Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Уроки по украинской литературе 9 класс

УРОК 1

Тема. Вступление. Роль и место литературы в жизни нации. Развитие литературы. Творческая индивидуальность художника. Художественное произведение - новая эстетическая действительность, что "впитывает" свое время и является носителем общечеловеческих ценностей. Анализ произведения в историческом и эстетическом контекстах. ТЛ: анализ художественного произведения, контекст, эстетика.

Цель: раскрыть учащимся значение литературы в жизни нации; познакомить с периодизацией развития литературы; формировать умение объяснять различие устной словесности от книжной литературы; углубить знания учащихся о литературе как виде искусства; воспитывать осознание национального и общечеловеческого значения искусства.

Оборудование: книги разных лет издания, иллюстрации, связанные с периодизацией развития литературы, подготовлены материалы для поисковой работы, фото древних памятников литературы.

Ход урока

И. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.

1. Вступительное слово учителя.

- История развития украинской литературы имела такой же чрезвычайно сложный, самобытный путь, как и история страны в целом. Литература сохраняет и передает общенациональные, общечеловеческие ценности от поколения к поколению, обогащает наш внутренний мир, воспитывает эстетический вкус, развивает интеллект, мировоззрение. Нам, украинцам, есть чем гордиться, ведь наша литература на протяжении веков доказала свою уникальность, потому что, несмотря на все гонения и неблагоприятные исторические условия продолжала развиваться, постоянно отстаивая свое право на существование.

Сергей Александрович Ефремов, выдающийся украинский литературовед и критик, заместитель председателя Центральной Рады, метко высказался о роли и месте нашей литературы в истории украинского народа: "Писательство у каждого народа имеет огромное значение как выражение творческой силы нации, с одной стороны, и международного единения и влияний, с другой. Каждое национальное писательство, испытывая заметных и незаметных влияний от других письменств, все-таки органично перерабатывает и преобразует их и обнаруживает тем натуру данной нации, ее идеалы и соревнования, ее интересы и потребности. Писательство в целом везде выступает защитником обиженных, утешением от жизненной рутины - тем утешением, что поднимает дух человеческий, приучает его не за мимолетное и обыденное болеть, а добывать высокое и вечное с кусками жизни, зажигает его тем святым недовольством современностью, неустанно гонит человечество вперед и дальше - все вперед и дальше. Вес словесности никогда и нигде не ограничивается самой эстетической сферой. Везде и всегда роль его бывает глубже; она, можно сказать, универсальная, если учесть, что писательство должно раскрывать творческие основы народного духа на всю его ширь и глубина, служить показателем, куда и к чему идет данная человеческая нация, как она на задачи человека смотрит и как определяет свои отношения с жизнью во всех ее сферах. У нас, кроме такой универсальной веса, писательство еще и имеет специальные задачи, потому что еще одного дела должно не спускать с глаз, которой не знают те счастливые народы, что живут безопасно от национального гнета. Каждое писательство, исходя из общечеловеческих основ и осмысливая мировые мотивы, должно быть национальным, то есть духовную сущность своего народа проявлять. Но когда писательство развивается среди национально угнетенного народа, то оно должно взять на себя функции народного заступничества, говоря фигурально, оно неизбежно становится адвокатом той народности на литературных и жизненных позвах с нівеляційною теорией и практикой".

2. "Поиск информации".

Учитель раздает учащимся подготовлены материалы и ставит задачу: "Периодизация развития литературы. Каким, по вашему мнению, должен быть идеальный вариант периодизации?"

Художественное произведение - новая эстетическая действительность, что "впитывает свое время и является носителем общечеловеческих ценностей". Почему искусству художественного слова свойственны идейность, образность, эмоциональность?

(Материал для учителя. Периодизация:

1. Литература Киевской Руси.

2. Давняя украинская литература (XIII-XVIII века).

3. Новая украинская литература (1798 г. - начало XX века).

4. Новейшая украинская литература (XX - начало XXI века).

Как каждому виду искусства (музыке, живопись, скульптуре, архитектуре, театру, хореографии, кино), искусству художественную слова свойственны идейность, образность, эмоциональность. Идеи, то есть главному замыслу литературного произведения, подчинено все: образы, сюжет, композиция, выразительные средства и т.д. Главное - образы: персонажи, пейзажи, портреты, интерьер, условные и лирические образы. С их помощью писатель выражает свои чувства, размышления, общественные идеалы. Цель изящной словесности, за Иваном Франко, - "вызвать в душе читателя живые образы тех людей или вещей, которые нам рисует поэт, и ими будить те самые чувства, которые сердце пронизывала душу самого поэта в волны, когда творил те образы". Следовательно, образность в художественном произведении - это совокупность чувств (эмоций), увлечений, взволнованности автора. Высокая идея порождает глубокие чувства, под влиянием которых и возникает художественный образ.

