Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 60-90-х годов ХХ века

60-е pp. XX века в СССР были годы так называемой хрущевской «оттепели». Это был период осуждения «культа личности» Сталина и некоторой либерализации советского общества в 1956-1964 гг.

Постоянными репрессиями, происходившими до Великой Отечественной войны, а после нее - у1947р., 1949г., 1951 p., было обеспечено полное повиновение советского народа властям. Арест Берии в 1953 г. парализовал работу КГБ. Разоблачение «культа личности» Сталина в 1956 г. не изменило ситуации и не пробудило запуганного народа, как и не изменило тех, кто стоял у власти.

«Оттепель» была тщательно спланирована. Но на первой ее волны вдруг проснулись молодые литературные силы их породила особая атмосфера перемен: разочарования, боли, радости и свободы. Это были годы больших волнений и духовных поисков, вызванных либерализацией, что вылилось в безудержный обновление искусства (авангардизм в литературе, живописи, скульптуре, зарождение рок - и поп-музыки).

Хрущевская «оттепель» и попытки демократизации общества порождали в душах людей надежду на украинское возрождение образца 1920-х pp., когда в национальном писательстве бурно создавались художественные школы, направления, группировки, а на страницах периодических изданий не утихали страстные литературные дискуссии. Именно в 1960-х гг. было реабилитировано группу уничтоженных коммунистическим режимом писателей (Есть. Плужник, А. Около, И. Кириленко и др.), вышли из печати их произведения; подавляющее большинство отмечалась эстетической полноценностью с тем, что писали тогдашние известные авторы, проникаясь компартийной идеологии.

Молодое поколение писателей начало ориентироваться не на современных им классиков социалистического реализма, а на лучшие образцы реабілітованої литературы и писателей начала XX в. их было названо поколением шестидесятников.

На формирование их мировоззрения повлияли социальные катаклизмы, которые и легли в основу творчества (война, восстановление, репрессии), способствовали масштабности мышления, ощущением сопричастности к истории и ответственности за судьбу своего народа.



ЭТО ИНТЕРЕСНО

Шестидесятники - название новой генерации (поколения) советской и украинской национальной интеллигенции, вошедшей в культуру и политику в СССР во второй половине 1950-х-в период временного ослабления коммунистическо-большевистского тоталитаризма и хрущевской«оттепели» (десталинизации и некоторой либерализации) - и наиболее полно себя творчески обнаружила в начале и середине 1960-х годов (отсюда и название).

В политике 60-70-х годов XX века «шістедесятники» представляли собой внутреннюю моральную оппозицию к советского тоталитарного государственного режима (политические заключенные и «в?заключенные совести», диссиденты).

С началом политики «Перестройки» и «Гласности» (вторая половина 80-х - начало 90-х pp.) «шестидесятниками» стали называть также представителей новой генерации коммунистической элиты, пришедшей к власти и чье мировоззрение формировалось в конце 50-х - начале 60-х pp.

Шестидесятники выступали в защиту национального языка и культуры, свободы художественного творчества. Основу движения шестидесятников составили писатели И. Драч, Г. Винграновский, В. Симоненко, Л. Костенко, В. Шевчук, Есть. Гуцало, художники. Горская, В. Зарецкий, литературные критики И. Дзюба, Есть. Сверстюк, режиссер Л. Танюк, кинорежиссеры С. Параджанов, Ю. Ильенко, переводчики Г. Кочур, М. Лукаш и др.

Шестидесятники противопоставляли себя официальному догматизмові, исповедовали свободу творческого самовыражения, культурный плюрализм, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Значительное влияние на их становление оказала западная гуманистическая культура, традиции «расстрелянного возрождения» и достижения украинской культуры конца XIX - начала XX века.

Шестидесятники развили активную культурной деятельности, которая выходила за рамки официоза: устраивали неформальные литературные чтения и художественные выставки, вечера памяти репрессированных художников, ставили замалчиваемые театральные пьесы, составляли петиции в защиту украинской культуры.

