Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1920-1930 годов

 

Григорий Косынка (1899-1934)

 

«Во ржи»

 

Импрессионистическая новелла «Во ржи» (1925) стилистически близка к новеллы Михаила Коцюбинского «Intermezzo». В ней даже можно выделить созвучна произведению первого в литературе украинского импрессиониста «действующие лица», хотя Косынка и не перечисляет их в начале произведения. Подобными действующих лиц новеллы «Intermezzo» («моя усталость», нивы в июне, солнце, три белых овчарки, зозуля, жаворонки, «железная рука города», «человеческое горе») есть действующие лица произведения Косынки: «заспанный утро, солнце, пчела, черногуз, «японский одрізан», степь, ржи, «кудрявые головы греч», божья коровка, ветер, «затерянная во ржи моя судьба». Каждый из этих ярких образов персонифицированный, очеловеченный, наделен умениями мыслить и любоваться красотой лета в июне: «Степь встречает низкими поклонами пашни ветер, а он проходит полями - теплый, нежный, дергает за усы гордое пшеницу, моргает до овса и долго-долго целует кудрявые головы греч - пьет меды степные». С импрессионистическим этюдом Коцюбинского «На камне» произведение Косынки родственный яркими красной и зеленой образами-пятнами на фоне нейтральных тонов, которые становятся художественными деталями и сразу же запоминаются читателям. Как и красная головная повязка Али, красный платок Ульяны, любимой сельского парня Корнея, который стал дезертиром и в зеленой военной рубашке (опять же - параллель с зеленой паранджой Фатьмы) скрывался во ржи, подчеркивает трагический, но одновременно и вітаїстичний аспект произведения, ведь удачно подобранная художником колористика выгодно усиливает подтекстовый смысл. Красное и зеленое в новелле являются своеобразными маркерами, которые вызывают в человеческом подсознании вполне понятны значение: зеленый цвет - жажда жизни, надежда на лучшее, присущие Корнієві, красный - любовь, жажда, кровь, опасность, агрессия, воспроизводят драматическое жизни Ульяны с нелюбимым-самодуром, который не отпускает жену даже к матери в соседнее село.

Если герой новеллы «Intermezzo» обрисован крайне утомленным жизненными неурядицами и психически истощенным, то молодой дезертир из новеллы «Во ржи», несмотря на неблагоприятные условия жизни, о чем свидетельствуют фразы-намеки иронического содержания («Решил не снідать: разве можно до обедни хоть рісочку в рот брать?!», «И гладила рукой мой чуб, а его расчесывали уже второй год дожди, снега и дикое волчье дезертирське жизни», «День уходит и смерти ждешь»), удивляет читателей несокрушимостью духа, невичерпністю физических сил.

Из новеллы Косынки мы узнаем, что два года после дезертирства из армии для Корнея, который иронично сам себе дает прозвище Дізік, образовав его от слова «дезертир», были насыщены событиями. Идеологически он склоняется на сторону нового строя, даже высказывает свое сокровенное желание оказаться при власти: «А хоть бы и комиссаром?..». В то же время Корней хорошо знает, что за такие мечты повстанческий атаман Острый, в подчинении которого он воевал какое-то время, может и расстрелять и утопить. Впрочем, большевистская ипостась для Корнея привлекательна лишь благодаря героической смерти коммуниста Матвея Киянчука: «Молодец был Матвей, когда вели его...». На самом деле наиболее естественная ипостась Корнея - это крестьянский труд. Вот почему бывшему крестьянскому сыну все время слышатся звуки косы и серпа в работе, упоминаются «обора панская и шесть волов в плуге - пахали степь некогда», а ржи парень называет своим верным товарищем. Хлебороб с деда-прадеда, Корней в степи чувствует себя лучше: «Не пошел, а поплыл... Потому что мне не звикать до однообразного ритма хлебов, и степь для меня знаком: волнуется по утрам, звонит волнами в обеды, а по вечерам, когда догорают ржи, ложится спать». Увидев из своего убежища богача Дзюбу, Корней испытывает нестерпимое желание застрелить этого человека. Автор не выясняет причину ненависти юноши, но вряд ли это ненависть классовая. Еще не зная, что именно Дзюба женился на его возлюбленной, Корней ненавидит своего земляка за жестокость и коварство, ведь несколькими минутами позже Ульяна так обобщенно скажет про весь род своего мужа: «То, Корней, чертовы зубы, а не Дзюбы! ».