В литературных произведениях конкретно-историческое и общечеловеческое взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, извечное стремление нашего народа к свободе и счастью (общечеловеческое) вызвало массовый протест украинского крестьянства против национально-социального угнетения - Колиивщину (конкретно-историческое).

3. Комментированный просмотр иллюстраций.

II. Активизация познавательной активности учащихся.

1. Викторина.

Как назывался дописемний этап литературного творчества, когда только устное слово могло сохранить созданную кем-то одним, зато многими отшлифованную и усовершенствованную художественную вещь? (Фольклор).

Или отмерла устное народное творчество с появлением писаного, а впоследствии и печатного слова? Почему?

(Нет. Она функционирует параллельно, дополняя последнюю темами, сюжетами, проблемами, образами, символикой, художественными средствами).

О чем свидетельствует тот факт, что до нас дошли рукописи времен Киевской Руси?

(Киевская Русь была одним из мощнейших государств Европы, культурно и духовно зрелой).

Кто из известных вам князей "засеял нашу землю книжными словами"?

(Ярослав Мудрый).

На территории какого княжества после разрушения в 1240г. Киева продолжили развиваться литература и искусство?

(Галицко-Волынское).

2. Рассказ учителя.

- Самым интересным образцом литературы в Галицко-Волынском княжестве является "Галицко-Волынская летопись". (Учитель демонстрирует фото.)

С середины XIV в. Золотой Орде пришлось поступиться правом на древнерусские земли более сильным государствам. Восточная Волынь, Черниговщина, Киевщина, Переяславщина и Подолья переходят в подчинение Литвы, Галичина и Западная Волынь - Польше, Буковина - Молдавии, Закарпатье - Венгрии. Украина хоть и подчинялась Литве территориально, но доминировала над Литвой во всех сферах политической, духовной и культурной жизни. С. Ефремов не случайно приводит поразительные факты: "Русская речь, как более развитая, стала официальным языком и на Литве, вошла в обиход законодательства и дала на древнерусском правовой основе целый ряд памятников, в частности - различные княжеские грамоты; "Судебник" великого князя Казимира (1468), "Статут литовский" (1522-1529). "Устав" уже официально устанавливает, что "писарь земский находят по руску литерами и слови рускими все листы, выписки и позви писать, а не иним языком и слови".

3. Беседа за вопросами:

- Почему украинский язык начала подвергаться гонениям после объединения Литвы и Польши в речь Посполитую?

(Латинский и польский языки доминировали как государственные. Но до нас дошли памятники украинской письменности того времени: грамоты XIV-XVcm., Каменно-Струмилівське Евангелие (144), Четьи-Минеи (1489), Пересопницкое Евангелие (1556 - 561), Креховский апостол (1560), запись в чешской грамматике Яна Богослова украинской песни "Дунаю, Дунаю, чему грустном течешь " (1571).

- Какой язык в то время употребляли для церковной литературы в светских письменных памятниках?

(Старославянский язык - для церковной литературы, староукраинский язык - для летописей, стихов, школьных драм.)

- Кто и где на Украине стал первопечатником?

(Иван Федоров во Львове заложил типографию и издал "Апостол" (1574). (Учитель демонстрирует фото.)

- В каких городах Украины возникли первые братские школы? (Львов, Киев.)

- В каком городе И. Федоров заложил еще одну типографию? Какие учебники выдал?

Остроге. Букварь с читанкою, "Острожскую Библию " - крупнейшее свое творение (1581).

4. Практикум по теории литературы.

- Прочитайте определения понятий "эстетика" и "контекст" и объясните, как вы их понимаете.

- Вспомните, что вы знаете о анализ литературного произведения и проанализируйте одно из произведений (по выбору учителя или учащихся).

(Материал для учителя.

Анализ литературного произведения.

Содержание произведения.

Идея (от греч. idea - вид; идея - основная мысль о воспроизведены жизненные явления и события. Она органически связана с темой, ведь несет в себе оценки изображенных в произведении людей, отношений между ними, что-то одобряет, превозносит, а что-то обличает, осуждает. Так, осуждая скупость, мелочную расчетливость, черствость и некультурности Пузырь ("Хозяин" И. Карпенко-Карого), драматург стремится, чтобы владельцы мощного капиталистического производства были настоящими хозяевами в государстве, а не бездушными нагромаджувачами богатств.

