Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1920-1930 годов

 

Юрий Яновский (1902-1954)

 

 

«Он жил для литературы, а не из литературы».

(Бажан)

 

Юрий Яновский - мастер новелістичного жанра. Сочное, яркое письмо, глубокое проникновение в психику героев классика национальной литературы настолько талантливое, что читатель словно становится очевидцем изображаемых событий. Романістика Юрия Яновского стала одним из крупнейших достижений украинской образно-художественной культуры. Он представляет лирико - романтическое стилевое течение в украинской прозе XX века.

«Поэт человеческой чистоты», - так назвал Юрия Яновского Олесь Гончар. Что-то глубокое, чистое, никому не подвластно было в душе этого человека. Что? Олесь Гончар ответил так: «есть в этом человеке металл достоинства и гордости народной, внутренний запас некрикливої мужества, благородства. Почувалось, что такую натуру не сломает ничто...»

 

«Рыцарь культуры нации» (Григорий Костюк)

 

Юрий Иванович Яновский родился 27 августа 1902 года на хуторе Майєрове (ныне - село Нечаївка Кировоградской области) в зажиточной крестьянской семье. Он праправнук Николая Гоголя, мать которого происходила из семьи Яновских. Первыми учителями Юрия были деревенский кузнец и плотник, который «рассказывал немало историй, сказок, учил мальчишку «любить дерево и человеческие руки у него», как вспоминал Яновский позже. Лет с десяти у Юры пробудился интерес к творчеству. Детские годы будущего писателя прошли в усадьбе деда, где маленький Юра впервые ощутил i-земную красоту, и силу устного повествовательного слова.

Учился Юрий Иванович в Нечаївській церковно-приходской школе и Елисаветградском реальном училище, которое окончил с золотой медалью 1919 года. Работал будущий художник в различных учреждениях Елисаветграда: статистическом бюро, рабоче-крестьянской инспекции, управлении образования.

События национально-освободительных соревнований запомнились Яновскому феерическим ходом. Перед глазами Юрия Ивановича прошло немало: митинги на майдане, тачанки батьки Махно, красные флаги, свист пуль, залитая кровью мостовая. Юноше даже пришлось быть членом санитарной дружины. Эти события навеки запечатлелись в его памяти, а потом ожили в повести «Байгород».

В 1922 году Юрий Яновский приехал в Киев, поступил на електрофакультет Политехнического института, ведь мечтал быть морским инженером, строить корабли. Инженером Яновскому не суждено было стать: перевесил тягу к литературе. Он сочинял стихи, которые начал печатать в прессе с 1922 года. Писал и очерки, фельетоны, выступал на модных тогда литературных диспутах. Радости Яновского не было предела, когда Михаил Семенко, лидер футуристов, заведующий литчасти газеты «Большевик», заметил новое имя, захотел познакомиться...

Первый сборник стихов «Прекрасная Ут» (Ут - Украина трудовая) появилась в 1928 году, когда художник уже был известен как прозаик. В 1924 году Яновский дебютировал рассказами «А потом немцы бежали», «Атаман Вышиваный», «Утмек», «Уразабайран», «Лени». Писатель активно печатался в журналах «Глобус», «Вселенная», «Жизнь и революция», «Ваплите». Широкую огласку получила прозаическая сборник Яновского «Мамонтовые бивни» (1925). Художественные приоритеты ее автора - интерес к заостренных, чрезвычайных коллизий, кинематографическая манера письма, оригинальное сюжетно-композиционное оформление, колоритное слово, тонкая ассоциативная система мышления.

С 1925 года писатель жил на юге и работал на должности художественного редактора Одесской кинофабрики, изучал тонкости киноискусства, писал сценарии, по одному из которых - «Fata morgana» - в 1926 году был снят художественный фильм. О сотрудничестве с Александром Довженко, секреты его художественной лаборатории Яновский рассказал в книге «Голливуд на берегу Черного моря» (1930).

