Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-50-х годов ХХ века

Олесь Терентьевич Гончар (1918-1995 гг.)

Новелістика

В течение всей творческой жизни Олесь Гончар обращался в малых литературных жанров - новелл и рассказов, ставя их на один философско-эстетический ступень с крупными прозаическими полотнами. Новелістика Гончара - высокохудожественная часть его творческого наследия. Причем, тематика его новелл очень разнообразна. Все писательскую жизнь Гончара полна воспоминаний о прошедшей войне и переживаний за современное и будущее человечества, о чем свидетельствуют новеллы «Модры Камень» (1946 г.), «Весна за Моравой» (1947 г.), «За миг счастья» (1964 г.), «Из тех ночей» (1974г.), «Плацдарм» (1985 г.) и много-много других.

Ранние довоенные произведения Гончара свидетельствуют о его тяжести до малых прозаических жанров, в которых сконцентрированы большие проблемы и важные темы.

Новелла «Модры Камень» продолжает военную тематику произведений А. Гончара. Написанная через два года после войны, она представляет собой воспоминание солдата-разведчика о один военный эпизод, который состоялся в словацком городке Модры Камень («модры» - голубой).

Выполняя задание в тылу врага, разведчик был ранен. Его спасла словацкая девушка Тереза. Между молодыми людьми зародилось чистое пылкой любви, которое не имело продолжения. Терезу был убит полицаями за укрывательство советского воина, когда у нее нашли окровавленные бинты.

Когда разведчик вернулся после освобождения Модры Камень - Весы уже не было.

Глубоко и проникновенно описал Олесь Гончар образ Терезиної матери, которая потеряла в этой войне двух детей (брат Терезы погиб в борьбе с фашистами).

Узнав солдата, изможденная женщина вспомнила свою дочь, которая могла бы быть счастливой с этим юношей. Образы произведения совершенные в изображении, ведь олицетворяют чистые чувства, глубокие убеждения.

Построение произведения необычна, ведь безымянный боец через много лет возвращается в прошлое, вспоминает военные лета, вспоминает Тереза и ее мать. Если центральная часть произведения - это воспоминания разведчика о знакомство с Терезой и рассказ его матери о гибели девушки, то начало и конец произведения - своеобразное обрамление, видение разведчика. Это видение - мысленный образ Терезы, с которой он разговаривает.

Новелла «Модры Камень» написана в романтически-приподнятом стиле. Несмелое и нерозквітле любви, которое зарождалось между советским бойцом и словацкой девушкой, выступает как осуждение войны. Это осуждение значительно глубже другие факторы, ибо нет ничего страшнее убитое прекрасное человеческое чувство.

В 1966 pp. Олесь Гончар создал еще одно произведение, в котором осудил жестокость, но теперь уже жестокость человека по отношению к природе. Это новелла «На косе».

Попав на небольшой краешек земли - необжитую косу, которая уходит далеко в море, - человек чувствует необычайную гармонию бытия, в которой находится, чувствует себя маленькой частичкой вселенной, капелькой вечности.

Героиня произведения, в недавнем прошлом студентка биофака, а теперь сотрудник заповедника, Ольга, чувствует себя счастливым. Она окрыленная своей работой, свежим воздухом, невинностью и чистотой природы. Больше всего девушка боится стать равнодушной к красоте, перестать ею любоваться. Ведь самым большим грехом человека она считает практицизм, который приводит к равнодушию.

Девушка даже не надеялась, что равнодушие, как и низость, - не такая уж и одиночная черта. Каким было ее разочарование, когда мужчина, которого она полюбила, у которого даже влюбилась, оказался подхалимом и подлецом. Именно негодяем, потому что нарушил не только обязанности егеря, защитника природы, а и все общечеловеческие нормы. Унижаясь перед начальством, он разрешил, даже побудил их к охоте на птицу. Ни один из сторожей заповедника не согласился готовить лебедя на ужин. Для всех присутствующих эта птица считался святым, кроме высшего начальства, которому угождал егерь. Ужасно еще и то, что во время прогулки на косе никто из присутствующих должностных лиц, даже кандидат наук из конторы заповедника, не предупредили преступления, позволили убить доверчивого птицы.

Возникает спорный вопрос о причастности к преступлению. Виноват тот, кто убивал лебедя, или тот, кто стоял рядом и угодливо молчал? О. Гончар устами Ольги ставит перед современниками и потомками вопросы морали. Через переживания героини новеллы «На косе» автор пытается понять грань добра и зла, стремится вернуть человеческие души к святыням.