Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская словесность 5 класс конспекты уроков

Аудирование как вид речевой деятельности.

Народные мифы и легенды. Легенда "Неопалимая купина".

Учебное аудирование текстов художественного стиля (легенд)

Цель: ознакомить школьников с художественными особенностями аудирования как одного из видов речевой деятельности, что позволит формировать умения в аудировании, (слушании и понимании) текстов разных типов и стилей речи, углубить и обобщить знания о народные легенды.

Коммуникативный компонент: развитие умений аудирования, создание собственных высказываний на базе прослушанных текстов.

Социокультурный: пополнение знаний об историческом прошлом Украины, особенности народных мифов и легенд как фольклорных жанров.

Деятельностный: развитие общеучебных умений сравнивать, анализировать тексты, применять полученные знания в измененных условиях, формирование креативного мышления.

Лингвистическая: обогащение речи учащихся новой лексикой, формирование умений использовать языковые средства, адекватные цели и стиля высказывания.

Литературоведческий: пополнение знаний о мифы и легенды как литературные жанры, их структурные и языковые особенности.

Оборудование: учебники по украинской литературе для 5 класса, карточки-информаторы, тематические литературоведческие словарики.

Интеграция видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, художественная и игровая деятельность.

Тип урока: интегрированный, бинарный (развития речи, работы с художественным текстом).

Ход урока

И. Мотивация учебной деятельности на уроке, сообщение о особенности бинарных уроков.

Слово учителя.

Мы уже ознакомились на уроках развития речи со всеми видами речевой деятельности. Вспомните, пожалуйста, с какими (чтение, аудирование, говорение, письмо).

А как вы думаете, который из них занимает ведущее место в вашей жизни? В жизни вашей семьи, других людей?

По последним научным данным, время, затрачиваемое на речевую деятельность, распределяется таким образом: чтение - 6%, аудирование - 45%, говорение - 30%, письмо - 9%, комбинированные - 10%. Это в среднем (кто-то, может, больше читает, кто пишет (стихи, рассказы), а кто - то говорит), но все люди, независимо от профессии, должны хорошо владеть умением внимательно слушать собеседника, воспринимать на слух информацию, поскольку это - один из путей познания окружающего мира.

Итак, мы удостоверились, что аудирование - очень важный вид речевой деятельности, который требует специальных умений и согласно специальной работы над их формированием. Этим мы и займемся на сегодняшнем уроке, а текстами будут служить народные мифы и легенды, с которыми вы начали знакомиться на прошлом уроке литературы.

II. Организация познавательной деятельности.

1. Аудирование текста в виде конкурса на лучшего, умелого и сознательного слушателя.

Задача № 1. Внимательно прослушайте текст " Почему бывает печальное солнце" (учащиеся внимательно слушают чтение мифа учителем).

Задача №2. Дайте ответы на вопросы (каждый правильный ответ оценивается 1 баллом).

- О чем рассказывается в тексте?

- Назовите всех героев произведения (Муж, жена, брат, сестра, солнце).

- Какие предметы встречаются в легенде? Старайтесь перечислять последовательно (погреб, небо, ризы, дом, вода, день, миски, ложки, ветер, мороз, дорога, лестница).

- Какие из перечисленных вами предметов являются важными для повествования? (Ризы, небо, лестница, вода). Почему?

- Почему солнце женилось с обычной девушкой? (Она лучшая в мире).

- Кто из родных девушки пошел ее искать?

- Как прошла встреча солнца с братом девушки?

- Почему сестра посоветовала брату спрятаться в погреб?

- Для чего сестра поливала брата водой?

- О чем попросило солнце брата девушки?

- Как парень справился с поручением солнца?

- Почему он учинил беспорядок на небе?

- За что парень избил ветра и мороза?

- Какой был ответ солнца на беспорядок, учиненный на небе?

- Почему солнце не могло быстро вылезти на небо?

- Как удалось брату с сестрой сбежать?

- Почему солнце целую неделю не показывалось на небе?

- Какие глаголы использованы, чтобы рассказать о поведении солнца?

- Какими словами можно охарактеризовать брата?

- Как вы думаете, обрадовались родители возвращению девушки?

- Какой вы видите реакцию людей на небо без солнца?

2. Подведение итогов, выставление оценок наиболее активным учащимся. Анализ вопросов, на которые были получены полные ответы, и тех, что нуждались в дополнении и коррекции. Успешным аудирование текста есть тогда, когда ученики:

- Осознают информацию, представленную в тексте;

- Умеют выделять главное, отделять его от второстепенного и удерживать в памяти главное;

- Устанавливают логические связи между элементами текста;

- Делают выводы из услышанного.