Юрий Иванович имел тонкое, выразительное, красивое лицо. По его импозантную, аристократическую внешность писателя называли духовным аристократом. Рассказывают, что Яновский легкомысленно давал деньги кому с киностудии, кто уверял, что пишет сценарий. «Ильф и Петров в «Золотом теленке», - отмечал Николай Бажан, - списали с Юры образ того щедрого редактора, который охотно предлагал авансы и мог доверчиво дать деньги даже Остапам Бендерам, которых не хватало тогда у кабинетов киностудии». Юрий Иванович так искренне озабочен проблемами нового для украинской культуры искусства, что его называли «добрым гением украинского кино». Именно он пригласил на съемки в Одессу молодую красавицу Юлию Солнцеву, в которую влюбился сам и его приятель Александр Довженко. Юлия Іполитівна выбрала Довженко, а Яновский, отправившись в командировку в Харьков, познакомился с восемнадцатилетней Тамарой Жевченко. Темноволосая, невысокая, с очаровательным голосом, она стала его женой в 1928 году. Тамара работала в театре Леся Курбаса, в Театре революции, а переехав в Киев, играла в театре юного зрителя.

В 1927 году Юрий Иванович переехал в Харьков, потом в Киев.

В Яновских часто собирались друзья: художник Алексей Шовкуненко, архитектор Владимир Заболотный, кинорежиссер Александр Довженко, график Семен Миляєв, архитектор и художник Василий Кричевский. Кстати, последний сделал Яновскому экслибрис (художественный знак для обозначения владельца книги), а Яновский изобразил Василия Григорьевича в своем первом романе «Мастер корабля» - его легко узнать в персонаже по имени Профессор. Так Юрий Иванович называл его, общаясь. Писатель был гостеприимным хозяином, умел слушать собеседника, сам хорошо рассказывал. в 1927 году художник опубликовал сборник рассказов «Кровь земли», 1928 - роман «Мастер корабля» - произведение, навеянное Черным морем, Одессой. Знаменательно, что в историю украинской литературы Яновский вошел не произведениям 40-х или 50-х годов, а художественными шедеврами времени национального возрождения. В 20-е годы Юрий Иванович существенно обогатил романтическое письмо новыми приемами, характерами, жанровыми формами.

В 20-е годы Яновский принадлежал к художников, группировавшихся вокруг Николая Хвылевого, поддерживали его призывы ориентироваться на «психологическую Европу», прокладывать самостоятельный путь новой литературе, лелеять в себе творцов, превыше всего ценить художественные качества. На одном из диспутов Яновский сказал: «Партия призывает нас быть инженерами человеческих душ, а вы хотите, чтобы мы у человеческих душ стояли милиционерами...». Это вызвало шквал негативной критики. Писатель входил в состав «Аспанфуту», ВАПЛИТЕ, «Пролітфронту», был главным редактором журнала «Украинская литература» (ныне - «Отечество»). Однако в ВУСПП его не принимали как «попутчика». Особенно удручала резкая критика романа «Четыре сабли» как антисоветского.

Юрий Яновский - полифонический художник. Он писал стихи, очерки, рассказы, новеллы, романы, пьесы, киносценарии, публицистические статьи, занимался переводческой деятельностью. Этапными для Юрия Яновского стали романы « Мастер корабля » (1928), «Четыре сабли» (1930) и «Всадники» (1935).

Роман «Всадники» Яновский писал тайком, а поставив последнюю точку весной 1935, принес рукопись Юрию Смоличу и попросил: «Все мне откровенно скажите. Здесь, понимаете, или пан, или пропал». Юрий Иванович интуитивно чувствовал, что подобной книги еще не написал никто. Того же вечера Смолич прочитал рукопись и не мог нарадоваться красотой произведения. И публиковать в Украине такую романтическую книгу побоялись. Сначала «Всадники» увидели свет на русском языке в переводе П. Зенкевича, а впоследствии роман напечатало украинское издательство. Роман широко обсуждали в Киеве и Москве. Павел Тычина утверждал, что книга Яновского стала «патентом на получение зрелости украинской прозы». Во «Всадниках» писателю удалось ярко передать романтический эпос гражданской войны.

