Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-50-х годов ХХ века

Олесь Терентьевич Гончар (1918-1995 гг.)

«Собор»

Первая публикация романа Олеся Гончара « Собор », вышедшей в серии «Романы и повести» в 1968 p., была с восторгом встречена литературоведами и критиками. И разве могло быть иначе, когда автор создал галерею положительных персонажей, представителей послевоенного поколения тружеников, показывал плодотворный труд рабочих и крестьян на благо Родины. Относительно образа Лободы-сына критики высказывались по-разному, но в большей степени речь шла о одиночный формат таких типов в советской жизни.

Однако уже через несколько дней после выхода романа в свет в Киеве развернулась широкая акция его поношение. Читателям, которые успели ознакомиться с произведением, не верилось, что можно так критиковать современный, остросюжетное произведение, за которое следовало бы поблагодарить автора.

Гонениям подверглись многие критиков, которые радушно встретили появление «Собора», осуждали даже газету «Литературная Украина », которая откликнулась на появление произведения рядом положительных публикаций. Все, кто в большей или меньшей степени одобрительно відрегували на это произведение потерпели административных притеснений, а репрессивной критикой роман был изъят из литературного процесса.

Почти через двадцать лет «Собор» вернулся к читателю. У1987 г. произведение было переведено на русском языке. И уже 1 октября этого же года на Всесоюзной творческой конференции, которая состоялась в Ленинграде, Олесь Гончар говорил о судьбе своего народа, выступил как художник, как гражданин.

Можно с уверенностью сказать, что творчество Олеся Гончара общечеловеческая, ибо общечеловеческие ценности он болеет в каждом своем произведении. Какой период истории нашего народа не рассматривал бы автор, - везде прослеживаются наивысшие ценности жизни - свобода и человечность.

Относительно свободы, казалось бы, понятно, если речь идет о борьбе с врагом. А вот в мирное время, когда не существует открытого антагонизма, понятие «свобода» воспринимается абстрактно.

Но именно против этой абстракции и протестует автор, создавая образы людей, свободных в своем выборе, в своих суждениях и убеждениях. Путь к свободе физической всегда сопровождался кровью, смертью, руйнівництвом. А разве путь к свободе духовной когда-нибудь был легким? Наверное, нет, ведь разрушительная попытка касалась и человеческих душ, а смерть духовная вряд ли легче смерть физическую.

Именно поэтому Олесь Гончар так много внимания уделял изображению духовной красоты представителей послевоенного поколения и разоблачению их негативных проявлений.

Украинская литература 60-70-х гг. начала искать новые формы для показа истинно человеческих ценностей. К сожалению, большинство этих произведений или ждали своего времени, или были изъяты из литературного процесса. Это касалось творчества Валерия Шевчука и Романа Иваничука, Григора Тютюнника и Олеся Гончара, ведь роман «Собор» было запрещено литературными критиками на двадцать лет.

И разве могла понравиться тогдашним идеологам правда о карьеризм некоторых официальных лиц, черты которых олицетворяет в себе Володька Лобода? Именно по инициативе таких «лобід» разрушались памятники архитектуры, уничтожались плодородные почвы, осушувались полноводные реки. Глядя на красоту днепровских плавней, Володька вынашивает разрушительную идею: «Затопить или, наоборот, осушить?» О Лободе и о таких, как он, в романе «Собор» сказано: «Не Архимед, Галилей - чиновник идет по миру, он задает тон... да, Да, крупный чиновник двадцатого века. Эйнштейн ничто по сравнению с ним. Тот делает открытия, а это решает. Кнопки нажимает. Кладет резолюцию на твоей судьбы». Такие же чиновники вершили судьбы представителей сельской молодежи, которые не имели права выехать из села.

В самом произведении можно найти строки, которыми Олесь Гончар предвидел реакцию чиновников на свой роман: «Надо и современных авторов подчитать, то они же там пишут? Что-то... мыслят? Лобода сразу нахмурился: ох, знаем тех мыслителей. О соцреализм не очень-то, больше о гуманизме... Вечные вопросы им подавай, вечные истины. им бы этот собор - стояли бы и возраст на него молились... Нет, разбаловали мы их!..»

«Стало, в частности, понятно, что на время выхода в свет роман разделил судьбу произведений, которые по уровню проницательности и остроты художественных обобщений во многом опережали свою эпоху - именно в плане акцентирования на проблемах, которые с течением лет приобрели еще большую злободневность. Присуща и другим Гончаровым произведениям, это качество обнаружила себя в «Соборе», может, с наибольшей силой. По крайней мере, перечитывая роман, не раз ловишь себя на мысли, что написан он именно сейчас, а не двадцать лет назад - такими першовідкриттєвими, разведывательными признаками произведение наделен.»