Неожиданная встреча Корнея и Ульяны становится кульминацией новеллы. Как и в новелле «Момент» Владимира Винниченко, которую вы изучали в 10 классе, неожиданная буря чувств и любовных переживаний делает молодых людей безгранично счастливыми хотя бы на несколько минут. Бывшая Корнієва девушка угощает его морелями, поддерживает шутливую беседу, но в ее глазах, что когда-то казались парню звездами, теперь застыла невыразимая космическая печаль, а губы предательски дрожат. Новелла построена так, что многое в ней остается за кадром. Например, читатель может только догадываться, что произошло между влюбленными во ржи, но искренние, чистые, даже жертвенные чувства Корнея и Ульяны чувствует. Косынка филигранно передает внезапность встречи, делает зримыми экскурсы в прошлое («Синие глаза спрашивали меня: «Разве ты, Корней, забыл ясли круг черного вола Звездная?..А когда целовал мои глаза - на смех показывал через выбитый сучок зарю, говорил: «Они похожи на нее, правда, Улясю? О, яркими деталями подчеркивает тончайшие перепады настроения чужой жены и ее бывшего жениха. Брак с богачом мог бы расцениваться Корнеем как измена Ульяны, поэтому именно она делает первый шаг к примирению: «Какие мы враги... Нет, Корней, нам не так надо! Пойдем сядем... Хочешь целовать? Целуй, пусть хоть один день будет наш!». Влюбленные понимают, что изменить уже ничего не удастся, только это радостное мгновение может хоть как-то компенсировать потерянное супружеское счастье. Несмотря на отчетливые, то созвучны, то контрастные мыслям и переживаниям героев пейзажи, торжественное, приподнятое настроение произведения, с последней его страницы веет таким невыразимой печалью, что от него меркнут даже самые яркие цвета: «Тихо поцеловала, рванула льна горстку. и глаза были синие-синие, как лен, а платок лозунги».

 

 

Николай Пимоненко. Жница. 1889

 

В новелле много этнографического материала, которым писатель подчеркивает, что действие происходит на Житомирщине («Иду знакомыми тропами: широкий Раздел встретит меня пшеничных полей, Темник поздравит житами, а круг Гординої могилы - крайкована льонами плахта из овса, ячменя и пьяных греч»), описывает узор женской рубашки («Я видел на тонких поділках Ульяны красиво вышитую решетку, на пазухе - кленовые листья»). Новеллист использовал меткие пословицы («Жизнь панское, а голод собачий»), фрагмент украинской народной песни, а также, как дань пореволюційному времени, в котором происходят события, отрывок русской частушки. Для творческой манеры Косынки это характерные элементы, присутствие которых писатель объяснял так: «Я использую народную мудрость: песню, пословицу и т.п., чтобы шире раскрыть содержание и предоставить настроение епізодові, и углубить восприятие произведения».

Новелла «Во ржи» имеет короткое послесловие. Этот необязательный для художественного произведения новелістичного жанра элемент использован художником для того, чтобы дать понять читателям, что его герой остался живым после всех испытаний судьбы.

Словарная работа.

Психологизм (греч. psych - душа; латин, lohos - слово, учение) - передача художественными средствами внутреннего состояния персонажа, его мыслей, переживаний, обусловленных внутренними и внешними факторами. Для психологической прозы характерен анализ героями своих поступков, дослуховування к рефлексии собственного тела, поток сознания персонажа, в котором фиксируются его душевные эмоции.