Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-50-х годов ХХ века

Олесь Терентьевич Гончар (1918-1995 гг.)

Жизненный и творческий путь




Олесь Терентьевич Гончар родился 3 апреля 1918 гг. в слободе Сухой на Полтавщине.

После смерти матери, когда мальчику было 3 года, из Ломовки (теперь Днепропетровск) его забрали на воспитание дед и бабушка в слободу Сухую Козельщанского района Полтавской области. Мальчик знал мать только по фотографиям и бабушкиными

рассказами. Трудолюбивая и искренняя в отношении к людям бабушка заменила будущему писателю мать.

Тридцатые годы в жизни Олеся Гончара - период формирования его как гражданина и художника.

В 1934 г. поступил в Харьковский техникум журналистики, работал корреспондентом в газетах, занимался научными исследованиями, работал в районной (на Полтавщине) и областной комсомольской газете в Харькове и все увереннее пробовал свои творческие силы как писатель. В сентябре 1938 г. осуществил свою самую заветную мечту - поступил на филологический факультет Харьковского государственного университета.

Кстати, одновременно с Гончаром здесь учился талантливый писатель Григорий Тютюнник. Олесь Гончар со всем пылом души окунулся в бурную студенческую жизнь: овладел всеми богатствами родной и мировой литературы, увлекся изучением языков, написал интересную научную работу о художественном мастерстве М. Коцюбинского, исследовал поэму И. Франко «Моисей».

Ранние рассказы и повести («Черешни цветут», «Иван Мостовой» и др.) Гончар посвятил людям, которых хорошо знал, с которыми не раз встречался в жизни. 1936 p., когда началась гражданская война в Испании, молодой писатель горячо мечтал попасть в гущу военных событий. Этому желанию тогда не суждено было осуществиться, но через пять лет он вместе с другими студентами Харьковского университета ушел добровольцем на фронт.

Накануне войны увлекся подбором материалов для романа о выдающегося украинского философа и писателя Г. Сковороду. В этот период пишет новые рассказы, один из которых, «Орленок», был отмечен премией на областном конкурсе, а также повесть «Стокозовое Поле», напечатанная в апрельском номере журнала «Молодой большевик» за 1941 г. Поистине упорный труд студента Гончара может служить ярким примером трудолюбия, преданности любимому делу.

В библиотечном читальном зале и застала молодого писателя известие о войне. В июне 1941 г. О. Гончар в составе студенческого батальона ушел добровольцем на фронт.

После двухнедельного обучения в чугуевских лагерях под Харьковом студенческий батальон отправили на фронт, где в районе Белой Церкви шли жестокие бои. Потом - ожесточенные бои на берегах Роси, бои за Киев... Сколько там полегло верных друзей-студбатівців! Мужественно и правдиво расскажет об этом Гончар в романе «Человек и оружие», за который был награжден государственной премией им. Т. Г. Шевченко. В этом произведении писатель показал главное: даже там, в кровавых боях, захлебываясь от ненависти к врагу, идя на смерть, они оставались гуманистами, настоящими людьми.

Военные условия (он был старшим сержантом, старшиной минометной батареи) не очень благоприятные для творчества. Но и при таких нелегких обстоятельствах О. Гончар не расставался с карандашом и блокнотом. Стихи, что рождались в перерывах между боями, сам писатель назовет впоследствии «конспектами чувств», «поэтическими черновики для будущих произведений».

Сегодняшнее прочтение их убеждает, что это действительно так. Лирический герой «Атаки», «Думы о Родине», «Братьев» и других фронтовых стихов Гончара духовно, эмоционально близок к героев послевоенных его романов и новелл, прежде всего «Знаменосцев».

Солдатом, старшим сержантом - командиром расчета батальонного миномета, затем - старшиной батареи прошел Гончар от берегов Роси, через альпийские горы и голубой Дунай к золотой Праги.

