Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская драматургия и театр 70-90-х годов ХІХ века

 

Иван Франко

(1856-1916)

 

«Золотой мост между народами» (Иван Франко)

 

«Предисловие» Ивана Франко в сборник «Мой Измарагд» (1895) является ключом к пониманию его идейно-эстетической концепции. Построено «Предисловие» за діалогічним принципу: разговор адресанта с адресатом, то есть читателем. Поэт разъясняет, что, « странствуя по разным тропам всемирной истории и литературы», к нему пришло вдохновение от потребления этих богатств духовной мудрости. Франко раскрывает название древнеукраинского «Ізмарагду» - сборник притч, поучений и предписаний, «подобранных так, чтобы сохранность составляла как будто полный курс практической христианской морали». Однако свой сборник поэт назвал «Мой Измарагд», подчеркивая этим, что вкладывает новый смысл в древние наставления. Он постоянно заботился о расширении тематического и жанрового репертуара украинской поэзии, ведь « передача чужомовної поэзии разных веков и народов родным языком обогащает душу целой нации», строя «золотой мост между народами». Вечные образы, древние сгустки мудрости, афоризмы, сентенции, притчи непременно сочетались у Франка со стремлением решить важные морально-этические проблемы эпохи. Художник размышляет над настоящими ценностями жизни, всегда актуальными своим гуманистическим пафосом.

 

 

Наталья Антоненко. Иллюстрация к «Легенды о вечной жизни»

 

В творческом наследии Ивана Франко жанр легенды занимает почтенное место. В предыдущих классах вы изучали легенду как произведение устного народного творчества - фантастический рассказ о событиях, происходивших в прошлом. В древнем писательстве развивались легенды на основе апокрифов, житий святых. Популярностью пользовались у читателей легенды поучительного содержания, в частности сборника «Измарагд», «Киево-Печерский патерик».

Высокохудожественным «Легенда о вечной жизни», написанная двовіршем. Сюжет легенды Франко - это путь к познанию идеи, образного суждения о человеке и мире. Чудодейственный орех, что дает бессмертие, випрошений аскетом у богини, попадает в Александра Македонского, который отдает его красавице-жене Роксане, а она дарит его своему любовнику - генералу Птолемею, зато Александру подсыпает яд. Птолемей віддаровує чудо-орех куртизанці, что пленила его сердце, а эта «пропавшая женщина» протягивает бесценный дар царю, услышав, что он смертельно болен. Куртизанка оказалась более милосердной, чем жена вавилонского царя. Македонский узнает о странствиях ореха и желает лучше умереть, чем жить «в сетях лжи и предательства, а потому бросает орех в огонь: «А без счастья, без веры и любви внутри / Вечно жить - это горіть возраст в возраст на костре!» Он отождествляет предательство, отступление как духовную смерть, разрушение целостности духа, гармонии. Через развитие сюжета Франко изображает трагедию, а вместе с тем и прозрения человека, который не может жить в сетях лицемерия, облесливої любви, обмана. Аморальная личность становится «пустым орехом» и только нравственное очищение может спасти ее от духовной смерти. В таком неразрывной связи высокой духовности и нравственности и обеспечивается человеку бессмертие.