Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 60-90-х годов ХХ века

Юрий Михайлович Мушкетик (Род. 1929 г.)

Жизненный и творческий путь




Юрий Михайлович Мушкетик родился 21 марта 1929 г. в с. Веркиївці на Черниговщине. Отец писателя учительствовал в сельской школе, а мать вела активную общественную деятельность, участвовала в организации первых союзов, а затем много лет возглавляла колхоз.

С юных лет Юрий Мушкетик вынес любовь к человеку, к природе, и затем неоднократно подчеркивал ценности человеческой жизни. Детство Ю. Мушкетика пришлось на годы Великой Отечественной войны, которые оставили в душе писателя глубокий след на всю жизнь. Когда отец ушел на фронт, мать с двумя сыновьями отправилась в эвакуацию, опасаясь за судьбу детей, поскольку семья считалась семьей сельских активистов. Но быстрое перемещение фронта на восток заставило семью вернуться в село. И тут пареньку пришлось претерпеть бедствия оккупации. На Сумщине шли жестокие бои фашистов с партизанами.

После освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков Юрий Мушкетик продолжил обучение в школе.

В течение 1948-1953 гг. Юрий Мушкетик учится на филологическом факультете Киевского университета, и потом еще три года - в аспирантуре при кафедре украинской литературы. На эти годы приходится литературный дебют Мушкетика - повесть «Семен Палий», опубликованная в 1954 г. в «Советском писателе». Тогда же эта повесть вышла в свет в переводе на русском языке в журнале «Дружба народов» и отдельным изданием в издательстве «Молодая гвардия».

Эта повесть получила одобрительные отзывы и читателя, и критики, однако в ее композиции еще чувствовалась неопытность молодого автора. Впоследствии писатель существенно доделал повесть, новый вариант которой вышел уже в 1979 г. в двухтомном собрании его сочинений. Писательская неопытность в некоторой степени сказалась и на втором произведении Мушкетика, историческом романе «Гайдамаки» (1957 p.). Однако в воссоздании исторической эпохи это произведение, по сравнению с «Семеном Палием», отмечается широким эпическим размахом.

Уже в первом своем литературном произведении на главное место автор ставит судьбу человека, ее значимость в мире, в судьбе человечества. Ведь народ состоит из отдельных личностей. Поэтому и судьбу нации автор пытается проследить через судьбу одного человека.

Герои Юрия Мушкетика сотканы из противоречий. Независимо от принадлежности к исторической эпохи и социального положения они поражают своим единством с миром. Наверное, это единство автор чувствует в себе, в людях, которые окружают его сейчас и окружали с детства.

Начиная с 1956 г., писатель в течение 20 лет работает в редакции журнала «Днепр» ответственным секретарем, а впоследствии и главным редактором. Редакционно-журналистская работа существенно сказалась на творчестве Юрия Мушкетика и была одним из факторов, которые способствовали его обращению к современности с ее проблематикой. Показывая образ современника, писатель увлекся изображением внутреннего мира человека. Его первым шагом в этом направлении стал роман «Сердце и камень» (1962 г.). А следующие произведения - роман «Капля крови» (1964 г.), «Последний остров» (1969 г.), сборник новелл «Зеленеє жито» (1965 г.), повесть «День пролетает над нами» (1967 г.) - подтвердили основную линию творчества Мушкетика.

Интересным свидетельством творческого развития писателя стала также более поздняя повесть «Старик в задумчивости» (1974 p.).

В творческом багаже писателя есть непривычные для него произведения. Прежде всего речь идет о рассчитанную на юных читателей фантастическо-приключенческую повесть «Съешь сердце льва» (1972 г.), в которой на фоне приключений первобытных людей показана их борьба за человеческое самоосознание. Вторым не типичным для Мушкетика произведением стала художественно-документальная повесть о выдающемся ученом В. М. Глушкова «На крутые горы» (1976 г.).