Организованы в 1960 г. Клуб творческой молодежи в Киеве и в 1962 г. клуб «Подснежник» во Львове стали настоящими очагами альтернативной национальной культуры. Шестидесятники восстановили традиции классической дореволюционной интеллигенции, которой были присущи стремление к духовной независимости, политическая отчужденность, идеалы гражданского общества и служение народу.

Первыми представителями шестидесятников в Украине были Лина Костенко и автор гостропубліцистичних стихов, направленных против русификации и национального порабощения Украины, Василий Симоненко.

За судьбой каждого из молодых писателей стояла большая потребность нашего народа в духовном возрождении. Это и был ключ к разгадке появления шестидесятников.

В начале 1960-х гг. происходит безудержный выплеск энергии созидания (особенно художественного) - наступает время творческого самопроявления.

Шестидесятники пришли в литературу, чтобы заполнить вакуум, который появился в ней в эпоху тоталитаризма.

Поэзия бесплодна, как толока,

Все замерло, словно прошла чума...



Именно о таком состоянии украинской литературы накануне «оттепели» отчаянно констатировал двадцатилетний Василий Симоненко («Толока», І955 p.).

Искусство нового времени запрагнуло правды и свободы. В прологе к поэме «Смерть Шевченко» И. Драч провозгласил:

Художнику - нет скованных норм.

Он - норма сам.

Он сам в своем стиле.



Эстетическая независимость шестидесятников вырастала из мощных национальных мировых традиций. В этот период в Украину хлынули два духовно-информационные потоки.

Первый - сильное течение зарубежной культуры, которая до этого времени поступала в национальное информационное пространство «дозировано». Поэтому шестидесятники стали едва ли не первым после неоклассиков поколением художников-интеллектуалов, основательно знакомых с сокровищами мирового искусства, в том числе модерністичного. В Украину пришла поэзия В. Уитмена, Г. Аполлинера, Шелюара, Ф. Г. Лорки, П. Неруды, эмоционально напряженная проза Дж. Джойса, Э. Хемингуэя, Э.-М. Ремарка, Г. Белля и др. Это была духовная атмосфера шестидесятников, воздух, которым они дышали.

Второй культурный поток - произведения реабилитированных украинских писателей, преимущественно представителей «расстрелянного возрождения» (В. Чумак, Е. Плужник, М. Зеров, М. Драй-Хмара, А. Слисаренко, Г. Косынка и др.).

Третьим культурным источником шестидесятничества была народное творчество, что тоже вдохновляла молодых писателей на эстетические поиски.

Переплавивши в своем воображении самые разнообразные художественные явления, они решились на противостояние «самому передовому методу» - социалистическому реализму - и дали украинской литературе новое, оригинальное, на удивление разнообразное искусство.

Главным отличием литературного шестидесятничества стала творческая индивидуальность, неповторимость, взаимная непохожесть.

Все шестидесятники были в оппозиции к Власти. Черты их творчества имели некоторые общие признаки:

- гуманистический пафос и усиление личного начала как главные признаки сочинительства 1960-х гг.;

- «юный идеализм», который просветляет, возвышает и объединяет;

- искание правды и честной позиции. Поэтов того времени называли формалистами именно за поиск своей творческой индивидуальности (на самом же деле за искания истины - вместо идеи, спущенной сверху для воспевания);

- противостояние официальной литературе и всему аппарату. Противостояние было прежде всего морального характера - в публичных выступлениях или в своих произведениях;

- «честь имени». Именно честные произведения стали выражением нравственной позиции шестидесятников. Конечно не каждое произведение было безупречным, не одинаково удерживались на высоте нонконформизма и писатели, но все они были затаенным голосом общественного мнения, они явно отличались и сразу же упізнавались и редакторами и читателями.



Теория литературы

Нонконформизм (от англ. Non-conformism - несогласие) - несогласие, неприятие норм, ценностей, целей, доминирующих в конкретной группе в конкретном обществе.