Этот трудный путь пролег через смерть друзей, через кровь и лютую ненависть к врагу. Но пройден он был достойно, честно, достойно. Свидетельством тому - орден Славы, Красной Звезды и три медали «За отвагу».

И война учила не только воевать, сражаться с врагом, она учила его жить, руководствуясь красотой верности, и учила писать. Ведь чтобы создать «Знаменосцев», надо было выносить их в «окопных университетах».

Безусловно, в круговерти фронтовых будней солдату не до романа. Но в редкие минуты затишья на бумагу ложились стихотворные строки о родном крае:

...я напишу - Украине!

Солнцу ее и степям...



Молодой литератор писал о фронтовые дороги («Ночь в Карпатах»,«В горы», «Трансильванский марш»),о верных боевых товарищей (стихи «Танкист», «Братья», «Рыцари»). Эти стихи, которые покоряют своей простотой, искренностью и правдивостью, не случайно были напечатаны (на украинском языке) в фронтовой газете 72-й стрелковой дивизии «Советский богатырь» на первой полосе. В них уже намечаются отчетливые контуры будущих «Знаменосцев»:

Все, что вместе пережито,

В походах выстрадано, - все,

Я знаю, другой надменно

Знаменосец понесет!



Стихи привлекли внимание командования и Олесю было предложено перейти в редакцию дивизионной газеты. Но он считал, при всем уважении и любви к литературному, газетярської труда, что его место - там, в окопах, на переднем крае. И остался со своими боевыми побратимами до конца, до последнего выстрела войны, пока не дошел вместе с ними до Праги.

После возвращения с фронта Олесь Гончар приезжает в Харьков. Но в Харькове не остался. Уехал в Днепропетровск, где в пригороде до войны жил его отец, а в самом городе работала старшая сестра, которая и пригласила брата к себе.

Гончар продолжает обучение в Днепропетровском университете, хотя ходить на занятия приходилось пешком, за десять километров. Учился он хорошо - это видно уже из того, что после окончания обучения в 1946 году его оставили в университете ассистентом кафедры истории украинской литературы.

А до этого еще - упорный творческий труд бессонными ночами, при свете карбидной лампы. На бумагу ложатся искренние, взволнованные строки о все увиденное, услышанное, пережитое. Первый послевоенный произведение - новелла «Модры Камень», напечатанный в 1946 г.

Работа над «Знаменосцами» длилась три послевоенных года. В это время Олесь Гончар публикует еще несколько новелл и повесть «Земля гудит», но главным итогом этих лет становится трилогия «Знаменосцы». На страницах журнала «Отечество», а затем и отдельным изданием появились все три части романа («Альпы», 1946г.; «Голубой Дунай», 1947г.; «Злата Прага», 1948 г.). Высокую оценку произведению, отмеченному двумя Сталинскими премиями, дали тогда Юрий Яновский, Павел Тычина, Александр Фадеев, Остап Вишня.

У1959-1971 гг. Олесь Гончар - председатель правления Союза писателей Украины, в 1959-1986 гг. - секретарь правления Союза писателей СССР.

Во всех своих произведениях прозаик нарушал вечные темы человеческого бытия, в центре повестей и романов Гончара - простая и честный человек-работник, что выступает против духовного браконьерства, карьеризма, прислужничества.

Творческое наследие писателя составляют романы «Знаменосцы» (1946-1948 гг.), «Таврия» (1952 г.), «Человек и оружие» (1960 г.), «Тронка» (1963 г.), «Собор» (1968 г.), «Циклон» (1979 г.), «Берег любви» (1976 г.), «Твоя заря» (1980 г.) и другие, повести, рассказы, литературно-критические статьи.

С 1973 г. Олесь Гончар - председатель Украинского республиканского комитета защиты мира, член Всемирного Совета Мира, академик Академии наук Украины.

