МАНЖУРА ИВАН (псевд. - М-ра; Мара И.; Каличка Ів. и др.; 01.11.1851, Харьков - 15.05.1893, Екатеринослав, ныне Днепропетровск) - поэт, фольклорист, этнограф.
Родился в семье мелкого чиновника, с 13 лет осиротел и воспитывался тетей (женой О. Потебни). На средства семьи А. Потебни учился в уездной школе, впоследствии как лучший ученик - на казенный счет в Харьковской гимназии. Оттуда, как и позже с Харьковского ветеринарного института (1870 - 1872), был исключен за «неблагонадежного поведение». С начала 70-х годов жил на Екатеринославщине, служил на разных мелких должностях. Странствуя по деревням, изучал быт и обычаи, собирал фольклор. 1875 г. выезжает в Сербию, где началась война против турецкого порабощения, затісується добровольцем в сербскую армию, в бою был ранен. С 1884 г. живет в Екатеринославе и работает сначала в газете «Екатеринославский юбилейный листок», затем - в газете «Днепр», где содержит этнографические материалы, статьи, корреспонденции.
С 1885 г. в местном еженедельнике «Степь» и других екатеринославских изданиях И. Манжура впервые выступает как поэт. С 1887 г. он - действительный член историко-филологического общества при Харьковском университете, а с 1891 - Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. 1889 г. при содействии А. Потебни после длительной цензурной волокиты вышла из печати сборник стихов И. Манжуры «Степные думы и песни». Тогда же подготовил второй сборник стихов «Над Днепром», которая при жизни поэта не была опубликована. Поэзия И. Манжуры печаталась также в журналах «Заря», «Правда», «Киевская старина», «Литературно-научный вестник».
1890 г. вышел сборник фольклорных материалов «Сказки, пословицы и т. н., записанные в Екатеринославской и Харьковской губерниях». Сборник состоял из 200 народных сказок и легенд, 400 пословиц и поговорок, а также загадок, заговоров и т.д. Своеобразным продолжением были «Малорусские сказки, предания, пословицы и поверья, зап. Ы. Ы. Манжурой в Екатеринославской губернии», опубликованные уже после смерти поэта отдельным разделом в «Сборнике Харьковского историко-филологического общества» (1894). Здесь содержатся прозаические произведения (сказки, легенды, анекдоты), более 200 поговорок и пословиц, записи поверий, обычаев, описание народной детской игры, народные приметы о погоде и тому подобное. И. Манжура также напечатал в журналах и сборниках ряд статей и заметок на этнографические темы, в которых раскрываются отдельные факты из истории народного быта, обычаев, традиций. В рукописи осталась сборник литературно обработанных фольклорных материалов «Сказки и поговорки и прочее, из народных уст собрал и в стихи сочинил Иван Манжура, 1888 г.». Фольклористично-этнографические труды И. Манжуры высоко ценили А. Потебня, М. Сумцов, И. Франко, зарубежные ученые.
Литературные произведения И. Манжура начал писать окончательно сформированной личностью, которая прошла тяжелую школу жизни. Работая в условиях реакции, он преодолевал инертность, пессимизм, уныние, лелеял надежду на лучшее будущее своего народа. В ряде стихотворений («Во сне», «Сіяльник», «Днепра» и др.) автор отразил настроения и стремления украинской демократической интеллигенции, гуманистов и просветителей, своих единомышленников, которые искренне хотели помочь обездоленному народу. Сознательный высокого долга поэта, глубокий знаток истории, фольклора, этнографии, социальной действительности Украины, И. Манжура в лирике и сюжетных стихах раскрывал прошлое народа («Степная дума», «Бурлакова могила», «Степь»), изображал обнищавшее село и его жителей («В степи и в доме», «Печаль», «Быль»), Важное место в наследии поэта принадлежит стихам о жизни батраков, бурлаков, гастарбайтеров («Босяцкая песня», «С заработков», «Бродяга»), о судьбе женщины - матери, трагическое положение детей - сирот («Мать», «Дети», «Явдокії», «Сорок святых»). Глубокий след в поэзии И. Манжуры нашли народные обычаи, верования, быт («Пасха», «На Купала», «Веснянка», «Теплого Олексы», «Обжинки»). Во многих произведениях автор преподнес бессмертие украинской души, мастерски соединив несколько планов лирического повествования: объективно-лирический, Иронический, минорный и ОПТИМИСТИЧНО" ствердний. С национальной фольклорной традицией связана поэзия «Искренняя молитва» - образец социальной сатиры в украинской поэзии.
Одним из первых в украинской фольклористике И. Манжура записывал и исследовал рабочий фольклор, влияние которого прослеживается в стилистике оригинальных стихотворений поэта заробітчанської тематики. Он также является автором стихотворных сказок - поэм «Тремсин-богатырь» (1885 - 1886), «Иван Голик» (1885 - 1886), переработки шести песен сказки Гете «Рейнеке-Лис» - «Сказка о хитром Лисе и о других зверей и о том, что он им, а они ему совершали» (1886-1887). В сборнике «Сказки и поговорки и прочее» помещены три стихотворные сказки («Лихая година», «Черт в наймах», «Нищета») и 28 стихотворных поговорок со стихом - предисловием «К землякам». Некоторые из фольклорно-литературных произведений И. Манжуры по своим жанровым и стилевым признакам относятся к басням. В своей литературной практике автор сознательно ориентировался на простоту, доходчивость, ясность и четкость мысли и образов, на разнообразное использование богатейших сокровищ народного языка, устного народного творчества. Манжура как поэт и Манжура как фольклорист - этнограф органично дополняли друг друга. Он выступает также автором перепевов с М. Некрасова, Я. Полонского, В. Лихачева, Г. Гейне, Г. Пругца.
Лит.: Бгрезовський И. Иван Манжура. К., 1962; Заремба В. Иван Манжура. К., 1972; Бернштейн М. Иван Манжура. К., 1977; Народные песни в записях Ивана Манжуры. К., 1974.
Ж. Ляхова