромный человек, который реалистично смотрит на жизнь. Своих боевых подвигов не вспоминает, потому что само пребывание в зоне боевых действий - это уже подвиг.

В разговоре с журналистом Ангел, отвечая на вопрос про. высшую цель своей жизни, говорит: «Жить как следует». То есть отвечать за каждый свой поступок, чтобы перед потомками за содеянное не было стыдно. Платон Никитович не отделяет себя от государства, он считает себя ее частью: «Мы вместе с государством и планируем, и богатеем ...Правда, я немножко впереди. Потому что у нее есть еще немало дармоедов: или не работают совсем, или много болтают и мало делают. А в моей стране этого нет. Как заработал, так и ешь! Как заработал, так и одевайся», - объясняет он журналисту. Он считает, что, хорошо и много работая, человек тем самым обогащает не только себя, но и государство: «Заработала моя семенная «Запорожец», а государству два «Запорожцы» мы заработали; телевизор - ей два телевизора. Больше мы делаем - лучше государству. Больше труда - крепче государство. Арифметика - проще простого».

По мнению Платона Ангела, каждый человек должен болеть за народное добро, не оставаться равнодушной к бесхозяйственности: «Есть такие, сынок, что меня по-вся-кому прозывают: и «жмикрут», и «лихоимцев», и «скряга»... пусть себе. Иногда увидишь: трубы валяются заржавевшие, куча цемента под дождем пропала... И мне жаль, поверь, как своего, аж в груди печет... Так оно же наше... общее... Государство у нас такое! Хотим жить хорошо. От завода до соломинки, до гвоздя, до кирпичинки - все беречь надо! Скупыми быть! А не розкрадниками и байдужниками! Скупыми!!! Иначе и немыслимо!»

В разговоре с Петром Платон Ангел показывает себя как человек, который широко мыслит, в пределах государства, чувствуя себя принадлежащим к народу: «Говоришь, в крайнем случае выговор. Те выговора в печенках народных відболюють!.. Выговоры! Все выговоры, вынесенные в стране, можно в один сейф собрать!.. А бракованные здания, заводы, уничтожены реки, тысячи машин и на миллиарды бракованного тряпье... Это же те же выговоры, их не спрячешь в сейф... И не увидишь ее на мужчине! Хоть бы ее, как гирю на шею цепляли, сукины сыны, чтобы поясница трещала от нее!..» И добавляет: «человеческий Труд ценить надо, как свой! Человека надо ценить и себя!»

По ходу пьесы за внешней скупостью и домашней тиранией» проглядывает человек с высокими требованиями к себе, к своим детям, к другим людям. Автор в определенно полемической форме нарушает одну из самых болезненных проблем: воспитание сознательных, заботливых и дальновидных в хозяйственных вопросах граждан в труде и через труд. По мнению Платона Никитовича, дети должны отвечать за свою жизнь, поступки и труд перед родителями, а родители - перед обществом за поведение, моральный облик и труд своих детей. Обращаясь к Петру, Ангел так говорит: «С возраста сына моего не выйдешь никогда! Тебя называют не Петька, а Петр Платонович! И Платон за тебя, за твои дела отвечает. И совесть рода своего не дам осквернить!»... «В государстве вас миллион - за всеми не уследишь, а у меня вас четверо. Каждый должен видеть и за каждым присматривать! Испокон веков так велено родителям!»

С одной стороны, Платон Никитович ведет себя с детьми жестоко: лишает старшего сына хорошей работы и любого благосостояния, среднего без предупреждения сводит с глазу на глаз для решительного разговора с Клавой и Маляром, наименьшего вообще выгоняет из дома за то, что без разрешения женился. Но, с другой стороны, эти действия были необходимы, чтобы сохранить человеческое достоинство и самоуважение его детей, чтобы, оступаясь, они все же оставались Людьми.



