Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 60-90-х годов ХХ века
Юрий Михайлович Мушкетик (Род. 1929 г.)
«Суд»
Следующий период творчества автора (80-е гг.) продолжает предыдущие исследования сущности человеческой жизни в значительно более глубоком аспекте. Автор размышляет о назначении человека, его возможности, причим добра, зла и на их фоне - человеческого бессмертия.
Через характер главного героя Юрий Мушкетик стремится раскрыть историю общества. Так, в рассказов «Суд» писатель именно через восприятие главной героиней, Анной Розсохою, показывает трагическое положение всего народа. Сначала мы видим бедность Ганниної семьи, когда в обваленій доме ее мать-вдова бедствовала с тремя дочерьми. А потом и то, что вытерпела сама Анна со своим мужем и детьми. Невтілєні надежды хозяйствования на собственной земле через невыносимые налоги, которые едва не уничтожили всю семью, заставили ее вступить в колхоз. Тогдашняя действительность была такая, еще крестьяне даже не имели права распоряжаться собственным скотом. Чтобы выжить, Анна и Емеля тайком зарезали телку и спрятали мясо, чтобы не нашли, потому что отобрали бы.
Как известно, страшный голодомор тридцать третьего года привел к гибели большинство сельского населения Украины (и это тогда, когда СССР продавал зерно Америке!). Люди ели кору, траву и солому, и еле живые продолжали работать в колхозах. И только перед войной крестьяне зажили немного богаче. Но труд на земле не имеет выходных или отпусков. Даже подростков приходилось снимать со школьных занятий, чтобы они помогли собрать и сохранить урожай, который будет кормить всю страну.
Во время фашистской оккупации люди вынуждены были работать на врага, который беспощадно издевался, обирал до нитки, а за малейшую провинность мог и убить. Скот в то время приходилось прятать в лесу, чтобы ее не отобрали фашисты.
Но после войны то, что уберегли от врага, отобрали свои. За счет обманутых безграмотных вдов и детей сельское начальство выполняло планы мясо - и молокозаготівель, заставлял подписываться на государственный заем, которая обирала и без того обездоленных людей. Чтобы оплатить те займы, крестьянам приходилось недоедать, спродувати одежду и домашнюю утварь. Причем сельское начальство прибегало к противозаконным действиям, но управы на него не было. Таким образом, сельские труженики были обречены на бесправие. Неугодные местным начальникам просто уничтожались: их полностью обдирали, пускали о них сплетни и наветы, которые могли привести даже к необоснованному аресту. Крестьяне помнили, как совсем еще недавно, в сталинские времена уничтожали образованных людей на селе, и боялись. А колхозная власть пристосовувалась в любых общественных изменений. Одно и то же сельское руководство устраивало все общественные режимы, потому что было аппаратом угнетения тех людей, которые создавали благосостояние государства.
Типичными представителями сталинского режима и брежневского застоя в романе есть Устим Варежка и Иосиф Шило.
Устим Варежка - выдвиженец и карьерист, который шел к своей должности и удерживался на ней коварством и ложью. Он был бригадиром, затем директором кирпичного завода, а впоследствии стал председателем колхоза. Колхозники считали его «человеком доброго клича». С мужем Анны Развилки Емелей он когда-то дружил, а Анну, которая была звеньевой, часто просил, чтобы поднимала звено на прорыв».
Во время войны Анна прятала корову в лесу и спасла свою кормилицу от немцев. Но после освобождения села именно Устим Варежка вместе с фининспектором Иосифом Шило забрали корову, потому что Анна не сдала молокопоставки (на каждый колхозный двор накладывались натуральные налоги молоком и мясом). Позже выяснилось, что на солдатских вдов обязательная заготовка мяса и молока не распространялась. Итак, Устим Варежка и Иосиф Шило совершили беззаконие. Но на этом их злоупотребления властью не закончилось. Вместо того чтобы исправить свой незаконный поступок, они отобрали у вдовы еще и хрюшку и с помощью этого выполнили план м'ясопоставок. Чуть же ранее путем обмана и подвоха заставили Анну подписаться на очень большую ссуду.