В 1948 году Яновскому за сборник «Киевские рассказы» была присуждена государственная премия, нападки критиков на его произведения утихли. Эпоха сталинизма не давала простора для творчества художнику с широким романтическим взглядом на жизнь. Прозаик написал мало: в 1937 году - трагедию «Дума о Британке», книгу рассказов «Короткие истории» (1940). В годы войны, эвакуировавшись в Уфу, выпустил сборник рассказов «Земля отцов» (1944). Роман «Живая вода» (1947) подвергся несправедливой критике, автор переделал его под названием «Мир» (1956).

Писательская творческая лаборатория Яновского была интересной. В ранний период Яновский руководствовался правилом: «Факт и я», старался ничего не выдумывать. Со временем авторский домысел приобрел большее значение, чем услышанное или увиденное. В зрелые годы Яновский отдавал творчеству только утренние часы, неоднократно переписывал текст. Аккуратный до педантичности, он любил, чтобы в его кабинете царил образцовый порядок, а все вещи расставлены так, чтобы было удобно работать. Всегда в кабинете были под рукой блокнотики, где Яновский фиксировал слова, отдельные яркие фразы, короткие диалоги, то есть наиболее интересное из услышанного им. Потом блокнот меняли вузенько нарезанные полоски бумаги, на которых писатель записывал материал для произведения, сюжет которого он обдумывал. Постепенно наброски вырисовывались в план всего произведения. В конце концов, на столе появлялся кипу чистой бумаги - Яновский начинал писать. В 1954 году вышла в свет «Новая книга» («На ярмарке», «Искусство», «Святой вечер»).

Отдав лучшие годы прозе, последнее слово в литературе Яновский сказал языком драматургического искусства. В 1953 году он издал драму«Дочь прокурора», которая стала важной художественной страницей и в украинской драматургии середины 50-х годов, и в тогдашней театральной жизни. Пьеса «Дочь прокурора» увидела свет рампы за несколько дней до смерти Юрия Ивановича. Работая над драмой, Яновский опубликовал комедию «Райский лагерь» (1953), начал работу над тетралогією «Молодая воля» (о молодых годах Тараса Шевченко). Тогда же он создал сценарии художественных фильмов «Связной подполья» и «Павел Корчагин», документального фильма «Николай Васильевич Гоголь».

Февральский день 1954 года супруги Яновских пригласил к себе Михаил Романов - народный артист СССР, постановщик и исполнитель главной роли в пьесе «Дочь прокурора», премьера которой с огромным успехом состоялась только на сцене Киевского драмтеатра имени Леси Украинки. В дороге писатель чувствовал себя плохо, поэтому к Романову вызвали скорую, и Юрия Ивановича госпитализировали. Однако на следующий день, 25 февраля 1954 года, завершился земной путь одного из крупнейших украинских прозаиков XX века, которого Луи Арагон назвал «украинским Гомером». Похоронен Юрий Яновский на Байковом кладбище в Киеве.

Яновский - трагическая фигура в украинской литературе. Талантливый мастер, который в молодости создал свои лучшие произведения, которые обогатили нашу литературу, остальное время был вынужден оправдываться и подстраиваться под наставления кабинетных чиновников. Однако писатель получил широкое признание читателей. Лучшие из его произведений опубликованы в Болгарии, Германии, Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, Австрии, Италии, Франции.

Словарная работа.

1. Запомните значение нового термина.

Роман в новеллах - один из разновидностей романа, который использует новеллу как основную композиционную единицу. Эта форма зародилась в европейской литературе (« крутійський» роман). Выделяют несколько способов построения романа в новеллах - цепной, параллельный и другие.