III. Ознакомление со спецификой аудирования как вида речевой деятельности.

1. Работа с памяткой (карточкой-информатором).

 

ПАМЯТКА

(карточка-информатор)

Аудирование - один из четырех видов речевой деятельности, сущность которого заключается в восприятии на слух речи, его понимании. Это основной источник получения знаний, основа общения, средство получения информации.

Уметь отобрать и запомнить нужные сведения, а потом их использовать - необходимое условие представителя любой творческой профессии (гуманитарной или технической). Речь идет о неповторювану информацию, услышать которую возможно лишь раз.

Выделяют несколько видов аудирования, каждый из которых имеет свои особенности и сферу использования:

Глобальное аудирование - это лишь осознание общего смысла сообщения, которое требует умений определять тему, основную мысль услышанного, делить текст на смысловые части, отделять главное от второстепенного. Сфера использования - краткий пересказ услышанного, прослушивания радиопередач и т.п.

Подробное (детальное) аудирование - это полное осознание всех элементов сообщения, которое требует сформированности умений делить текст на смысловые части, определять смысл каждого из элементов текста, запоминание опорных слов и словосочетаний. Сфера использования - подробный пересказ текста; запоминание заданий, записанных на доске, с целью выполнения их в определенной последовательности.

Критическое аудирование - это выражение своего собственного отношения к услышанному, критическое обобщение информации, содержащейся в тексте, которое требует умений высказать свое мотивированное согласие или несогласие с определенными утверждениями текста, критического осмысления воспринятого на слух. Сфера использования - перевод с творческим заданием, высказывание своего мнения об услышанном.

(Методика обработки достопримечательности может быть разной: чтение текста, ответы на вопросы, запись в словарики базовых понятий и т.д.).

2. Закрепление понятия "аудирование".

A)Внимательное прослушивание одного из древнейших мифов "Про огонь", наставление ученикам о детальное запоминание содержания текста.

Б) Беседа по прослуханим:

- О чем рассказывается в мифе?

- Кто является главными героями произведения?

- О чем рассказывал один огонь другом?

- Что значит, по мифу, хорошо обходиться с огнем? Передайте прямой речью.

- Что значит, по мифу, плохо обходиться с огнем? Передайте дословно.

- Как решил отомстить огонь своему хозяину, что плохо с ним обращался?

- Как вы думаете, почему не сгорело колесо, что находилось во дворе?

- Чем поучительна эта история?

- В этом мифе является фантастическим, а реальным?

B) Исследовательское (поисковое) задание: докажите, что "огонь" является мифом. Для этого вспомните из прошлого урока:

- Что такое миф?

- Какие особенности мифов вы знаете?

- О чем в основном рассказывается в мифах?

- Какие художественные средства являются характерными для этого жанра фольклора?

Откройте учебники по литературе на с.21, найдите в тексте мифа уже знакомые вам художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры).

Выскажите свое утверждение по схеме:

Этот текст является мифом потому, что ....

Во-первых, в тексте речь идет о первобытные представления о стихии огня....

Во-вторых, присутствует фантастическое

В-третьих, ......

В-четвертых, ...

Следовательно, утверждение о том, что текст "Про огонь" является мифом, правильное.

IV. Систематизация и обобщение знаний о мифы и легенды (материал урока украинской литературы).

1. Беседа. На прошлом уроке литературы мы познакомились с понятиями "миф", "легенда", читали мифы и легенды. Давайте вспомним изученный материал:

- Что такое фольклор?

- Какие фольклорные жанры вы знаете?

- Какие из них являются самыми древними?

- С какими мифами мы ознакомились на прошлом уроке?

- Какие мифы вы читали дома?

- О чем в них рассказывается?

- Что такое легенда как жанр народного творчества?

- Какие признаки легенд вы знаете?

- Что общего и отличного в мифов и легенд?

Поскольку одной из задач нашего урока является систематизация изученных знаний, то наилучшим видом работы будет построение обобщающей таблицы, которую мы начнем заполнять на этом уроке.

2. Построение (на доске и в тетрадях) обобщающей таблицы "Основные жанры устного народного творчества"

В процессе заполнения таблицы можно пользоваться учебником по литературе, терминологическим литературоведческим словарем, задавать вопросы учителю.