Все эти действия колхозной власти является свидетельством разгула беззакония на селе, злоупотребление властью, равнодушия государства к судьбе рядового труженика (даже военкомат не вступился за женщину-вдову, у которой война забрала мужа и двух сыновей, потому что кончилась война, а с ней и льготы Анны как солдатской «жены» и матери). Да и само существование займов и обложения крестьян натуральными налогами подтверждает антинародную направленность государственной политики.
Образ Иосифа Шила дополняет и усиливает впечатление о фактах беззакония. Хотя в произведении этот персонаж не является центральным, однако полно характеризует как сталинский режим, так и годы застоя.
Если Устим Варежка «взял в привычку кричать на людей, порой приезжал на поле навеселе», то Иосиф Шило, творя беззаконие, «схватился за підвішану к ремню желтую кобуру». Сельские начальники прибегали даже к клевете, чтобы свести счеты с теми, кто не повиновался властям.
К тому же крестьяне хорошо помнили и сталинские репрессии, когда «перед войной забрали учителя Саливона Грушу, единственного в селе орденоносца, и директора школы Кожушного».
Да и сам факт, что суд совершено не над кем-нибудь, а над труженицей, над женщиной, которая всю жизнь работала не покладая рук, является свидетельством того, что во времена застоя государство оставалась антинародной. Даже лозунг «Сделаем Белую Богачку краем изобилия» звучит фальшиво на фоне убогих пустых домов и кустарников. Нельзя построить счастливую жизнь там, где не уважается человек труда.
Анна Рассоха - центральная фигура в рассказе Юрия Мушкетика «Суд». Именно над ней и происходит суд. Ее, женщину, которая всю жизнь добросовестно работала, обвиняли в праздности и симуляции. Героиня стесняется своего положения подсудимой, не смотря на то, что четко осознает свою невиновность.
В недавнем прошлом Анна Рассоха была звеньевой. Она никогда не отказывала руководству колхоза в срочной работе, поднимая для этого крестьян.
Благосостояние крестьянской семьи Розсох полностью зависел от хозяйки. Емеля отдал жене «оглобли тяжелого воза хозяйского, и она везла, правила и приохочувала подпирать телеги все семейство».
Ганнина семья была дружной, ведь труд объединяет людей. Поэтому мать гордилась сыновьями, которые при любой погоде всеми силами помогали колхозу хранить урожай.
Материнские чувства Анны одинаково касались и родных детей, и пасынка Даниила. Даже после получения похоронки на него она продолжала ждать всех четырех воинов: и сына, и мужа.
Когда отбирали корову, Аня впервые решилась на сопротивление беззаконию, что воплощено в образах Устима Рукавицы и Иосифа Шила. «Она пошла на них с кулаками, Устим вступился уже залиганою коровой, а Шило аж схватился за подвешенный к ремню желтую кобуру. «Чтобы вы сами из тех пукавок застрелились, -кричала Анна, - чтобы вы на моей веревке повішалися на одной ветке!» Эти гневные слова свидетельствуют о внутреннюю силу женщины и одновременно о ранимость ее души. Вместо поддержки в трудные минуты своей жизни, минуту потери, Анна Рассоха получила от сельских начальников, бывших друзей, «удар в спину».
Каждый человек, теряя почву, которая питает ее, или впадает в уныние, или стремится найти новый источник жизненной энергии.
Так и Анна видела теперь смысл своего существования в поддержке со стороны единственного вернувшегося с войны сына. И сама поддерживала Гриши: передавала в город картошку, свеклу и фасоль. Жила надеждой, что сын выучится и заберет ее в город к себе.
Но клевета на единственного близкого человека ужасно потряс Анну и отобрал последние силы.
«Возилась на огороде, ходила в звено, но силы не было, не возвращалась прежняя сила, а болячек больше день от дня».