Новым витком в развитии таланта Ю. Мушкетика стали романы и повести 70-80-х годов - « Жестокое милосердие» (1973 г.), «Белая тень» (1977 г.), «Смерть Сократа», «Боль», «Суд над Сенекой» (1978 г.), «Позиция» (1979 г.), «Возвратись в дом свой» (1981г.), «Метель» (1982 г.), «Рубеж» (1984 г.), «Обвал», «Желтый цвет одуванчика», «Слеза Офелии» (1985 г.), «Яса» (1987 г.).

За 30 лет творческой деятельности Юрий Мушкетик опубликовал более десяти романов, ряд повестей и сборников рассказов, несколько пьес, которые отражают историческое развитие государства и роль личности в нем. Автор создал немало глубоких образов, продолжая поиски новых форм и средств выражения важных проблем современности, он поставил основным объектом своего исследования человека.

За роман «Капля крови» автора отмечен Республиканской премией им. М. Островского(1965 г.), за роман «Позиция» - Государственной премией УССР им. Т. Г. Шевченко (1980 p.). Среди современных писателей фигура Юрия Мушкетика отличается не только разнообразием прозаических жанров в его творчестве, но и философской глубиной. Независимо от того, какую историческую эпоху описывает автор, он пытается исследовать человека, его положительные и отрицательные качества, дать оценку ее поступкам, а может, и самой ее сущности.

Писателя интересует история народа в разные времена, но ведущей чертой каждой эпохи, по его мнению, является нравственная красота ее представителей.

Кстати, во всех произведениях Юрия Мушкетика прослеживаются характерные признаки его прозы:

- изображение величия и одновременно простоты героя;

- показ борьбы с равнодушием;

- авторское исследование человека, которая носит конфликт в себе;

- глубокий психологизм в изображении героя, показ способности героя совершать суд над собой;

- воспроизведение независимости действий героя от автора;

- утверждение единства человека и мира.

Персонажи произведений Юрия Мушкетика, будь то исторические фигуры или выдуманные герои, всегда значимые, ибо полны глубокого психологизма. Казаки и польская знать, крестьяне и ученые способны как на героические поступки, так и ошибки. Перед нами не просто герои произведения - перед нами живые люди. Кошевой атаман Сирко в романе «Мяса» не просто дальновидный полководец и политический деятель, а человек, способный любить, страдать и ненавидеть. Иван Пивторак («Жестокое милосердие») - обычный деревенский парень и мужественный защитник Отечества, профессор Холод («Капля крови») предстает гуманным человеком и опытным хирургом.

Автор уважает все человеческие моральные проявления своих героев - представителей разных профессий. С любовью относится он к человека-труженика, будь то выдающийся скульптор («Старик в задумчивости») или простая колхозница («Суд»).

Герои всех произведений Мушкетика неотрывны от родной земли. Это и ее защитники («Семен Палий», «Жестокое милосердие»), и труженики («Позиция», «Боль», «Капля крови»).

Осмысливая исторические события давнего прошлого Украины, автор преподносит национальное сознание современников, а обращаясь к событиям Великой Отечественной войны, показывает жизненную силу, любовь и верность, которые направляют героя в сложных обстоятельствах и является самым высоким патриотическим проявлением его личности.

Следует отметить, что мораль коллективизма, которой руководствовался Юрий Мушкетик еще с детства, стала ведущей идеей большинства его произведений. Еще в первом своем романе «Семен Палий» автор начал раскрытие важности коллективизма в борьбе с врагом. Этой теме была продолжена в повести «Черный хлеб». В первые послевоенные годы подольские колхозники становятся единым сплоченным организмом, способным не только преодолевать трудности, но и вместе переживать радостные минуты.

