Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-50-х годов ХХ века

Иван Багряный (1906-1963 гг.)

«Тигроловы»

Иван Багряный оставил немалое творческое наследие, но наибольшую известность получил своими романами. Первым крупным произведением были «Тигроловы» (написан в 1944 г. как «Звероловы», 1946 г. переизданы под названием «Тигроловы»), переведенные на немецкий и изданы в городе Кельне. Эту книгу высоко оценил В. Винниченко, прорікаючи большое творческое будущее ее автору.

В основу «Тигроловів» положены события, которые произошли во время отбывания автором ссылке на Дальнем Востоке. Его герой Григорий Многогрешный вобрал в себя многие черты характера самого автора: он не смирился, не смирился с насильственно навязанным ему статусом узника ужасной системы и остался Человеком.

Сюжет романа построен на истории «охоты» майора НКВД Медвин - новейшего тигролова власти - на гордого и свободолюбивого Григория Многогрешного - молодого парня из Украины, который в тайге нашел земляков, друзей, любовь... В этом соревновании за право быть Человеком Григорий победил. Прежде всего потому, что не признал себя нулем в истории, не озверел, не проникся озлоблением и ненавистью к людям, сохранил в себе человечность, доброту, способность сочувствовать, сопереживать и верить, что человек должен бросить вызов страшной системе и выстоять.

«Тигроловы» - это романтическое произведение, с элементами приключенческого жанра (поэтому закономерна его популярность среди немецкой молодежи). Сюжет захватывающий и динамичный, читатель постоянно находится в эмоциональном напряжении. И все же «Тигроловы» выходят за пределы обычной «массовой» литературы, прежде всего, идейным направлением. В произведении Багряного всепоглощающая идея победы добра над злом воплощается через художественные образы, лирические отступления, красноречивую символику.

Стремительный поезд-экспресс, который мчится на Дальний Восток, как мчится и сама жизнь. В нем развлекаются и любуются пейзажами представители власти и терзаемый размышлениями о своем будущем обычные люди, которых преобразовано на зэков, бесправных политзаключенных. Среди последних и Григорий Многогрешный. Он сбегает с поезда, как с жестокой, заброшенной Богом и людьми реальности, попадает на роскошный островок в тайге, что зовется Зеленым Клином, который кажется Григорию мечтой-сказкой. Символичным является и название. Здесь живут украинцы, бывшие беглецы и изгнанники, которые были когда-раскулаченные советской властью. Здесь они создали свой украинский мир, наполненный моральной чистотой и гармонией.

Семья Сирко живет очень зажиточно: поставка пантов, меха, мяса и живых тигров приносит значительную прибыль. Серы имеют несколько лошадей, все необходимое для охоты и ведения хозяйства (только на Голубую Падь они ежегодно завозят несколько тонн соли), хороший удобный одежду как тканый, так и из шкур, оленьего и соболиного меха, а перечень блюд просто вызывает зависть.

Багровый показывает, что такой мир могут создать только свободные люди духовно и материально: «А люди - те же. И не те самые, такие и не такие. Всем, только одним не такие, - взглядом, жизненным тембром, другим качеством. Эти - суровые и закаленные. Безжалостные стрелки, веселые и беспощадные звероловы, жилистые диктаторы в этой зеленой, первоначальной государству, хищные и гордые завоеватели этой еще не загнузданої стихии. Жизнь вон випекло из них сентиментальные черты и мешковатую вялость, насталивши их, вигартувавши в непрерывном соревновании за свое существование».

Григорий к встрече с украинской семьей Сирков чувствовал себя затравленным зверем. Но атмосфера в семье звероловов, которая приняла и спасла Григория, теплая, домашняя, как и окружающая природа. На фоне этой роскошной многовековой природы расцветает любовь Григория к дочери Сера Наташи.

Сюжет романа напряжен, динамичен. Серы имеют необычное и опасное занятие - вылавливают в тайге тигров - гордых, независимых и сильных зверей. Стоит обратить внимание на то, что эти люди тигров не убивают, а только ловят. В поединке с тиграми они являются равновеликими, такими же гордыми и независимыми. Украинцы противостоят силам зла, которое уособлено в образе майора НКВД Медвин.

