Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-50-х годов ХХ века

Олесь Терентьевич Гончар (1918-1995 гг.)

«Знаменосцы»

«Поэтический пунктир похода» - поэзия Олеся Гончара помогла писателю в создании трилогии «Знаменосцы». Работа над произведениями военной тематики во время наступления реакционной критики была нелегкой. Впоследствии писатель сам укажет это в своих воспоминаниях: «Если уж браться за перо, то только для того, чтобы прорваться к правде, к изображению войны настоящей, реальной, с ее страданиями, кровью и потом, с ее тяжелой солдатской героикой».

«Прорваться к правде» - это значит: написать правду о войне. Для этого необходимо было найти способы. Именно поэтому некоторые фигуры произведения стали образцом партийной позитивности. Так, майор Воронцов стал воплощением идеала советского человека. Эстетическим идеалом эпохи можно считать образ Юрия Брянского, который в произведении является открытым носителем «красоты верности»: «Все, все мы отдаем тебе, Родина... Все! Даже наши сердца. И кто не узнал этого счастья, этой... красоты верности, тот не жил по настоящему».

Однако такие идеологические преувеличения не испортили главного замысла автора, он воспроизвел правду о войне. На первом плане в его произведении изображена человечность, ведь бойцы полка Самієва, освобождая от фашизма народы Европы, помогают и мирному населению (художник Ференц), и сотням пленных разных национальностей, и вражеским солдатам (прикован смертник-хорват).

Сюжетная линия произведения тоже очень непростая, потому что состоит из многих сюжетов судеб. Но судьбы всех персонажей направлены к одной цели - к «красоты верности» и «свободного человечества». В трилогии действует большое количество образов, которая и составляет единое целое, народ, что считается главным героем произведения. Центральной же фигурой можно считать образ Юрия Брянского, который действует только в первой части, однако после гибели остается ядром, вокруг которого группируются гуманистические идеи всех персонажей. К тому же, все мысли Брянского, Черныша, Ясногорской и даже фигуры других бойцов является контрастом не только к картинам войны, но и самого ее понятия. И этот контраст чистых человеческих чувств и поступков осознается как гневное осуждение войны, которая несет в себе кровь, грязь, смерть. А гибель любимых персонажей воспринимается как жестокая несправедливость. Губительное воздействие войны на жизнь ощущается не только в трагических смертях Брянского, Ясногорской, Гая, Кармазина, об этом говорится во многих эпизодах трилогии.

Трогает глубокий гуманизм автора. Войну он показал из героического стороны, а каждая строка произведения напоен надеждой, ожидаемым миром, красотой верности.

Следует отметить, что трилогия «Знаменосцы» - это произведение о героизме. Героизм это проявляется в повседневной жизни на войне. Да, именно жизни. Потому что война состояла не только из массовых рывков вперед, не только из картин боя. Война - это и короткие передышки между боями, когда уставшие бойцы едва успевали зажечь самокрутку, и долгие дни в ожидании следующего боя, когда можно было пообщаться с друзьями, с любимыми. Нигде больше так, как на войне, не чтили люди коротких минут мира. Именно тогда упоминались невесты, матери, жены. После услышанной мінометниками легенды о верности, именно верность становится как бы еще одним героем произведения, ибо олицетворяет чувства к любимому человеку, отношение к родной земле, ответственность за собственные поступки, уверенность в порядочности своих товарищей. Сразу становится понятным, что все это и есть красота верности, без которой героизм невозможен.

Говоря об ратный подвиг, стоит отметить, что он стал массовым. Вспомним Трансильванские горы. Брянский и много наших воинов остались там навеки. Но даже в условиях жестокой борьбы люди не потеряли чувства гуманизма. Страдая от жажды, русский солдат отдает последние капли воды прикутому к пулемету хорвату, недавнем своему врагу. А гуманистические проявления в характере Сагайды, пробужденные встречей с девушкой-партизанкой Юлічкою! А колоритный Хома Хаецкий... Его гуманизм растет вместе с сознанием. Забитый и трусливый Хома перестает думать только о себе и своей Явдошку, а болеет за все обездоленные народы. Разве это не проявление политического гуманизма?

Разве не является гневным осуждением войны уже тот факт, что герои произведения, которых так полюбили читатели, погибают? Погибает Юрий Брянский, который олицетворяет все лучшие человеческие черты. Он - носитель самого понятия верности, прекрасный товарищ и талантливый офицер, который стремился развивать военное дело, применял новые методы минометной подготовки, усовершенствовал даже седла для перевозки грузов. Брянский думал о людях, о своей стране, о будущем. Его смерть, смерть юноши Гая, молодого, красивого, влюбленного во все прекрасное, смерть Шуры Ясногорской и других - это гневное осуждение фашизма, всех войн на земле.

Однако ужасы войны измерялись не только количеством погибших, но и количеством искалеченных судеб. У Саши Сіверцева настоящее уродство, слепота, означает крах будущего, ведь он не станет художником. А у Черныша, Маковейчика, Сагайды война забрала самых дорогих людей.

Люди - самое ценное сокровище любого государства. И понимание значимости человека отмечает героев романа Олеся Гончара. Юрий Брянский анализирует ход каждого боя, чтобы избежать человеческих врат. Кармазин считает, что «неоправданные человеческие жертвы - самая высокая позор для командира». А комбат Чумаченко взбешен, узнав о гибели многих солдат: «...Это же люди. Люди, понимаете?»

Если гибнут молодые, здоровые, красивые, сильные, которые могли бы жить, быть счастливыми, - это неестественно. Это противоречит всем законам жизни. Однако герои произведения полны доблести и мужества, уверены в величии своего народа: «Какой это народ, который великодушный народ... Кто послал бы, как мы, свое самое дорогое, свой цвет, свои миллионные армии для спасения других, для освобождения Европы».

А освобождать родную землю и страны Европы от врага поднялись представители многих наций и народностей. Доказательством тому является интернациональный полк Самієва, бойцы которого, воины-миролюбці, олицетворяют все самые лучшие человеческие качества.