Центральным образом произведения является образ собора. Это символический образ, который олицетворяет в себе духовное начало украинского народа, осуществляет связь поколений, является верховным судьей человеческих деяний с точки зрения вечности.

Собор вобрал в себя совершенство и гармонию, утонченную красоту и внутреннюю силу. Поэтому воспринимается он как живое существо: «Ночью собор молодеет. Морщин времени на нем не видно...»

Однако самым главным в произведении является тема сохранения духовных святынь, без которых человек перестает быть человеком. Именно в отношении к собору раскрываются все персонажи произведения. Они как бы делятся на два условных лагеря - защитников этого величественного сооружения и недругов.

Духовно богатыми и чистыми предстают перед нами жители пригородной окраины. У каждого из героев произведения своя судьба, своя история, свой путь. Но объединяет их нравственная чистота, выраженная в их отношении к труду, к природе, к культуре своего народа.

Души Єльки и Николая, Віруньки и Ивана, Ізота Лободы и Ягора Катратого такие же чистые, как прозрачные воды Скарбного. Никакая грязь не может коснуться их сердец. Такое олицетворение непорядочности, как Володька Лобода не может их морально испортить.

Настоящим красавцем предстает перед нами Николай Баглай. Студент-мечтатель, он полон такой глубокой веры в жизнь, что готов пожертвовать им во имя людей. Во имя людей строили древние мастера свою святыню, во имя людей защищал ее профессор Яворницкий от махновского разгула, во имя людей стал на защиту собора еще один защитник - Николай Баглай. Юноша любит свой край, в котором вырос, с уважением относится к людям, к истории своего народа, к науке. На фоне собора вырастает его любви к Єльки, но при этом собор - не пассивная сооружение, а будто живая душа, которая побуждает людей к высоких и чистых чувств.

Елька, которая смотрела на собор с опаской и недоверием, после убеждений Николая поняла, что иногда сооружения бывают чище людей. А пережитые девушкой потери и обиды не оставят и следа жестокости на ее сердце. Она горячо любит Николая, уважительно относится к дяде Ягора, искренне болеет за Ізота Лободу. Николаево любовь помогает девушке разобраться в собственных чувствах и порывах.

Герои Гончара чрезвычайно красивы. Красивые не только внешне, но и внутренне. Упорный и ласковая Верунька красивая своим ожиданиям. Она будто излучает свою чистоту и верность. Эта женщина везде успевает - задора хватает ей и на работе, и дома, и в общественных делах. Верунька не только поборница справедливости, а еще и обвинитель человеческой подлости, ведь именно она разоблачила бесчестный поступок своего кума Володьки Лободы, который лишил собор таблички - его охранной грамоты.

Такой же чистотой окутан образ Ивана Баглая. Но создание этого образа несколько отличное, поскольку читатель знакомится с Иваном за кого: за Віруньку, через брата Николая, через Ізота Лободу. И наконец он появляется сам, чистый своими взглядами, мыслями, пониманием своего места в жизни.

Находясь в чужой стране, Иван ни на минуту не забывал о своей. Он сравнивал жизнь людей далекой Индии с бытом нашего народа и искренне болел за большую отсталость своей Родины. Наиболее его восхищало то, как «там» умеют защищать и беречь памятники культуры, которая доброжелательность царит среди людей. Иван невольно приходит к выводу, что нельзя дальше так жить, подчиняясь подхалимам, карьеристам, разрушителям достижений соотечественников.

С любовью изобразил писатель и образ металлурга Ягора Катратого. Внешне мрачный, Ягор оказывается очень нежным человеком. Его отцовское отношение к Єльки полна заботы и переживания за ее судьбу. Именно этим объясняется желание Ягора найти для племянницы надежную защиту. Безусловно, защита в образе Володьки Лободы ошибочный, однако чувство Ягора настоящие.

Юность, проведенная среди махновцев, наложила на Ягорове лица печать суровости. На всю жизнь он запомнил встречу с профессором Яворницким, которая дала его становлению значительно больше, чем все предыдущие годы. Состоялась переоценка ценностей. Возможно, именно эта встреча помогла юноше найти себя, а впоследствии стать хорошим металлургом и героическим освободителем Титана.