Образ Крячко

Идейным противником «дикого Ангела является его соседа Крячко. Вместе с Платоном Никитовичем он воевал, а потом работал на заводе. Он имеет свой собственный взгляд на жизнь, противоположный Платонового. Крячко всегда противопоставлял себя Ангелу и обличал его за «жадность»: «Делаешь, зарабатываешь, приробляєш, сверхурочные, премиальные... На пенсии, а устроился еще в хлебный магазин приемщиком. Ночью товар принимает, или сам, или Федора посылает, чтобы шестьдесят рублей купить. Такие, как ты, Платон, обирают государство, как липку». Крячко даже хотел выступить против Ангела общественным обвинителем на заседании товарищеского суда, ибо Ангел якобы незаконно вскопал пустирчик возле дороги и луком и укропом засадил.

Крячко живет одним днем и не заботится о будущем. Неудачное воспитание сына он списывает на недостатки в государственной системе образования и другие факторы, но собственной вины в этом не усматривает. Наконец Крячко-младший нигде не работает, начинает пить, даже поднимает руку на отца и, в конце концов, оказывается за решеткой.

Крячко радуется неурядиц в семье Ангелов: это позволяет ему оправдать свои семейные неурядицы - мол, у всех случаются ошибки в воспитании детей. Но такие его выводы были преждевременны: воспитание детей, заложено семьей детства, определяет всю их дальнейшую судьбу. Так, дети Ангела поняли, что родительское воспитание единственно правильное, а сын Крячко был осужден на три года и отбывает наказание в исправительно-трудовой колонии.

Семья Ангелов относится к Крячко очень внимательно и чутко, не смотря на его характер: Ульяна, жена Платона Никитовича, привозит ему с базара продукты, Федор с Таней хотели устроить его сына на завод, а Лида всегда угощала соседа.



Другие образы пьесы

Сыновья Ангела. Петр, Федор и Павлик - трудолюбивые и честные. На них сильно сказалось влияние родителей, и они неосознанно подражают его. Например, дача Петра - копия жилище Ангелов.

Ульяна, Таня. Жена Платона Ульяна является верной помощницей своего мужа во всех вопросах. Она несет на своих плечах все хозяйственные вопросы, все знает о своих детях, поддерживает каждого. Но Ульяна бесспорно разделяет взгляды на воспитание своего мужа, только есть чуйнішою и турботливішою.

Таня - трудолюбивая, умная, остроумная и острая на язычок, мечтает стать стюардессой. Она - единственная, кто вслух, хотя и шутливо, выражает протест против отцовских методов воспитания, называя некоторые его поступки «феодальными» и иронизируя по «экспроприации» зарплаты. Однако дочь глубоко уважает отца, любит и понимает его. Выполняя все его требования, она об этом не жалеет.

Маляр. Маляр - мужчина Клавы, трудолюбивая и не обделена талантом человек, жизнь которого, к сожалению, сложилась не очень счастливо. Художник умело зарабатывал деньги, пока жена училась в мединституте, терпеливо и настойчиво пытался ей помочь. Он создал уютную дом, содержит семью и очень любит дочку. Но Художник не выдержал, и его душу начал точить цинизм и эгоизм. Понемногу он начал пьянствовать, теряя все лучшее, что в нем было. В семье начинаются ссоры, обиды и даже драки. Подчеркивая изменения, которые произошли в Маляры, автор «превращает» его глаза «озер с искорками солнца» в «вилупкуваті».

Пьеса «Дикий Ангел» отличается художественным своеобразием: умело острый, напряженный сюжет с неожиданными поворотами; остро актуальный конфликт; использованы средства контраста в противопоставлении персонажей (Ангел - Крячко). Автор заинтересовывает читателя динамичными диалогами (Ангел - Клоков), содержательными монологами с глубоким подтекстом (монологи Ангела, Крячко, Лиды, Маляра).

Драма А. Коломийца «Дикий Ангел» поднимает такие актуальные вопросы, как проблема ответственности за собственную работу, поведение, образ жизни перед собой и перед обществом, будущими поколениями.