И семестр
ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА
АВТОРСКИЕ СТИХИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Урок 19. АВТОРСКАЯ ШКАТУЛКА. МАРИЙКА ПИДГИРЯНКА. ЛЕС
Цель: продолжить ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Марийки Пидгирянки, раскрывая красоту и богатство родного слова с помощью произведений поэтессы; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к родному слову.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
1. Читайте четко, весело!
УДОД
- Ду-ду-ду.
Чи-чи-чи...
Где ночуешь ты ночью?
- Чи-чи-чи,
Ду-ду-ду...
Я ночую в саду.
- Ду-ду-ду,
Чи-чи-чи...
Од сада отдай ключи.
- Чи-чи-чи,
Ду-ду-ду...
Потерял и не найду.
А. Мястковский
2. Игра со звуками
С задертими носами
По снегу помчались
САНИ.
А как изменишь
А на Ы,
По снегу побегут
СЫНЫ.
3. Узнай и быстро отвечай!
Летний, солнечный, теплый - (что?)... день.
Желтые, красные, осенние - (что?)... деревья, кусты.
Черная, дождливая, большая - (что?)... облако.
III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Ученики загадывают подобраны загадки о птицах.
IV. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Какой раздел мы начали изучать?
- Открывает поэтическую ящик украинская поэтесса Марийка Пидгирянка.
V. ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Биографические сведения
- Ее звездочка засветилась 29 марта 1881 года в селе Белые Ославы на Станиславщине (ныне Ивано-Франковской области) в семье Ленертів. Отец Марии работал лесничим, а мать - дочь священника - была домохозяйкой. С детства девушка слышала беспокойный шум сосен, шум леса, родное слово и пение птиц. Она росла в многодетной семье, где было пятеро детей. Дедушка по матери научил ее писать и читать. Еще маленькой она прочитала «Кобзарь» Т. Г. Шевченко.
Свои первые стихи Марийка начала писать, когда ей исполнилось 13 лет, ее сестры нашли те стихи, написанные на отдельных клочках бумаги, и составили первую ее сборку. Она очень любила детей, и поэтому стала учительницей.
в 1908 году вышла в свет ее первый поэтический сборник «Отзывы души». Это было для поэтессы большой радостью. Однако жизненная судьба дарила не только радость. Очень много препятствий попадалось на ее жизненном пути, ей пришлось преодолевать.
Некоторое время поэтесса жила в Австрии. Находясь на чужбине, она очень тосковала по родным Карпатам. Здесь и родились ее новый сборник «На чужбине», рассказы «Малый Василек», пьеса для детей «Сон на кургане» и поэма «Мать-страдалица».
Вернувшись в родные места, Марийка Пидгирянка продолжила учительствовать, а с 1938 года работала директором школы в Тлумацком районе Львовской области.
18 мая 1963 года Марийка Пидгирянка умерла. Похоронена в г. Львове на Лычаковском кладбище.
Физкультминутка
2. Проработка стихотворения М. Пидгирянки «Лес» (с. 22)
1) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какие картины возникли в вашем воображении, когда вы слушали стихотворение?
2) Словарная работа.
Справочное бюро
Ветка - ветка, веточка.
Овраг, овраг - глубокая длинная впадина.
Мурлыкать - тихо, невнятно напевать.
Чтение слов «эхом» за учителем
Буйный, свищет, воркотять, шепчет, в галузках, шапочки, ветерок.
3) Чтение стихотворения учащимися хором.
- Как поэтесса говорит о шум леса? Какие деревья вспоминает?
4) Чтение стихотворения учащимися «цепочкой» по строфами.
- Что говорится в стихотворении о птичках?
- Какие ласкательные слова употребляет поэтесса в своем стихотворении?
- Как вы понимаете выделенные строки?
5) Игра «Диктор телевидения».
Читать стихотворение, периодически отрывая взгляд, чтобы взглянуть на зрителей.
6) Игра «Подбери рифму».
Лес - (дрозд), буки - (голубки), по верхам - (в галузках), листья - (шапочки), ласке - (в сказке).
7) Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите рисунок. Найдите строки стихотворения, которые проиллюстрировал художник.
VI. ИТОГ УРОКА
- С творчеством которой поэтессы познакомились на сегодняшнем уроке?
- Что узнали о ней?
- Какое стихотворение изучали?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выразительно читать стихотворение. Выполнить свой рисунок к стихотворению.