 

Таблица. Основные жанры устного народного творчества

 

Жанр устного народного творчества

Определение

Наличие/ отсутствие фантастического

Наличие/ отсутствие героического

Форма

(устная/

письменная)

Художественные

средства

Названия

изученных произведений

Миф

 

 

 

 

 

 

Легенда

 

 

 

 

 

 

Сказка

 

 

 

 

 

 

Перевод

 

 

 

 

 

 

На сегодняшнем уроке мы заполним только столбики в двух первых понятий "миф", "легенда", а про другие фольклорные жанры будем говорить на следующих уроках литературы.

Итак, что общего в мифах и легендах (посмотрите на таблицу)? Чем отличаются эти два жанра? Какие из мифов Вам больше всего понравились? Почему? Чем? 3. Закрепление знаний по теме проводится в виде соревнования между рядами. Проверяется внимательность к текстам мифов и легенд. Учитель читает вопрос и варианты ответов на них, а ученики:

1-й ряд - быстро отвечают только на те вопросы, которые содержат пропущенное слово в знакомых текстах;

2-й ряд- отвечают только на те вопросы, которые содержат названия изученных произведений или персонажей текстов;

3-й ряд - отвечают на вопросы, посвященные литературоведческим понятием, которые изучались на уроках и содержатся в текстах мифов и легенд.

Вопрос:

1) Название небесного созвездия упоминается в произведении ....

A) "Почему бывает печальное солнце?";

Б) "О Звездный Виз";

B) "Почему пес живет у человека?".

2) В предложении "Пес замолчал, но вдруг догадался, что и человек должен быть сильнее, когда ее ... боится" пропущено слово...

А) волк; Б) медведь; В) лев.

3) Фольклор - это...

A) устное народное творчество;

Б) произведения, написанные писателями;

B) любые художественные произведения.

4) Лесная панна - это персонаж ...

A) мифа;

Б) легенды;

B) сказки.

5) Кто из героев изученных текстов выбирал себе хозяина?

A) ветер;

Б) огонь;

B) пес.

6) Ветер в одноименном произведении не хотел принять хозяина к себе на ночь, потому что...

A) то ногу ему ножом врезал;

Б) начался пожар;

B) в доме не было места.

7) В предложении "Когда перевернулся то..., то из него вылетело семь звезд больших, восьмая маленькая и вставали они на небе" пропущено слово ...

А) кувшин; Б) виз; В) улей.

8) Про девушку, которая напоила водой семерых людей, рассказывается в произведении ...

A) "Лесная панна";

Б) "О дожде";

B) "О Звездный Виз".

9) Богом Солнца у древних украинцев считался...

А) Велес; Б)Перун; В) Даждьбог.

10) Художественное образное определение - это ...

A) сравнение;

Б) эпитет;

B) персонификация.

11) Богиней добра и защиты людей от всякого зла была ...

A) Берегиня;

Б) Лесная панна;

B) Неопалимая купина.

12) Персонаж какого произведения так ответил мужчине: "Как же я тебя имею на ночь принять, когда ты мне ногу ножом врезал?"

A) "О дожде";

Б) "Про огонь";

B) "О ветер".

13) К жанру легенды принадлежит произведение ...

A) "О создании земли";

Б) "Почему пес живет у человека?";

B) "Дажьбог".

14) Сравнение - это...

A) образное слово, с помощью которого один предмет сравнивается с другим предметом, похожим на него;

Б) часть художественного произведения;

B) средство выразительного чтения.

15) "Когда будешь гулять, не спали там колеса моего хозяина, которое находится во дворе" так предостерегал своего товарища...

А) огонь;

Б) ветер;

В) дождь.

16) В предложении "Дажбог имел мужественное, широкое, похожее на солнечное .... Лицо и русую бороду" пропущено слово...

A) колесо;

Б) лучи;

B) колосья.

17) За благородные поступки маленькой девочки Бог послал жаждущей стране ("О Звездный Виз") ...

A) золотой слиток;

Б) дождь;

B) солнечные лучи.

18) Олицетворение - это синоним слова ...

A) эпитет;

Б) сравнение;

B) персонификация.

19) Древнейший вид фольклора, в котором рассказывается о богах, фантастических существ, а также объясняются различные природные явления, называется...

A) мифом;

Б) легенде;

B) сказкой.

(По А. М.Грабовською)

Результаты выборочного тестирования показывают, что вы хорошо умеете слушать, понимать услышанное и прослушанном.

V. Работа над текстом легенды "Неопалимая купина".

1. Дотекстові задачи.

1. Вашим домашним заданием было самостоятельно прочитать легенду "Неопалимая купина". Видимо, у вас возникли вопросы о названии произведения - растение, одно из центральных понятий произведения. Поэтому к началу нашего разговора предоставляем слово нашему консультанту (ученик класса, который ранее получил индивидуальное задание). А вы внимательно слушайте. Каждый ряд имеет персональное задание, которое требует слушания по-разному:

Первый ряд - глобальное аудирование. То есть какое? На что вы будете обращать внимание?