В Украине нонконформистским искусством было традиционное искусство, что не вписывалось в рамки соцреализма. Оно не столько предлагало новые эстетические и мировоззренческие ценности, сколько возвращалось к ним. Митці60-х лет словно заново открывали значение таких категорий, как творческая личность, ценность собственного взгляда на жизнь, индивидуального опыта, не омраченного ни идеологическими догмами, ни эстетическими нормативами.

Нонконформістське украинское искусство - это искусство, не заангажированное соцреалистической проблематикой.

Формы украинской nonconformist культуры: «неофициальное искусство», «диссидентское модернизме», «шестидесятничество», «другое искусство». Причем характерные черты нонконформизма пронизывают все сферы культуры: музыку, литературу, кинематограф, науку, философию, изобразительное искусство, театр.

Специфика украинского нонконформизма заключается в сосредоточенности на профессиональных задачах.

Инакомыслие украинского нонконформизма было в доверчивом, интимном обращении к человеку. Нонконформизм существовал в подполье.

Расцвет свободомыслия в шестидесятые годы почти все исследователи этого времени связывают с хрущевской «оттепелью» (термин И. Эренбурга), моментом, когда можно проснуться с осознанием человеческого достоинства, моментом свободы.

До украинского нонконформизма можно отнести в искусстве: в Киеве - художников А. Суммар, В. Ламах, Г. Гавриленко, А. Лимарева, А. Левичев, И. Марчук, Ф. Гуменюк, А. Дубовик, А. Горскую; во Львове - Р. Сельского, К. Зверинского со своими школами; «неформальную академию» Ф. Манайло из Ужгорода, B. Макаренко из Днепропетровска; художников-нонконформистов Одессы - А. Ануфриева, В. Стрельникова, Л. Ястреб, В. Маринюк, В. Басанец, В. Хрущ, C. Сычева, О. Соколова; новаторские идеи в литературе наблюдаются в творчестве Г. Тютюнника, Есть. Сверстюка; в поэзии - в творчестве И. Драча, Б. Нечерди, Л. Костенко, В. Стуса; в театре - в работах Д. Лидера, М. Івницького; в музыке - В. Годзяцького, Л. Грабовского, В. Губы, Ю. Ищенко, В. Сильвестрова, Есть. Станковича; в кинематографии - в С. Параджанова, К. Муратовой, Ю. Ильенко; в хореографическом искусстве - в С. Лифаря.

Творческая нонконформістська интеллигенция обострила главное противоречие для всей советской эпохи - противостояние тоталитарного «мы» и традиционной культурной потребности сохранить духовное «я», что так много значит во все века и эпохи.

В литературу пришла «живой человек», которая раскованно мыслил и высоко ценила красоту, не стеснялась плакать и умела смеяться, гневаться, любить - по-настоящему, а не на словах, способна была отразить свои переживания в слове, прежде всего поэтическом. Ведь поэзия, по выражению Д. Павлычко, - «это язык молодых», глубоко личное, субъективное и вместе с тем подвижно-переменная. Поэзия стала выразителем идей, настроений, чувств целого поколения. Она провозгласила своим кредо правду, своим героем - человека, заговорила о сложных «парадоксы времени», боли народа, вызванные несправедливостью, несправедливостью, унижением национального и человеческого достоинства.

Новые имена воспринимались читателем и закреплялись в его памяти, именно за это молодые литераторы попадали под обстрел партийной критики. Но разоблачения не сопровождалось арестом, и это новое обстоятельство обостряло интерес к рисковому автора, который не интересуется мнением всемогущей власти.

Поэзия И. Драча, В. Симоненко, Б. Олейника - то был действительно лирический эпос суток. Чуть позже в процесс обновления проблематики и поэтики литературы включилась проза, в которой также углублялось личностное начало: происходила ліризація «малых» жанров (рассказы и новеллы Есть. Гуцало, Г. Тютюнника); сквозь призму личности изображалась эпоха и в больших исторических романах Г. Иванчука, Г. Федорова, В. Шевчука, которые получили особого развития в 60-е гг. в связи с оживленным интереса к проблемам исторической памяти. Обогатилась жанровая палитра литературы.