Путь Григория Многогрешного за границу - почти невозможен в советской действительности 30-х pp. - для Багряного не является каким-то чрезвычайным исключением, о чем свидетельствует и рассказ старого Мороза о братьях Кирпиченків: «Пять лет власть не могла «взять» на Голых Горах братьев Кирпиченків. А они вчетвером имели «штаб» там, где сам черт не достанется. И целый «цехавуз» оружия и припасов всяких... пока их не выследили и не окружили... Это прошлой зимой. Три дня бились... Но не взяли ни одного. Бились, как на «пазиції»... А тогда Кирпиченки с боем перешли в Китай...»

Итак, романист прямо высказывает мнение о возможности и необходимости вооруженного сопротивления властям.

Иван Багряный в романе «Тигроловы» реализует свою идейно-философскую концепцию через судьбы, мировоззрение и поступки своих героев. Его свободолюбивые персонажи объединяют прошлое и будущее Украины, история которой предстает в неумолимой цикличности и повторяемости, начиная от гетмана Демьяна Многогрешного, которому пришлось прокладывать путь в Сибирь за свободу своей страны, до современных автору борцов.

Григорий Многогрешный будто разрывает замкнутый круг, порождает надежду на освобождение, потому отличается большой силой воли, внутренней собранностью и жаждой жизни.

Привлекательными чертами наделены и другие персонажи романа.

Это прежде всего Серы. Спасенный Григорий его еще не видит, но слышит «упитанный, спокойный голос. Родительский. Такой сердечный, а гудит, как из бочонка, и в шутку...» Потом встречает с охоты «усатого старика, плотного, высокого, червоновидого, а волосатой грудью» в охотничьем снаряжении. Это старый Сирко. Наверное, он догадывается, кто такой Григорий, но выполняет неписаный закон тайги - помочь пострадавшему, почтить гостя: «Я не знаю, кто ты, но моя хата - твоя хата. Лежи себе. Такой закон здесь. Наш закон. Даже если бы ты был не христианская душа, а какой-то гольд или даже кореец, то и тогда этот закон по твоей стороне. Будь же весел и счастлив...» И Наталья подтверждает эти отцовские слова: «Знаешь, что отец сказали? Сказали, что с тех пор как ты в этом доме - они отвечают за тебя... как за сына, вот. И ничего не хотят знать».

Отец семьи поддерживал дедовскую Сіркову государство и, чтобы не ломать себя, не отречься предківського, перебрался с семьей в таежную глушь, «по-своему же возраста доживать». Смекалка и отвага стали наследственными чертами семьи Сирков. Родители вырастили троих хороших дружных детей, приучили их к труду.

Мать семейства впервые предстает перед глазами Григория в национальной одежде. У нее приятный голос: «Такой, как у всех матерей там, за тысячи километров отсюда». Она приняла беглеца как родного сына, вместе с дочерью выходила его, поддерживала, душой чувствуя, что это честный, хороший человек: «Не горюй, сынок. Верь в свое счастье! А оно у тебя есть... В смелых счастье всегда есть...»

Мать работящая, любящая, заботливая. В доме У нее убрано по старому украинскому обычаю. Свою любовь к родному краю - далекой Украины - мать передала и детям. Наташа и Гриша с удовольствием поют украинские песни, участвуют в старинных обрядах, следуя традициям предков. В сердце матери - большая любовь к этому суровому дальневосточного края, где выросла, вышла замуж, родила детей и похоронила близких людей. Но, «как напосядуть упоминания о тот край родной, солнечный и тихий - пожалуй, тоска берет, так бы и полетела туда». Мать и отец «из природной деликатности» не расспрашивали Григория ни о чем, однако видно было, что очень ему сочувствовали. Итак, супруги Сирков - глубоко порядочные, добрые и смелые люди, которые олицетворяют в себе лучшие черты украинского народа.

Гриша, Сирков сын, стал для беглеца другом и братом, научил охотничьих премудростей. Так же как и родители, молча и деликатно поддерживал Многогрешного. Молодой Серо - искусный охотник и звіролов, смелый, с большим уважением относится к родителям, уважает традиции и обычаи казачьего рода.