Второй ряд - детальное аудирование. А вы как будете слушать?

Третий ряд - критическое аудирование. А у вас что будет главным? Что предполагает критическое аудирование? (Прогнозируемое сообщение.)

 

Неопалимая купина

Так в народе называют ясенец. Ясенці - очень красивые растения. Имеют привлекательные белые или розовые пятилепестковые цветки, собраны в кистевидные соцветия. Причем четыре лепестки направлены вверх, а пятая - вниз. Четкие темные жилки на лепестках совпадают в центральной части цветка, где на ее дне содержится нектар. Ясенец имеет плотную темно-зеленый непарно-перистые листья, похожие по форме на листья ясеня. Видимо, поэтому и назвали ее ласковым словом "ясенец".

Это растение густо покрыта большим количеством буро-черных волос. Это своеобразные миниатюрные резервуары, наполненные эфирным маслом. Благодаря ей ясенец имеет запах, похожий на смесь ароматов корицы и камфары.

Жаркой летней поры эфирное масло начинает испаряться. Может случиться самовозгорание. Цветок сама загорается дрожащим зеленовато-голубым или розовым пламенем. Несколько секунд ясенец стоит, окутанный огнем. И еще мгновение, и пламя гаснет, а растение продолжает стоять невредимой. Так же горела не она сама, а летучие вещества в воздухе вокруг нее.

Встретив ясенец в природе, следует помнить об осторожности. Вещества, которые он выделяет, могут вызывать поражения кожи, отравление организма. Кроме того, это - редкое растение, что имеет лечебные свойства.

Еще по старославянских времен ясенец использовали для лечения различных заболеваний. В XII веке в странах Востока его применяли как хорошее средство от укусов змей. Сейчас настой травы ясенца дает значительный эффект при лечении заболеваний кожи.

2. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного сообщения дифференцируются по видам аудирования:

- К какому стилю принадлежит текст? Докажите.

- О чем рассказывается в тексте?

- Как его можно назвать, чтобы заголовок соответствовал теме, главной мысли текста?

- На какие смысловые части можно разделить текст?

- Как вы думаете, сколько абзацев в тексте?

- Почему ясенец называют неопалимой купиной?

Цвет имеют цветы ясенца?

- Почему этому цветку дали название ясенец?

- Какой запах имеет ясенец? Почему?

- Почему иногда случается самовозгорание ясенца?

- Почему нужно сохранять осторожность, встретив ясенец в природе?

- Какие лечебные возможности имеет это растение?

- Выскажите свое отношение к правдоподобности истории о самовозгорания ясенца.

- В чем заключается символичность названия "неопалимая купина" в отношении цветка?

Из названий цветка "неопалимая купина" или "ясенец", по вашему мнению, является более точной? Почему? Свое мнение докажите.

- В каких ситуациях это растение уместно называть "ясенец", а в каких - "неопалимая купина"?

(Методика проведения этого элемента урока может быть разной: учитель задает вопросы, а учащиеся сами определяют, в каком ряду отвечать, учитель определяет ряд и тогда называет вопрос...)

2. Работа с текстом легенды.

А) Нахождение в тексте и зачитывание отрывков, наиболее важных для его понимания.

Б) Беседа по тексту:

- О каком цветке идет речь в повествовании?

- Какая беда пришла на украинскую землю?

- Как толковали посланника-растение вражеские обладатели?

- Чем удивляла врагов не виданная ими ранее цветок?

- Как кочка помогла победить чужаков?

- Почему цветок назвали неопалимой купиной?

- Как используется символ кочки в известной иконе?

- Докажите правильность утверждения из текста: "Неопалимая купина - поэтическое отображение судьбе Украины и украинского народа".

- Что символизирует рожевоквітна неопалимая купина?

- "Неопалимая купина" - это миф или легенда? Почему вы так думаете? Докажите. Можете воспользоваться заполненной таблицей или словариком.

VI. Итоги урока в форме заполнения клеток кроссворда (по материалу, который изучался в течение 3-х уроков).

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. С каким зверем хотел подружиться пес? (Медведь)

2. Кто из героев мифа так ответил хозяину:"Как же я тебя имею на ночь принять, когда ты врезал мне ногу?" (Ветер)

3. Как называется древняя народная сказ о явлениях природы или фантастические рассказы о богах, обожествление героев, воображаемых существ? (Миф)

4. Как звали бога Солнца? (Даждьбог).

