Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1920-1930 годов

 

Литературный процесс в Украине в 20-30-х годах

 

Как в нации вождя нет,

Тогда вожди ее поэты!

Евгений Маланюк

 

Украинская литература всегда была тесно связана с национальным бытием народа. Особенно укреплялись эти связи в революционную или переходную эпоху, когда между новым и старым шла борьба не на жизнь, а на смерть. Речь идет о первую треть XX века. Тогда остро встали проблемы гуманизма, смысла жизни человека, свободы, прогресса и справедливости. В послереволюционные годы культура украинского народа, язык которого в Российской империи на протяжении нескольких столетий подвергалась жестоких запретов, зацвела соцветием художественных талантов. Произошел переворот в эстетической сознании и художественной культуре. Украинская литература становится современным по содержанию и формам, уверенно шагает под лозунгами духовного обновления и национального возрождения.

Эстетическая стратегия. Писатели, которые исповедовали самодостаточность искусства, понимая его как эстетический феномен, стремились преподнести украинскую литературу до европейского уровня. Создав творческую студию «Урбино» (от названия города, где родился знаменитый основоположник европейского Ренессанса Рафаэль), Николай Хвылевой перебросил мостик между украинским возрождением 20-х годов XX века и итальянским начале XVI века.

Деятели национального возрождения искали новых стилей, манер и форм творчества, отвергали кандалы нормативности и консерватизма. Принцип разнообразия стал в 20-х годах не только лозунгом, а реальным фактом. Неоклассики, например, культивировали классическую форму поэзии, однако наполненную современным мышлением, тогда как Михайль Семенко и Валерьян Полищук - свободную, верлибр. Художники отрицали натурализм и народнический реализм, стремились наполнить искусство слова философской глубиной, что мало поднять литературу на новые идейно-художественные вершины.

Литературные группировки. Ни В один период истории развития искусства слова литературный процесс не был таким сложным и динамичным, как в 20-е годы. Характерным признаком его является появление различных литературных групп и организаций, которые так или иначе выражали проблемы своей эпохи. Художники объединялись по общим світовідчуттями, эстетическими принципами и определенной политической платформой. Часть писателей стремилась решить социальные и национальные вопросы, другая - сосредоточила внимание на эстетических проблемах. В бурном литературной жизни 20-х годов намечаются такие литературные организации, как «Гарт» (союз пролетарских писателей), «Плуг» (союз крестьянских писателей), «Молодняк» (союз молодых писателей), «АСПИС» (Ассоциация писателей), «Звено», «МАРС» (Мастерская революционного слова), «ВАПЛИТЕ» (Свободная академия пролетарской литературы), «Авангард», «Новая генерация» и др. Эти группировки утверждали модернистские стилевые направления.

Символистские группы. Как вы уже знаете из 10 класса, символисты стремились выразить индивидуальный эмоциональный опыт с помощью символізованої языка. Они углублялись во внутренней, иррациональный мир, раскрывая тайны человеческого «Я» с помощью метафор и образов-символов. Важную роль отводили благозвучия, цвета, оттенки, заботливо подобранным словам, способным воспроизвести скрытый внутренний мир.

В Киеве 1918 года символисты основали школу «Белая студия», издали сборник «Литературно-критический альманах». Его редактором был поэт-символист Яков Савченко. Здесь обнародовали свои произведения Павел Тычина, Павел Савченко, Яков Савченко, Олекса Слисаренко, Дмитрий Загул, Николай Терещенко. В этом же году символисты образовали группу «Музагет» (Музагет - греческий эпитет Аполлона и Диониса как предводителей муз) и удали одноименный альманах. Эстетическую платформу выложил Юрий Иванов-Меженко в программной статье «Творчество индивидуума и коллектив», в которой утверждал: «Творческий индивидуум только тогда может творить, когда признает себя высшим существом над в общем» и не подлежит коллективу, хотя и испытывает с ним свое национальное родство. Это типично модернистская концепция искусства. Символисты группы «Гроздь» выдали альманахи «Гроздь» (1920), «Водоворот революции» (1922).

Футуристские группировки. Футуризм (лат, futurum - будущее) был ответвлением модернизма, став одним из направлений авангардизма. Его представители заявляли, что творят «искусство будущего», отрицая его общественную функцию и идейный намерение художника.

Межпредметные параллели.

