Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

МАНДИЧЕВСЬКИЙ ЕВГЕНИЙ (псевд. - Фр. Ульянович; 1873, с. Зарваница Теребовлянского р-на Тернопольской обл. - 1929 г. Каменка-Струмилівська, теперь Каменка-Бугская Львовской обл.) - писатель и педагог.

Высшее филологическое образование получил в университетах Львова, Граца и Берлина. Работал учителем немецкого языка и литературы в Перемышле, Тернополе, Черновцах. В 1904-1905 гг. - редактор педагогического журнала «Молодежь» в Тернополе. Первое опубликованное произведение - новелла «Книга жизни» (1897). Печатался в журналах «Литературно-научный вестник», «Звонок», газетах «Буковина», «Дело», «Руслан», «Подольский голос», альманахах «Из-за туч и долин», «Костер», «Украинская муза».

Есть. Мандичевський - автор новелістичних сборников «С живого и мертвого» (Львов, 1901), «Судьба» (Тернополь, 1906), «В ярме» (Тернополь, 1907), в которых нарушил морально-психологические и социально-бытовые проблемы галицкого крестьянства, городской бедноты, учащихся и молодежи, личности в целом. Выразил протест против неблагоприятных для развития социальных условий, австро-венгерской милитаристской политики и мировой несправедливости, воплощенной в образе роковой «судьбы». Отдельные прозаические произведения писателя отмечены чертами богоискания. Есть. Мандичевський разрабатывал также беллетристические этюды - акварели, в которых достоверно воспроизводил психологическое состояние человека в переломных социальных и индивидуальных моментах бытия.

В целом творчество писателя развивалось в русле импрессионизма. Для новеллистики характерны углубленный психологизм, сквозной лиризм, меланхоличная настроенность, фрагментарность и лаконизм изложения, использование выразительных художественных деталей и несобственное прямой речи.

Лит.: Яцкив М. «С живого и мертвого». Новеллы Евгения Мандичевського // Дело. 1901. Ч. 16; Бисчак В. «Судьба». Новеллы Евгения Мандичевського // Мир. 1906; Елена Пчилка. Евгений Мандичевський. В ярме // Родной край. 1907. Ч. 8; Ципердюк И. Несповнена надежда или еще одно забытое имя в украинской новеллистике (Евгений Мандичевський - жизнь и творчество на рубеже веков) // Лит. Львов. 1994. Ч. 12 - 13.

И. Ципердюк