Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-50-х годов ХХ века

Иван Багряный (1906-1963 гг.)

«Сад Гефсиманский»

Роман «Сад Гефсиманский» основанный на фактах почти двухлетнего пребывания автора под следствием в харьковских тюрьмах.

По библейской легенде Гефсиманский сад - место предсмертных мук, молитв Иисуса Христа, место измены. Тихий, красивый сад, который стал душевной опорой для Христа, е разительным контрастом к ужасной действительности, в которой страдает и которой мужественно противостоит молодой инженер-авиаконструктор Андрей Чумак.

Обстоятельства, в которых находится герой, - необычные, напряженные ситуации, в душах героев много смятения, отчаяния и уныния. Однако вопреки всем Андрей побеждает, выдерживает пытки и допросы, находит в себе силы сохранить человеческое достоинство.

Андрея и других детей кузнеца не раздавливает тоталитарный пресс - ситуация скорее желаемая, чем действительная. В ней передано непобедимую веру автора в непобедимость своего народа.

Такая оптимистичная концовка и такая ведущая идея «Гефсиманского Сада». Кроме основной проблемы, в этом произведении Иван Багряный также художественно исследует проблемы любви и ненависти, верности и предательства, родителей и детей, веры и безнадежности, сохранения рода, семьи. Все они показаны традиционно для народного восприятия - с гуманистических традиций.

Показывая трагедию украинской интеллигенции, Багряный не проникается презрением к другим нациям, а наоборот, проникается болями «население» всех камер (русских, евреев, немцев, армян, поляков). К тому же он изображает одного из самых жестоких следователей, украинца по происхождению, представителя славного казацкого рода Донца, милосердного надзирателя Мельника, который оказался палачом, что во время расстрелов добивает ломиком тех, кого не взяла шар.

Наряду с негативными образами представителей режима автор показал образ еврейского юношу Давида, который «не раскололся», выдержал все пытки - и вышел из застенков живым.

Роман содержит немало публицистических отступлений, размышлений, которые подчеркивают ведущую идею, авторскую позицию. Они снижают художественную ценность произведения, но является отличительной чертой индивидуального стиля писателя.

Западные исследователи творчества Ивана Багряного отмечали уникальную способность писателя к «кошмарного гротеска» (юмор среди отчаяния, оптимизм - среди трагедии). Юзеф Лободовський утверждает, что «Сад Гефсиманский» превышает силой выражения всего, что до сих пор было написано на эту тему, и является выразительным свидетельством глубокого гуманизма автора, который находит человеческие приметы даже в найозвіріліших типов.