После женитьбы Григория Анна уже не надеялась переехать в город. Так исчезла последняя надежда, которая держала женщину на свете.
Даже такая сильная натура, как Анна, не выдержала страшной несправедливости, надломилась. Ничто так не надломлює человека, как обида. Односельчане сочувствовали и поддерживали Анну, но открыто защитить ее боялись. Беззаконие, карьеризм и черствость сельской власти убили в Анне талант к песне, жажду жизни, а вскоре укоротили и сама жизнь.
Образ Анны Развилки - один из самых поэтичных и самых трагических образов в украинской литературе 80-х гг. нашего столетия.
В небольшом по объему рассказе «Суд» Юрий Мушкетик отразил характерные общественные явления, которые происходили в Советском Союзе во времена сталинского и брежневского режимов.
Судьба главной героини - колхозницы Анны Развилки - схожа с судьбами многих крестьян, которые сначала радовались достоянием революции, что якобы дали землю, но вскоре отобрали ее. Боясь выводов всевозможных комиссий, которые могли обвинить в неприязни к существующей власти, крестьяне вступали в колхозы, теряя при этом право самим распоряжаться своей землей и скотом. Чтобы как-то выжить, многие семьи, как и семья Розсох, резали скот, за что некоторые нередко попадали в тюрьму. Сила и выдержка Анны, которая сохранила мясо для семьи, помогли всем ее родным выжить.
Голодомор 1933 г. не обошел ни одной украинской семьи. В семье Розсох умерла падчерица Анны Аленка. Голодные люди, полупомешанные от отчаяния, шли на работу в колхозы, чтобы сеять новый урожай, иногда даже не надеясь до него дожить.
Несколькими точными штрихами изобразил автор времена сталинских репрессий, более полно - военные годы, делая акцент на бесправном положении матерей и вдов, на чьих плечах лежал весь груз военного лихолетья: обеспечение армии продовольствием и ожидания родных с фронта, отстаивание своих прав на жизнь в условиях беззакония и злоупотребления властью со стороны сельского руководства.
Так, на примере одной семьи Юрий Мушкетик воссоздал жизнь целого народа в один из самых трагических периодов его истории - во времена сталинского режима и брежневского застоя.
Рассказ «Суд» -произведение очень лаконичный и в то же время насыщенный событиями. Через внутренний мир героини, ее окружение и отношения с другими персонажами автор дает возможность проследить историю всего украинского крестьянства и даже историю страны. Автор скупыми, но точными штрихами раскрывает неоднозначность и индивидуальность героини, ее душевные переживания. При этом присутствие автора в произведении не чувствуется. Складывается впечатление, что герои рассказа живут самостоятельной жизнью. И хотя произведение написано от третьего лица, понимаешь, что именно так построено и мысли Анны, и ее воспоминания, и ее действия. Таким образом, героиня произведения Юрия Мушкетика приобрела определенной самостоятельности от автора.
Особенностью композиции произведения является то, что в центре его изображение находится кульминационная событие - суд над Анной. После кульминации представлена история жизни Анны Развилки, которая является и историей народа вообще. Картина суда предстает своеобразным обрамлением жизни Анны (развитие действия), а смерть героини - обвинению обществу.
В рассказе «Суд» явственно прослеживаются черты творческого метода писателя: показ глобальных событий в истории всего народа через жизненный путь главной героини как представителя этого народа.
Юрий Мушкетик создал целый ряд произведений, которые отражают историческое развитие государства и роль личности в ней. Автор продолжает плодотворную работу на литературном поприще, создавая глубокие образы, продолжая поиски новых форм и средств выражения важных проблем современности, где основным объектом исследования является человек. Писатель стремится отразить различные периоды жизни общества, рассматривает различные жизненные ситуации, показывает различные социальные слои населения. Он пристально наблюдает за действительностью, поэтому герои его произведений такие реальные, а проблемы, которые он поднимает такие актуальные.
|
|