С необычайной теплотой изображены Ізота Ивановича Лободу. Заслуженный работник воспитал много славных металлургов. Война забрала у него двух сыновей. На третьего, Владимира, возлагал все родительские надежды, но тщетно. Не имея влияния на сына-карьериста, затаив обиду на него, Лобода вынужден доживать свой век в Доме престарелых металлургов. Старый отец мечтает о внуках, надеется, что сын одумается, изменится и повернется лицом к людям.

Но история имеет немало свидетельств тому, как некоторые людишки путем коварства и подлости обманывали государство, а не то что родных родителей. Именно с такого звироднілого племени происходит и Володька Лобода. Недаром его называют батькопродавцем. И хотя это не единственное его прозвище, однако позорнее за это не бывает. Карьерист и «юшкоїд» Володька Лобода из тех, кто любой ценой идти к власти. Он умело прячет свое хищническое естество по словам: «Идя навстречу пожеланию трудящихся...» Больно зачіплянцям, потому что появляется слух, что Володьчину рвение выслужиться заметили «наверху», на что родной отец, Изот Лобода, скажет : «...Он вам не один собор снесет, не одно такое вонючее море построит, что и рады потом не дадите».

Ужасная сама природа такого явления, как равнодушие. Хотя Володька Лобода довольно молодой человек, изменить его характер, наверное, уже не сможет ничто. В произведении есть еще один представитель молодежи, суждения которого вызывают озабоченность. Это Роман Орлянченко, друг Николая Баглая. Роман - принципиальный и честный человек. Однако гнетущее впечатление оставляет его скептицизм. Юноша не верит в людей, в гуманистические идеалы. Пообщаешься с таким - и жизнь потеряет яркие краски, станет серым и бесцветным. И если Николай относится к обыденности жизни оптимистично и хочет позитивных изменений, то Роман не идет дальше критики.

Возможно, Колин поступок убедит и Романа, и ему подобных скептиков в величии человека. Ведь в схватке с теми, «...что без соборов в душе», Николай выглядел «как тот библейский юноша, что выгнал осквернителей из храма».

Настоящим сокровищем творчества Олеся Гончара есть богатая, певучая речь. Именно она является одной из самых существенных признаков творчества писателя. Прозу Гончара нельзя ни с чем спутать, она неповторима. Неповторимость эта в замечательных украинских пейзажах, в сочных красках портретов. Образы «Собора» выписаны так полно, так ясно, словно фрески и иконы. Касается это не только положительных персонажей, которые имеют будто отметку чистоты и святости, это касается и негативных образов - будь то карьерист Лобода или осквернители храма.

Речь Гончара богата на глубокие и трогательные слова, которые имеют свой ритм, тембр и звучание. Полифония «Собора» содержит в себе и философские, и нравственные аспекты. Автор соединил воспоминания о прошлом и заботу о день грядущий, ответственность человека за окружающий мир и ее значимость в этом мире. Каждое из произведений, а особенно роман «Собор», как будто предостерегает человечество от разрушительной попытки изменить мир. Красной нитью через все художественное полотно «Собора» Гончар проводит идею сохранения сооружения, воздуха, человека. Дымы над Зачіплянкою и клочья сажи над степными Вовчугами - это своеобразное предостережение от экологических катаклизмов. Произведение было написано в 60-е pp., задолго от аварии на Чернобыльской АЭС! Вот в чем заключается современность произведения, актуальность его тематики. Злободневность прозы писателя направлена против общечеловеческого преступления, преступления перед памятником, перед современниками и перед потомками. Ведь бюрократизм, карьеризм, эгоизм, равнодушие приводят к бездуховности и бездушия. Именно в этом и заключаются особенности художественной публицистики Олеся Гончара.

Общественные события являются результатом человеческой деятельности, следовательно и рассматривать их надо через человеческие судьбы и характеры. А герои Олеся Гончара отличаются четким индивидуальным колоритом, их диалоги сконденсированные и меткие, и вся речь четкая и остроумная. Несколько штрихов - и перед нами автор примитивного письма, солдат-бездарь, что поставил в ряд с высоким чувством приземленную потребность и еще и спаплюженою языке: «Сичас служит какось непривычно, трудно звикать, что тобой командуют, и все привикнецця, пайка хватает, наедаюсь полностью».

Безусловно, утонченная душа Єльки не могла принять такого признания, вряд ли, что кому-то другому будет оно нравится. Казалось бы, смешно, но не до смеха, когда подобный парень позорит и человеческие чувства, и родной язык. А разве не чувствуется авторский праведный гнев, направленный на разрушителей родной природы!

Олесь Гончар относится к тем людям, которые стремились видеть не только человеческие чувства, но и всю жизнь гармоничной.