5. Как называется устное народное повествование о чудесном событии, которое воспринимается как достоверная? (Легенда).

6. Кто из героев мифа не показывался людям целую неделю? (Солнце).

7. С чем сравнивали наши предки цветы неопалимой купины? (Огонь).

8. Как называется созвездие?я, что состоит из семи больших и одной малой звезды? (Виз).

9. Как звали богиню Добра и защитницу людей? (Берегиня).

 

VII. Домашнее задание.

Выполнить задания №1-7 на странице 26 учебника литературы (см. литературу на с. 20).

Найти или составить самостоятельно миф или легенду о происхождении какого-то растения или животные, населенного пункта, приготовиться к переводу в классе (русский язык, развитие речи).

Ситуация: Ваша первая учительница предложила выступить на заседании экологического (биологического, географического) кружка, который объединяет младших школьников.

Цель выступления: заинтересовать слушателей рассказом о происхождении географического названия или растения, животные; показать мудрость и поэтичность древних представлений о мироздании (влияние + эстетическая).

Адресат - учащиеся младших классов, члены кружка.

Адресант - ты сам (ученик 5-го класса).

Форма - устная.

Жанр - миф или легенда.

 

 

Словарик литературоведческих и языковедческих терминов

Аудирование - один из четырех видов речевой деятельности, сущность которого заключается в восприятии на слух речи, его понимании. Это основной источник получения знаний, основа общения, средство получения информации.

Глобальное аудирование - это лишь осознание общего смысла сообщения, требует умений определять тему, основную мысль услышанного, делить текст на смысловые части, отделять главное от второстепенного. Сфера использования - краткий пересказ услышанного, прослушивания радиопередач и т.п.

Подробное (детальное) аудирование - это полное осознание всех элементов сообщения, требует сформированности умений делить текст на смысловые части, определять смысл каждого из элементов текста, запоминание опорных слов и словосочетаний. Сфера использования - подробный пересказ текста; запоминание заданий, записанных на доске, с целью выполнения их в определенной последовательности.

Критическое аудирование - это выражение своего собственного отношения к услышанному, критическое обобщение информации, содержащейся в тексте, требует умений высказать свое мотивированное согласие или несогласие с определенными утверждениями текста, критического осмысления воспринятого на слух. Сфера использования - перевод с творческим заданием, изложение мнения о прослушанном.

Сказка - один из самых распространенных жанров устного народнооповідальної творчества. Это эпическое повествование волшебно-фантастического, аллегорического и социально-бытового характера с своеобразной системой художественных средств, подчиненных героизации положительных, сатирическому разоблачению отрицательных образов. Найвизначальнішою чертой сказки является выдумка, творческая мечта, фантазия, которой окрашено каждое повествование.

Легенда - жанр устного народного творчества и художественной литературы. Это окутан сказочностью и фантазией предание о какое-то особое событие или любимую народом личность.

Миф - вид фольклора, древние по происхождению сказания о богах, различных фантастических существ, природные явления, чудеса. Мифы отражают представления и верования людей глубокого прошлого и были ранним видом народного творчества.

Реальное - которое существует в объективной действительности, действительное, обратное к мнимого, вымышленного, фантастического.

Фантазия - творческое воображение, способность человека создавать новые образы, часто весьма отличные от реальных.

Фантастическое - что-то нереальное, выдуманное, маловероятно, созданное воображением.

Литература

1. Глазова О., Кузнецов Ю. Родная речь. Учебник для 5 класса. -К.: Образование Украины, 2005.

2. Грабовская А.Н. Уроки украинской литературы. 5 класс. По программе 2005 года. -Тернопіль: Богдан, 2005. - 172с.

3. Лановик М., Лановик 3.украинська народное творчество. - К.: Знание - Пресс, 2001. - 591с.

4. Мовчан Раиса. Украинская литература. Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений. - К.: Генезис, 2005.

5. Онискив Н., Бутрин Л. Сборник текстов и заданий для аудирования на уроках украинского языка 5-11 классы. - Тернополь, 2005. - 127 с.

6. Паращич В.В. Аудирование в 5-11 классах. Сборник учебных и контрольных упражнений и задач. - Харьков: Торсинг, 2004. - 175 с.

7. Украинская литература: Хрестоматия нововведенных произведений 5-6 классы заведений /под ред. М.Т. Жулинского и Г.В. Мовчан. - К.:Генезис, 2002.- 496 с.

8.Українська литература. Программа для общеобразовательных учреждений /под ред. М.Т. Жулинского и Г.В. Мовчан. - К.: Генезис, 2004.