Молодые писатели отказались от производственной тематики в своем творчестве. Они не собирались прославлять председателей колхозов, бригадиров, доярок, свинарок; они писали о людях. Это уже было скрытым вызовом, замаскированной полемикой с партийными установками литературы. «Люди среди людей» -название дебютной книги Есть. Гуцало. «Среди недели» - первый сборник В. Шевчука. Этим подчеркивалось, что авторов интересует обычная ежедневная жизнь людей. Шестидесятники активно печатались и не ведали, что впереди каждого из них ждет испытание.

По своей сути шестидесятники были новаторами, которые стремились поднять отечественную литературу до уровня мировой культуры. Они по-новому подходили к созданию художественных образов, поэтизируя достижения новой эпохи научно-технической революции, космонавтики, атомной энергетики, различных отраслей науки, выступали за этически и эстетически «чистое» искусство - то есть честное и высокопрофессиональное. Они искали новые формы, новые образы, стремились соединить несоединимое, и именно в этом и состоит ценность их поэтических поисков. Они смело экспериментировали с поэтическим языком, расширяли свою словесную палитру за счет лексики, что привнесла научно-техническая революция.

Художественные находки не всегда были удачными, не все были одинаковой ценности, но само направление модерністичних экспериментов шестидесятников существенно определил эстетическое лицо эпохи.

Это было украинское искусство, связанное с национальной и этической традиции, и одновременно глубоко новаторское, по-настоящему современное, а значит - европейское, способное покорять мировые просторы.

Движение шестидесятников еле продержался одно десятилетие. Культурная деятельность, которая не вписывалась в рамки дозволенного, вызвала неудовольствие властей. Уже 17-го декабря 1962 г. на специально созванном совещании-встрече творческой интеллигенции с руководством государства остро раскритиковали.

Шестидесятников не удалось удержать в официальных идейно-эстетических рамках, и с конца 1962г. началось массированное давление на нонконформістську интеллигенцию. Перед шестидесятниками закрылись страницы журналов, посыпались обвинения в «формализме», «безыдейности», «буржуазном национализме». В ответ шістдесятницькі идеи стали распространяться в самиздате.

Натолкнувшись на жесткое сопротивление партийного аппарата, часть шестидесятников пошла на компромисс с властью, другие поднялись до политического диссидентства, правозащитного движения и открытого противостояния режиму.

После внутреннего переворота в КПСС и отставки Хрущева осенью 1964 г. давление государственной цензуры на интеллигенцию резко усилился. После постановления ЦК КПСС «О цензуре» (весна 1965 г.), а особенно после ввода войск СССР в Чехословакию (конец «Пражской весны») летом 1968 г. КПСС взяла курс на реставрацию тоталитаризма. С «оттепелью» было покончено. КПСС небезосновательно видела в творческой, либеральной и демократической интеллигенции главную угрозу своей диктатуре, монополии на власть.

Движение «шестидесятников» было разгромлено или загнаны в внутреннее «духовное подполье» арестами 1965-1972 гг. В этом процессе часть их без особого сопротивления перешла на официальные позиции (В. Коротич, И. Драч, В. Дрозд, Е. Гуцало и др.), некоторых на долгое время перестали печатать (Л. Костенко), а других вообще перестали печатать (Б. Мамайсур, В. Голобородько, Я. Ступак), поэтому их дальнейшая судьба совершенно не известна.

Тех, что не прекращали сопротивления национальной дискриминации и русификации, арестованы и наказаны долголетним заключением (И. Светличный, Есть. Сверстюк, В. Стус, И. Калинец, в. Марченко и др.), в котором они или погибли (В. Стус, В. Марченко), или после освобождения им полностью запрещено участие в литературном процессе. Из этих последних, что были арестованы, единственный Иван Дзюба официально капитулировал и был освобожден из заключения и допущен к литературному труду (соцреализма).