Автор высоко оценивает коллективистские проявления человеческих личностей, способных на противостояние эгоистичным тенденциям, которые встречаются в жизни. Так, в рассказе «Командировки» автор показал единодушие взглядов людей в Отношении больных детей. Воспитательница интерната Наталья Поликарповна Наседка достойна уважения за материнское отношение к своим воспитанникам. В трудную минуту ее поддержали совершенно посторонние люди, устроив детей на операцию и оказав материальную поддержку воспитательнице, которая способствовала их выздоровлению. Одновременно Юрий Мушкетик показал равнодушие и эгоизм директора школы, который потерял моральное право называться не только педагогом, но и человеком.

Таким образом, осуждение негативных человеческих проявлений автор начал еще в шестидесятые годы, доведя зрелость своего творческого мастерства.

Литературную деятельность Юрий Мушкетик начал, еще учась на втором курсе университета. Глубокое изучение истории родного края и фольклорных источников побудили его к написанию повести о Семена Палия.

Дебют Мушкетика как писателя датируется 1954 г., когда в издательстве «Советский писатель » вышел его роман «Семен Палий». Того же года в журнале «Дружба народов» появился перевод произведения на русском языке. Роман был высоко оценен и читателями, и критикой.

Лишь впоследствии автор признается, что не все в романе его удовлетворяет. В трактовке определенных событий он вынужден был идти по официальным канонам. Так, образ гетмана Мазепы отличается от современного видения, однако подход к его созданию можно признать неординарным. Благодаря глубокому, тонкому психологизма образ гетмана изображено нетрадиционно - «через призму реальности социальных отношений».

Писатель проникается мечтами своего героя, показал сложность его натуры: «...Пышный пир в честь гетмана, звуки боевых горнов во время отъезда долго звучали в Мазепиних ушах. Даже сон отлетел от Мазепы в те дни. Веселый, разговорчивый, он скакал на лошади, кружил с старшиной водку. Когда оставался в одиночестве - мечтал. Даже начал писать думу, сам с того посмеиваясь. Стихами баловался давно. Даже написал несколько песенок, и их пели в Батурине. Мазепа представлял себе Петрово посіріле от злости, с вытаращенными глазами, лицо и улыбался».

Следующее произведение Ю. Мушкетика, роман «Гайдамаки», вышел в свет в 1957 г. Он доказал, что писатель не оставил переосмыслению истории своего народа. Этот роман отличался более широким эпическим размахом в воссоздании исторической эпохи. В остальном роман « Гайдамаки » схож с первым историческим произведением писателя, ибо Юрий Мушкетик не просто рассказывает об определенном историческом событии, а пытается раскрыть ее через судьбы героев, добавив определенного психологического окраску каждому из персонажей. И каждый из героев произведения по-своему трактует события общенационального значения.

Как объяснить тот факт, что молодой писатель прибегает к такого сложного прозаического жанра, как исторический роман? Тяжелые условия послевоенной действительности побудили многих писателей на написание произведений исторической тематики. Ведь именно эти произведения способствовали самоидентификации нации, которая завоевала себе право на жизнь в годы Великой Отечественной войны. Необходимо было напомнить народу о его славном прошлом. Именно в эти годы выходят в свет исторические произведения и других мастеров слова («Святослав» Семена Скляренко, «Переяславская рада» Натана Рыбака, «Хмельницкий» Ивана Ле и другие).

Работа в журнале «Днепр», которую Юрий Мушкетик начал в 1956 p., сблизила его со многими писателями, помогла обрести собственного мастерства.

Конец пятидесятых годов ознаменовался выходом дилогии о Великой Отечественной войне, которую составили повести «Огни среди ночи» (1959 г.) и «Черный хлеб» (1960 г.).

Герой дилогии - паренек-подросток. При создании этого образа автор использовал реальные события из собственной жизни. Герои произведений не всегда четко показаны, но общее впечатление от этого не портится, потому что не возбуждено ни правдивости, ни народного колорита.

Автор воссоздал жизнь полесского села, которое состоит не только из послевоенных будней, но и из первых мирных радостей. Словом, Ю. Мушкетик показал жизнь во всех ее проявлениях.