Проблематика (от греческого problema - задача) - это осмысление писателем тех социальных характеров, явлений, которые он изобразил в произведении, характерных тенденций развития общественной жизни, его контрастов и конфликтов. Скажем, в драме "Хозяин" И. Карпенко-Карого главной проблемой автор выделяет бездуховность и бескультурье хозяев, которые имеют собственный капитал, но не умеют распорядиться им так, чтобы он приносил пользу и им, и обществу.

Тема (от греч. thema - основа, положения) - предмет изображения, те жизненные явления, которые отобраны художником для художественного воспроизведения. Например, в пьесе И. Карпенко-Карого "Хозяин" предметом изображения является такое социальное явление, как утверждение в обществе новой социальной группы - собственной национальной буржуазии на стадии накопления собственности.

Тему лирического произведения принято называть мотивом (от французского motif, от латинского motus - движение), причем в творчестве того или иного поэта освещается ряд тем, часто близких, родственных и поэтому правомерно определяются мотивы лирики Т. Шевченко определенного периода или всей его поэзии, мотивы лирики Александра Олеся, Лины Костенко.

Форма произведения.

Интерьер (от латинского interior - ближе к середине) - изображение на картине или в художественном произведении внутреннего пространства сооружения, жилья, в котором живут персонажи. Это может быть описание мебели, концентрация внимания на каких-то предметах быта, вещах и т.д. Интерьер конкретизирует место событий в произведении, наглядно иллюстрирует социальное положение персонажей, их профессии, духовные запросы, привычки и т.д.

Композиция (от латинского compositio - составление, создание) - обусловлена содержанием построение, размещение и соотношение всех его составных частей, порядок развертывания событий и взаимодействия персонажей. В литературоведческих работах используются и синонимы этого термина:

архитектоника (от греч. architektonike - архитектура);

структура (от латинского structure - строение, расположение, порядок);

конструкция (от латинского constructio - построение).

Эпическое произведение может быть целостным с точки зрения построения, а может членуватися на отдельные части, разделы, главы.

В XX в. возник роман в новеллах (Ю. Яновский "Всадники", А. Гончар "Тронка"). Архитектоника драматического произведения проявляется в его разделении на действия (акты), картины, явления (сцены).

Одним из элементов архитектоники драматического произведения является ремарки (от французского remargue - примечание) - пояснение автора в тексте пьесы, что, как правило, подается курсивом в скобках. Внешняя структура лирических произведений, их "видимая" построение заключается в разделении текста стихов на строфы (от греческого strophe - поворот; перемена; круг), то есть повторяющиеся в стихотворении сочетание нескольких строк, связанных между собой определенной системой рис, способами рифмовки, интонацией.

Пролог (от греч. prologos, pro - перед и logos - слово) - начальный эпизод произведения, в котором автор подводит читателя к восприятию произведения, сообщает о своих намерениях.

Эпилог (от греч. epilogos, от epi - после и logos - слово) - заключительная часть произведения, в которой рассказывается о дальнейшей судьбе главных персонажей после того, как основные противоречия между ними разрешились, иногда через много лет после изображенных событий.

Образом называют конкретно-чувственное художественное описание в художественном произведении человека (образы-персонажи), природы (образы-пейзажи), вещного окружения (образы-вещи).

В художественном произведении функционируют многочисленные образы. К образной системы входят образы-типы, образы-характеры, образы-символы, образы-детали и т.д. Основными из них являются, как правило, образы-характеры, образы-персонажи, образы-типы. Образы-картины природы, образы-вещи, образы-явления, образы-детали, образы-переживания,образы - тропы, персонализации понятий, явлений играют вспомогательную роль. В основном в центре художественного изображения стоят человеческие образы.

Образность - самая характерная свойство искусства, в частности художественной литературы. Литературный характер - это творчески изображена человеческая индивидуальность в совокупности присущих ей черт.

Пейзаж (от французского paysage, от pays - страна, местность) - жанр живописи, который предусматривает изображения картин природы. В художественной литературе - это видение писателем окружающего мира природы - неба, реки, озера, поля и т.д и его влияния на душу человека. Пейзаж часто выступает образной параллелью к душевного состояния персонажей. В реалистических произведениях пейзажи играют значительную композиционную роль. Картинами природы начинаются или заканчиваются нередко сюжетные перипетии (И. Нечуй-Левицкий, М. Коцюбинский, И. Бунин). В пейзажных образах может воплощаться драматическая коллизия произведения.

Портрет (от французского portrait - портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешности персонажа: выражения лица, фигуры, походки, одежды, манеры держаться, характерных жестов и т.д. Основное его назначение - дать читателю зрительное представление о действующих лицах. Портрет в литературном произведении выступает одним из важнейших средств создания художественного образа и несет в себе вместе с другими художественными приемами отпечаток авторской индивидуальности.