Наталья Сірківна - гордая лісовичка, охотник и звіролов, хочет во всем быть первой. Мать говорит о ней: «ей бы на коне, и на салазках, таз винтовкой, и с собаками... Возвели ей к ведьме в зубы полезть - полізе. ей надо бы парнем родиться...» Но вместе с тем Наташа нежная и любящая дочь, которая чтит предківські обычаи и тонко чувствует красоту природы. И больше всего она раскрывается в своем чувстве к Григория Многогрешного.

Неприступная и насмішкувата, она старательно скрывала свою любовь к Григорию. Но в решающий момент, когда на пути ее счастья стала разлука, она действует решительно и быстро - так, как подсказывает ей сердце. Зная, что над любимым нависла смертельная опасность и ему нужно убегать, она готова даже переступить родительское слово (ведь в нее «Серкова кровь»), чтобы быть вместе с любимым. Наташа - нежная, верная и преданная подруга, которая готова идти со своим любимым хоть на край света.

Прощаясь с родными, девушка берет с брата слово, что он будет заботиться о родителях, беречь их и не покинет после бракосочетания.

Радуясь тому, что им удалось вырваться из вражеского круга, она говорит Григорию: «Мы пойдем... Мы пойдем теперь... На ту... на твою Украину!» Вместе с Григорием она готова была даже на «героическую битву и смерть за ту далекую, за ту неведомую, за ту желанную Украину».

Образы врагов в романе в основном обобщенные. Это поезд-дракон, который олицетворяет в себе тоталитарную систему. Поезд ведут мощные паровозы, которые носят имена двух исторических фигур - главного идеолога и исполнителя страшного, бесчеловечного режима - «Иосиф Сталин» и «Феликс Дзержинский».

Низость этой системы оказывается еще и потому, что многие люди, часто даже неплохих, вынуждены были становиться секретными «сотрудниками» в органах НКВД, шпигуючи за другими, выявлять «неблагонадежных».

Это мы видим в разделе «Мир на колесах», когда один из ресторанных приятелей оказался именно таким агентом.

Из конкретных негативных образов раскрыт образ следователя в деле Григория Многогрешного - майора Медвина.

Сидя в вагоне-ресторане комфортабельного экспресса, этот представитель власти выглядит как само воплощение могущества и превосходства. Узнав о побеге Многогрешного, Медвин вспоминает того узника - «дьявола в образе человека»: «Что он с ним не делал!.. Он ему выламывал ребра в бешеной ярости. Он ему повивертав суставы... Он уже не добивался признаний, нет, он добивался, чтобы тот черт хоть заскулил и начал рыдать и умолять его, как то делают все... А уже же! Смотрит выпученными глазами - и только. Как камень». А в самом начале этот узник сказал своему мучителю: «Я тебя переслідуватиму всю твою жизнь. И все мы, что здесь прошли... Мы тебя преследовать всю жизнь и проводжатимемо тебя до могилы - тысячи нас, замученных, убитых...»

И действительно, с тех пор майор не мог спокойно спать, а женившись, «боялся ночевать дома...», особенно когда Многогрешный сбежал из дурдома, куда его отправили. Вскоре узника поймали, и майор лично постарался, чтобы ему дали большой срок. И вот имеешь: опять сбежал. И снова перед Медвином стали «глаза убитой, раздавленной, но не побежденной жертвы».

Во время следующей встречи с Многогрешным Медвин «трясся» со страха... Многогрешный убивает своего бывшего следователя имени всех замученных, считая, что имеет на это моральное право.

В романе «Тигроловы» Багряный по-своему воспроизводит идеи М. Волнового о перспективе будущего Украины.

Среди трущоб приамурської тайги, на границе с Китаем, Багряный находит тот идеал свободного человеческого сожительства и сотрудничества - то, что Волновой называл «загірною коммуной».

Хутор семьи Сирко окружают горы, где потомки запорожских казаков живут и работают своей маленькой трудовой коммуной, без всякого порабощения и принудительного или наемного труда. Наличие таких поселений была для Багряного одним из положительных достижений советской власти и предпосылкой дальнейшего развития Украины. Эта маленькая коммуна - тот идеал, где свободный человек работает на своей земле, что и является залогом достижения благосостояния.

В окружении свободных людей ужасы прошлого превращаются для Григория Многогрешного на марево, на причудливый сон. Он начинает возрождаться к новой жизни. А его возрождения символизирует возрождение всей нации.