В начале 1970-х литературное движение шестидесятников полностью исчез, лишь в творчества нескольких поэтов и прозаиков (Лина Костенко, Валерий Шевчук) сохранились приметы литературного обновления, начатого ими.

С середины 1960-х шестидесятники начали формирование политической оппозиции коммунистическому режиму и вскоре стали активными участниками диссидентского движения в Украине, в частности как члены Украинской хельсинкской группы.

Движение шестидесятников сыграл значительную роль в распространении самовидавної литературы и главное - в усилении в Украине движения сопротивления против русского великодержавного шовинизма и русификации

На рубеже 60-70-х pp. Советский Союз, а вместе с ним и УССР, которая входила в его состав, вступили в период, названный в истории «застоем», продолжавшийся до середины 80-х pp.

Брежневский неосталинизм сопровождался в Украине отдельными репрессиями против инакомыслящих, прежде всего поборников национального сознания, суверенности.

Широкомасштабные заявления о достижениях развитого социализма во многом не согласовывались с реальной жизнью. Командно-административная система управления тормозила прогрессивное развитие общества, отрицательно влияла на все сферы социально-экономической, политической и культурной жизни.

В условиях господства командно-административной системы негативные явления давались о себе знать и в социальной сфере. Низкий жизненный уровень людей, отсутствие эффективных стимулов к труду вызывали процессы физической и социальной деградации, нарастание таких негативных явлений, как спекуляция, коррупция, алкоголизм, наркомания и др. СССР, а вместе с ним и Украина, вплотную приблизились к кризису социально-экономической системы.

Так, по Конституции СССР 1977 г., составными элементами политической системы советского общества выступали КПСС, Советское государство, профсоюзы, комсомол, кооперативно-колхозные объединения, общественные организации. Согласно ст. 6 Конституции СССР КПСС провозглашалась «руководящей и направляющей силой советского общества».

Культ Брежнева требовал поддержания определенных качеств личности, отсутствие которых відшкодувалась насаждением чисто внешних аксессуаров: четырежды Герой Советского Союза, Герой Социалистического труда, маршал Советского Союза, лауреат Ленинской премии в области литературы, золотая медаль им. Карла Маркса, орден Победы и т.д.

После начала проведения политики перестройки, гласности и демократизации в Украине происходит широкое национально-демократическое подъем. С середины 80-х гг. в условиях подъема национального самосознания, становления демократии много украинских литераторов активно включились в общественно-политическую жизнь.

Процесс обновления украинской литературе приобрел в значительной силы лишь в конце 80-х - начале 90-х pp. XX века. В 1989 г. было основано Общество украинского языка имени Т. Шевченко, целью которого стало утверждение украинского языка во всех сферах общественной жизни, ее всестороннего развития, охрана чистоты и самобытности языка. Происходит настоящий газетно-журнальный бум.

Народ заново открывает свою историю, проходят широкие дискуссии о гетмане И. Мазепу, о деятельности Центральной Рады, советско-германский договор 1939 p., впервые публикуются материалы о голоде 1932-1933 pp. Печатаются ранее запрещенные книги, выходят на экраны фильмы. Устанавливаются первые контакты с диаспорой. Творческая интеллигенция приняла активное участие в создании Народного Руха Украины.

После обретения Украиной независимости в 1991 г. начался новый этап развития украинского общества. Украина стала суверенным демократическим государством, начались радикальные реформы. В то же время серьезно влияет на все сферы общественной жизни экономический кризис, который переживает наша Украина в конце XX в.

Одним из важнейших для развития литературы является вопрос о национальный язык. У1989 г. Верховной Радой был принят Закон «о языках в Украинской ССР». Статус украинского языка как государственного закрепила Конституция Украины. С принятием нового законодательства начался процесс перехода на украинский язык государственных органов, средств массовой информации, учреждений культуры, образования. (По переписи 1989 г. украинцы составляли 72% населения республики, среди них родным украинский язык назвали 67 %, русский язык преобладает на востоке Украины, в Крыму.)