Сюжет (от латинского subjectum - підкладене) - произвольное размещение автором цепи изображенных событий. В повести И. Нечуя-Левицкого "Николай Джеря" фабула и сюжет произведения совпадают, потому что события развиваются хронологически, последовательно. В новелле В. Стефаника "Новость" фабула с сюжетом не совпадают, потому что произведение начинается развязкой. Не фабула совпадает с сюжетом в романе Панаса Мирного и Ивана Билыка "Разве ревут волы как ясли полные?". Сюжет в этом романе выстроена с нарушением хронологической последовательности, о рождение, детство Корточках Вареника читатель узнает из экскурсов в прошлое.

Экспозиция (от латинского expositio - преподаватель) - часть художественного произведения, которая знакомит читателя с его главными персонажами, с условиями и обстоятельствами, которые повлекли выявления конфликта. Это фон, на котором будут разворачиваться события.

Завязка проясняет читателю события и ситуации, из которых начинается конфликт протиборних сил в произведении.

Развитие действия - дальнейшее обострение конфликта между персонажами.

Кульминация (от латинского culmen (culminis) - вершина) - эпизод в произведении, когда конфликт достигает высшей точки напряжения, после которой, как правило, наступает развязка.

Розв 'повязка - завершение конфликта.

Эстетика (греч. aisthesis - чувство, чувство, aistheticos - чувственный) - наука о прекрасном, художественное освоение действительности, о общие законы красоты и художественного творчества. Как отдельная наука с очерченным предметом исследования, эстетика отделилась от системы философского знания в XVIII в., что обусловлено творчеством немецких философов А. Баумгартена, И. Канта, Г.-В.-Ф. Гегеля. Однако ее традиции уходят в глубину тысячелетий и связаны с рефлексами древних народов, особенно греков, о сущности красоты, прекрасного, возвышенного, трагического, о природе и функции искусства, эстетика развивалась как философская наука о прекрасном, то как общая теория искусства (так называемая "философия искусства"), то как наука о восприятия и переживания прекрасного. Эстетика как учебная дисциплина преподается с XIX в. в университетах и других средних и высших школах. В Украине оставил интересные труды по эстетике профессор Харьковского университета И. Кроненберг, вопросом эстетики уделял внимание профессор Львовского университета В. Огоновский. Проблемами общей эстетики и эстетической критики занимались И. Франко, Б. Лепкий, С. Федчишин, М. Гнатышак, М. Рудницкий, Бы. Романенчук. Новая волна интереса эстетики начинается с конца 50-х XX ст. (труды Б. Кубланова, О. Кудина, М. Гончаренко, В. Мазепы, П. Гаврилюка, А. Канарского, И. Іваня, Л. Левчук, К. Шудрі, В. Иванова)

Контекст (лат. contextus - тесная связь, сплетение) - 1. Лингвистическое окружение определенной языковой единицы, условия и особенности употребления в речи. 2. Отрезок, часть текста письменной или устной речи с законченной мыслью, который дает возможность точно установить значение отдельного слова или выражения, что входит в его состав. В художественном произведении эстетическое нагрузка каждого элемента текста определяет близкий контекст фразы, эпизода, ситуации) и широкий контекст (произведения, творчества писателя). Поэтому каждую цитату из произведения надо брать в контексте, то есть обращать внимание на высказывания, которые предшествуют цитате, идут после нее, а также на то, какому персонажу (рассказчику) они принадлежат, в какой ситуации были сказаны, принимая во внимание метафорический контекст, в котором проясняется, конкретизируется полісемія. В одном случае, в сутки украинского романтизма, контекст слишком прозрачный и сразу подчеркивает и значение слов, и образ в целом ("Плывет месяц молоденький, разогнув рога" (Л. Боровиковский), в другом - как в Б.-И. Антонича, контекст ассоциативно-усложненный:

Тріпочуться слова, как пчелы на дожди,

врывается разговор, едва начатая,

вспыхивают мысли и прячутся скорей,

и взгляд, словно бабочка, ясный и крылатый.

Комната нам заменится в цветастый сад,

и сплетемось, обнявшись кудрявыми листьями.

Вросту, как корень, в тебя, и вспыхнет роса

на наших ясных снах, омаєних серебристо.)

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Повторите анализ художественного произведения, определение эстетики как науки и значение слова "контекст".

Подготовьте устное сообщение о самую выдающуюся памятник древнерусской литературы "Слово о полку Игореве".