Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки литературного чтения в 2 классе

И семестр

 

ИЗ НАРОДНОГО ИСТОЧНИКА

 

АВТОРСКИЕ СТИХИ И МАЛЫЕ ЖАНРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

Урок 18. УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. ИЗ ЧИСТОГО РОДНИКА НАРОДНОЙ МУДРОСТИ

 

Цель: продолжать знакомить учеников с разновидностями народного творчества (колыбельными песнями, забавлянками, скороговорками); расширять представление о меткость, точность, красоту родного слова; пробуждать интерес к изучению родного языка; воспитывать любовь к произведениям устного народного творчества, книги.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

 

II. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ВЫСТАВКОЙ КНИГ

- Дети, обратите внимание на книжную выставку.

- Какие книги с этой выставки вам знакомы?

- В каких книгах лучшие иллюстрации?

- Назовите фамилии художников, которые создали рисунки этих книжек.

- Кто познакомит нас со своей книгой?

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

- Часто в жизни мы слышим слово фольклор. Что оно означает? (Запись на доске: «Фольклор - народное творчество».)

- Наш урок посвящен устному народному творчеству. Возникла она очень давно. Люди тогда еще не умели писать и передавали из уст в уста произведения разных жанров.

 

IV. ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

1. Работа над колыбельными песнями

- Первый жанр устного народного творчества, с которой человек знакомится, только появившись на свет, - это колыбельные песни. С рождением в семье ребенка рядом с ней постоянно находится мама. Укачивая дитя, мамочка пела песни - ... (колыбельные).

- Колыбельные песни предназначены в основном для одного слушателя и имеют одного исполнителя - мать или другого близкого человека. Свою любовь и нежность, желание видеть своего ребенка счастливым, здоровым, умным иметь передает в простой и спокойной мелодии, что соответствует ритму качания колыбели.

- Дети, кто может исполнить песенку, которую вы подготовили дома? (Ученики могут выполнять колыбельные, держа в руках куклу.)

- Каково назначение колыбельной песни? (Ее поют, чтобы ребенок спокойно заснул.)

- В народе говорят: «Песня колыбельная - то самая первая мамина речь».

На уроке музыки вы изучили колыбельную. Воспоем ее вместе!

Ученики исполняют колыбельную, изученную на уроке музыки.

2. Проработка забавок. Работа в группах

- Чтобы ребенок развивался, росла умной и веселой, наш народ придумал потешки. Позмагаймося! Кто лучше прочитает забаву?

1-я группа - «Чуки, чуки».

2-я группа - «Гой-да, гой-да».

3-я группа - «Потягусі, потягусі».

3. Работа над скороговорками

- Отдельным жанром устного народного творчества является скороговорки. Они учат детей правильно, четко произносить отдельные сложные звуки. Часто их быстрое проговаривание превращает скороговорку на «спотиканку», когда тот, кто стремится быстро произнести, коверкает слова.

1) Выразительное чтение скороговорок учителем. (Дети внимательно слушают.)

2) Чтение скороговорок учениками (шепотом, «цепочкой»).

3) Конкурс на лучшее произнесение скороговорки.

Физкультминутка

 

V. ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ НОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - СКАЗКИ «ВОЛШЕБНЫЙ ГОРШОЧЕК»

- Что означает слово волшебное?

Чтение сказки учителем

- Что приснилось мужчине и женщине?

- Что они сделали после этого?

- Какую плату взял дедушка за лечение больных?

- Что сделал мужчина с сыром?

- Как дедушка разделил золото?

- Какие слова звучали издалека?

Работа в парах. Чтение сказки учениками

- Найдите слова, в которых содержится главная мысль сказки.

 

VI. СКАЗОЧНАЯ ВИКТОРИНА

1. Кто съел Колобка?

а) Волк;

б) лиса;

в) дед.

2. Кто спас Ивасика-Телесика?

а) Орел;

б) гусь;

в) утка.

3. Кто потерял рукавичку?

а) Баба;

б) дед;

в) собачка.

4. Какое яйцо снесла Курочка-Ряба?

а) Деревянное;

б) серебряное;

в) золотое.

5. Кого позвала кошка тянуть репку?

а) Мышь;

б) собачку;

в) дочь.

6. С чего угощала Лиса Журавля?

а) 3 кувшина;

б) из своей тарелки;

в) из банки.

 

VII. ИТОГ УРОКА

- Наша речь богата на произведения устного народного творчества. Фольклор шлифуется веками, словно камни на морском побережье. Он дает силу и разум народу, является украшением литературы и искусства. Читайте книги - и вы много узнаете из этого неиссякаемого источника народной мудрости.

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Следующий урок внеклассного чтения проведем по теме «В мире интересных загадок». Задания к уроку и список литературы вы найдете в уголке читателя.