Главный герой дилогии олицетворяет судьбу большинства талантливых детей. Образ мальчика-подростка напоминает судьбу и самого Юрия Мушкетика, и всех тех писателей, чье детство было омрачено войной.

К тому же автор очаровывает нас прекрасными пейзажами, дает возможность почувствовать атмосферу, в которой растет самобытность художника, вызревает его единство с миром.

Начало шестидесятых годов был для Юрия Мушкетика очень плодотворным. Во-первых, писатель качественно изменил тематику творчества, перейдя к изображению образа современника, во-вторых, увлекся исследованием внутреннего мира человека.

У1962 г. вышел из печати роман Мушкетика «Сердце и камень». Гуманистические идеи автора воплощен в образе главного героя произведения Федора Куста, душевное состояние которого чрезвычайно сложный. Инженер-атомщик, он, потеряв здоровье и превратившись в инвалида, отчаялся в жизни. В возвращении в родное село доживать до пенсии он видит единственный для себя выход. И именно в водовороте человеческой жизни на селе Куст понял, что не может находиться в стороне. Его счастье - в борьбе за человека. В противовес Федоровому душевному обновлению выступают образы его братьев - Василия и Павла. Василий ищет душевного равновесия, которую потерял, не разобравшись в жизни, а Павел, наоборот, равновесие превратил на равнодушие в отношении к своим подчиненным колхозников. И впоследствии как председатель колхоза потерял доверие со стороны людей.

Значительно глубже тема человечности и морали звучит в романе «Капля крови», где автор обращается к человеческой совести. Противоречия, которые возникают между двумя известными хирургами, Биланом и Холодом, вызваны как раз моральными критериями оценки не только человеческого труда, но и человеческой жизни вообще. Именно жизнь пациентов ставят под угрозу профессор Билан для того, чтобы снискать себе признание и получить собственную клинику. На чашу весов, не задумываясь, кладет он жизнь пациентов, во имя удовлетворения своего эгоизма. Его антигуманной философии противопоставлено моральные качества другого врача, ведь служение людям, чуткое отношение к больным стало сущностью естества Прокопа Гордеевича Холода. Профессор Холод считает, что «...человеческая жизнь - это капля. Всего лишь. Мы не имеем права рисковать ею... Даже ради высшего. Мы не давали его. И выше него нет». Морально-духовная проблематика занимает главное место в произведениях Юрия Мушкетика и в 70-е pp. Но в отличие от творчества предыдущего десятилетия на первый план выходит уже не проблема отношений между людьми или людьми и обществом, на первый план выступает сам человек.

Роман «Белая тень» занимает выдающееся место не только в литературе семидесятых годов вообще, а и в творчестве его автора. Ведь именно в этот период Мушкетик наиболее сильно и точно показывает глубокий психологизм героя, его внутренний мир. Таким образом, наивысшим мерилом собственной жизни главный герой произведения Дмитрий Иванович Марченко сделал совесть. Он никого не обвиняет в своих неудачах и недоразумениях с людьми, даже самыми близкими. Профессор Марченко ищет причину в себе. Его образ привлекает читателя стремлением познания и самопознания. Он честный и порядочный человек, исполненный чуткости к природе и всему живому.

С особой чувствительностью Дмитрий Иванович относится к человеку. Крестьянин по происхождению, он достиг высокого уровня образованности, стал известным ученым, под руководством которого рассматриваются важные для человечества проблемы фотосинтеза. Сложность образа Марченко заключается в душевных поисках добра и истины, в преодолении собственных недостатков и промахов. Но именно этот образ является наиболее полным утверждением «диалектического единства человека и мира». Изображая профессора Марченко, автор утвердил свою концепцию человека.

На протяжении всего творческого пути писатель обращается к исторической прозы. Ранние исторические романы построены на национальной почве. Начало же семидесятых годов ознаменовалось расширением исторической тематики и обращением к античной истории.