Однако финансовые проблемы препятствуют увеличению тиражей украинских книг, коммерческая литература в основном завозится из России. Оптимальным показателем считается, когда на душу населения печатается 12-14 книг в год. Если в 1991 г. в Украине этот показатель составлял 3,6, то в конце 90-х - 0,99. Население в значительной мере лишено возможности читать периодику (сейчас в Украине только около 8 % семей выписывают газеты или журналы).

Положительным явлением лет независимости является расширение культурных контактов с различными странами. Это произошло благодаря работе различных международных фондов, возможности поездок, совместным проектам. Были изданы произведения писателей, работавших в эмиграции, появилась переводная литература ведущих зарубежных историков-украиноведов (в 1993 г. украиноведение преподавалось в 28 университетах и колледжах США и в 12 университетах Канады).

Появилось разделение культуры на элитарную и массовую. Для многих людей посещение театров, музеев, библиотек, тем более поездки за границу стали недоступными (в связи со значительным сокращением жизненного уровня. По уровню жизни Украина занимает 95-е место в мире, а свыше половины населения живет ниже черты бедности).

Украина столкнулась с таким явлением, как американизация культуры, что особенно чувствуется в кинематографе, поскольку производство собственных фильмов значительно сокращен.

Изменения в общественной жизни страны отразились и в развитии литературы. В отличие от литераторов восьмидесятых годов, поколения писателей 90-х годов («дев'яностиків») формировались в условиях национальной депрессии, наступившей после провозглашения в Беловежской Пуще СНГ. В основу их эстетики легли разочарование национальной идеей, обществом, самим человеком. Для молодых одаренных литераторов остался единственное спасение - спрятаться в слове.

Новое поколение писателей и поэтов стремилось посмотреть на окружающую действительность по-новому. В литературе стали появляться новые темы, в конце концов изменился и подход к творчеству. Итак, говоря об украинской литературе конца XX века, традиционно отмечают на идейно-художественном направлении, что в последние десятилетия пришел на смену модернизму, - постмодернизма как основном художественном направления литературы 90-х годов XX века.



Теория литературы

Постмодернизм - идейно-художественное направление, что в последние десятилетия XX века приходит на смену модернизму. Это направление - продукт постиндустриальной эпохи, эпохи распада целостного взгляда на мир, разрушение систем мировоззренчески-философских, экономических, политических.

К определяющих черт постмодернизма следует отнести сочетание различных стилевых тенденций, частичную оппозиционность к традиции, универсальность проблематики, вневременность и позапросторовість изображения, эпатажность, изменение функций автора и героя, культ независимой личности, тяга к архаике, к мифу, коллективного бессознательного, стремление совместить истины разных наций, культур, религий, философий, ироничность, пародийность и т.п.

И хотя в отношении постмодернизма и до сих пор не прекращаются дискуссии, остановимся на том, что большинство исследователей считает, что украинский постмодернизм возник в 1980-х гг. и связан с именами Ю. Андруховича, О. Ирванца, В. Бедняга (литературная группировка «Бу-Ба-Бу»), а позже и с представителями таких групп, как «Пропала грамота»: Ю. Так, В. Недоступ; «Лу-Го-Сад»: И. Лучук, Н. Гончар; «Новая дегенерация»: И. Андрусяк, И. Ципердюк и другие.

Впервые термин «постмодернизм» упоминается в 1917 p., но распространился он только в конце 1960-х гг. сначала для обозначения стилевых тенденций в архитектуре, направленных против безликой стандартизации, а вскоре - в литературе и изобразительном искусстве (поп-арт, оп-арт, «новый реализм», гепенінг и др.).

Постмодернизм в современной украинской литературе проявляется в творчестве Ю. Андруховича, Ю. Издрика, О. Ульяненко, С. Процюка, В. Медведя, О. Забужко и других.