После завершения работы над трилогией «Знаменосцы» героика войны и далее волновала художника. В конце 40-х и начале 50-х гг. он пишет ряд новелл («Модры Камень», «Весна за Моравой», «Илонка», «Горы поют», «Усман и Марта» и др.), во многом суголосних с «Знаменосцами». В написанной тогда же документальной в основе своей повести «Земля гудит» изображен деятельность молодежной подпольной организации «Непокоренная Полтавчанка», возглавляемой комсомолкой Лялей Убийвовк.

Изданные в течение 50-х pp. книги новелл «Юг» (1951 г.), «Дорога за облака» (1953 p.), «Чары-ко-мыши» (1958 г.), повести «Никита Братусь» (1951 г.) и «Чтобы светился огонек» (1955 г.) посвященные мирной жизни людей, важным моральным аспектам их отношений, а роман-дилогия «Таврия» (1952 г.) и «Перекоп» (1957 г.) - историко-революционной проблематике.

Качественная новизна романов «Человек и оружие» (1960г.) и «Циклон» (1970 г.) заключалась в том, что акцент в них сделан на вопросах жизни и смерти человека, на проблемах ее неуничтожимости. Свежесть взгляда на мир, необычную погруженность в жизни продемонстрировал автор «Знаменосцев» в новых произведениях, появившихся в течение 60-70-х pp. Среди них - романы «Тронка» (1963 p.), «Собор» (1968 г.), «Берег любви» (1?76 г.), «Твоя заря» (1980 г.), повесть «Бригантина» (1972 г.), новеллы «Кресафт» (1963 г.), «На косе» (1966 г.), «Под далекими соснами» (1970 г.), «Позднее прозрение» (1974 г.) и др.

Если роман «Тронка» принес автору Ленинскую премию (1964 г.), то судьба написанного в конце 60-х pp. «Собора» сложилась драматично. Роман «Собор» был опубликован в журнале «Отчизна» в 1968 г. Первые рецензии на роман были одобрительные, но вскоре подвергся вульгаризаторській критике, и произведение было изъято из литературного процесса на два десятилетия.

Во время пребывания в Днепропетровске, Олесь Гончар жил на той же самой улице, где был разрушен собор, который в Днепропетровске связывают с образом собора в романе Гончара.

Этот собор стоял недалеко от того места, где жили родители писателя. В 90-х гг. собор был отстроен.

У1972 г. писатель завершил работу над повестью «Бригантина», в 1976 г. вышел роман «Берег любви», в 1980 г. - роман «Твоя заря».

Олесь Гончар обращается-к литературно-критической творчества. Начав еще в студенческие годы исследований поэтики Михаила Коцюбинского и Василия Стефаника, он впоследствии создал десятки статей, которые уже публиковались в трех отдельных книгах (« О нашем писательстве», 1972 г.; «О тех, кто дорог», 1978 г.; «Писательские размышления», 1980 г.) и входили частично в шеститомного собрания сочинений писателя. Произведения Гончара переведенных на 67 языков, а творческий опыт писателя усваивается и отечественными, и зарубежными мастерами слова.

Каждый писатель своей литературно-письменный практикой определяет, каким он видит развитие литературного языка. Гончар как гражданин и как публицист четко очерчивает свою позицию относительно статуса украинского языка в государстве и дает читателю эстетический идеал литературного языка.

Так, в новелле «Подсолнухи» В. Гончар создает целый ряд поэтических новообразований на определение подсолнухов: золотое тарілля, золотые литавры, ясночоле солнечное братство, золотое душистое море. Высокий поэтический стиль прослеживается в целостных текстовых структурах. В авторской речи писателя органично соединились поэтические книжные и разговорные источники национального языка. Все они существуют рядом и демонстрируют типичный образец художественной прозы.

1992-1993 pp. Международный Биографический центр в Кембридже (Англия) признал А. Гончара «всемирным интеллектуалом 1992-1993 гг.».

Умер Олесь Терентьевич Гончар 14 июля 1995 г.