Так, в 1971 г. Юрий Мушкетик выдал большой рассказ «Смерть Сократа». В этом произведении автор противопоставляет две личности - Сократа и Феогена. Противоборство двух персонажей заканчивается гибелью Сократа и признанием правоты Феогена. Но история рассудила по-другому: Феоген канул в небытие, а Сократ обрел бессмертие. «То есть автор при оценке деяний героя использует уже не временные политические предписания той или иной эпохи, а меряет деяния мерке правды во времени, общечеловеческой, точнее говоря, правдой гуманистической».

Продолжением темы значение личности в истории является историческая повесть «Суд над Сенекой», конфликт которой строится на взаємозапереченні философа Сенеки и императора Нерона. Ведь Нерон как ученик Сенеки во времена своего правления использовал науку учителя не во имя добра, а во имя зла. Увидев последствия своего учения на Перонові, Сенека кончает жизнь самоубийством, потому что сам судит себя. Казалось бы, время расставило все точки, и учение Сенеки, учение добру и искусству, признанное многими поколениями, а преступления Нерона стали символом зла и проклятия. Однако не следует забывать, что Нерон - это не просто порождение своей эпохи, это воспитанник Сенеки, следовательно, сам учитель причастен к перерождению добра на зло.

Оба эти произведения Юрия Мушкетика осветили «живу и невпокорену человеческую душу, которая близка и понятна живым и ничего непокоренным душам нашего мимолетного времени...».

В 1970-1974 гг. Юрий Мушкетик создал первую редакцию романа «Мяса», к работе над которым он вскоре еще вернется.

Выдающимся явлением не только в творчестве самого Мушкетика, а и в исторической беллетристике вообще есть повесть «Желтый цвет одуванчика».

Снова перед нами предстают два типа художника. Судьба их в чем-то похожая, а в чем-то резко индивидуальная (укр) их творческий рост происходит далеко от родного края, они забывают родной язык. Но один из них, Кукольник, отрекается и родного народа, второй, Гоголь, напротив, основывает свое творчество на родном фундаменте.

Произведения Мушкетика семидесятых годов имеют точки пересечения не только в схожести конфликтов между добром и злом, смертью и бессмертием, а и в выработке личной позиции к поискам сущности человека.

Так, вторая редакция романа «Яса» стала выдающимся событием в литературной жизни Украины, ведь автор это просто обратился к родной истории, а и рассмотрел самый сложный ее период, сутки так называемой Руины.

Роман «Яса» - это большое эпическое полотно, в котором красной нитью прослеживаются переживания писателя за судьбу родной земли. Он доказал, что героизм

рождается не на пустом месте, а там, где есть высокие патриотические чувства. Иван Сирко - яркая фигура как в истории, так и в литературе. В романе «Яси» он вступает в отношения с действительными историческими фигурами.

Главный герой произведения - славнейший кошевой Запорожской Сечи Иван Сирко.

Вымышленные персонажи - Мокий Сыворотка, Лаврентий Перекрест и Марко Ногаєць - является логическим довершением тогдашнего раздора, который творился не только сере; казацкой верхушки, а и простого народа. Таким чинок. исторический роман «Яса» приобрел большого патриотического значения благодаря высоким гражданским принципам его автора.

Иван Сирко пытается объединить Украину, разделенную пополам отвратительной Андрусовского сговору. В то чаи как гетманы Самойлович и Дорошенко делили булаву, которая олицетворяла собой государственную власть, Иван Сирко стремился объединить обездоленный украинский народ.

Итак, как в небольших по жанру прозаических произведениях, так и в больших эпических полотнах Юрий Мушкетик пристально вглядывается в лица своих героев, заглядывает в глубины душ, обрисовывает сегодняшнюю человека в исканиях, в борьбе, в противоречиях. Поиски истины, поиски правды и справедливости, отстаивание добра, непримиримость к злу - все это характерно для персонажей, которым прозаик симпатизирует.

Каждое произведение Юрия Мушкетика, написанный автором в семидесятые годы, отмечается выраженной морально-этической проблематикой и попыткой автора найти ответы на важные вопросы современности.