Манифест футуристов составил итальянский поэт Филиппо Маринетти, обнародовав его в парижской газете «Фигаро» 1909 года. Он отрицал классическое наследие, призвал художников порвать с традициями, утверждая, что новая эпоха требует создания нового типа человека, лишенного нравственных страданий, нежности, любви. Такие идеи подхватили француз Гийом Аполлинер, россияне Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников, украинец Михаил Семенко и другие.

 

Пабло Пикассо. Авиньонские девушки. 1907

 

 

Пабло Пикассо. Портрет Вильгельма Уде. 1911

 

Первую украинскую футуристическую организацию «Фламинго» создал Михайль Семенко в 1919 году. В нее вошли Олекса Слисаренко, Гео Шкурупий, Владимир Ярошенко, художник Анатолий Петрицкий и другие. Они пропагандировали модернизм в искусстве, выдавали «Универсальный журнал», «Искусство». Символами футуристов были желтая лилия и желтая блузка, которую впоследствии заменили синей, что должно указывать на их пролетарское происхождение. 1921 года Слисаренко образует научно-художественную группу «Комкосмос» (Коммунистический космос), через год переименованная в «Аспанфут» (Ассоциация панфутуристів). Активными членами группы были Михайль Семенко, Гео Шкурупий, Михаил Яловой, Олекса Слисаренко, Гео Коляда, Андрей Чужой и другие. Украинские панфутуристи осуждали салонную буржуазную культуру, провозгласили разрушение искусства, предлагая создать новое «метамистецтво», которое синтезувало бы различные области культуры и спорта. Поскольку футуристы осудили индивидуализм как мещанство, они отвергли и лирику как «буржуазный» жанр. По их мнению, новая эпоха требует развития драмы, что и обусловило появление авангардного театра, создателем которого был Лесь Курбас. Футуристы объявили динамизм художественным стилем нового искусства. 1927 года Михайль Семенко создал организацию «Новая генерация» и выдавал до 1930 года под этим названием журнал, который больше всего європеїзував тогдашнюю украинскую литературу, пропагандируя под революционными лозунгами новейшие художественные стили.

Левой ориентации были харьковские пролеткультівські организации «Всеукраинская федерация пролетарских писателей и художников», «Цех каменщиков» (1918), которые отвергали классическое наследие. Украинский пролеткульт не имел заметных художественных достижений и 1924 года прекратил свое существование, но его роль взяли на себя ВУАПП (Всеукраинская ассоциация пролетарских писателей), ВУСПП (Всеукраинский союз пролетарских писателей).

Заметной была организация «Гарт» (1923-1925), название которой образовано от слова «гартованці», заимствованного из романа Владимира Винниченко «Божки», в котором так называлось общество рабочих. «Гарт» возглавил известный поэт Василий Эллан-Голубой. Среди первых членов «Закалки» были Кость Гордиенко, Иван Днепровский, Александр Довженко, Майк Иогансен, Александр Копыленко, Иван Кулик, Владимир Сосюра, Павел Тычина, Николай Хвылевой и другие. В уставе оприлюднювалося, что пролетарские художники распространять коммунистическую идеологию, будут пользоваться украинским языком как орудием творчества, пропагандируя активную роль искусства в воспитании читателя. От писателей требовалось воспевать современность, писать произведения, которые бы в массах вызвали настроения бодрости и жизнеспособности. Платформу организации изложил Василий Эллан-Голубой в статье «Без манифеста». Пролетарских писателей - «художественный авангард победного класса» - должна объединять марксистская идеология, так называемая «классовая позиция». В эстетике отдавалось преимущество содержания над формой. Это был упрощенный взгляд на роль искусства в обществе, обусловлен его утилитарным пониманием как потребности дня.

В 1926 году, когда «Гарт» распался, Николай Хвылевой образовал литературную организацию ВАПЛИТЕ. «Ваплітяни» боролись против политизации литературы, за высокое писательское мастерство и отвергали большевистские командные методы организации литературного процесса. ВАПЛИТЕ организовалась как академия, и такое название, по мнению ее создателей, обязывала серьезно относиться к созданию нового искусства. Они призывали художников глубоко осваивать классическое наследие, придерживались непримиримой позиции относительно невежества, халтуры, графоманства, что заполонили пролетарскую литературу. Под этим же названием издавали журнал. Организацию возглавили Николай Хвылевой, Михаил Яловой, Олесь Досвитний. В нее входили Николай Бажан, Александр Довженко, Григорий Эпик, Майк Йогансен, Григорий Кочерга, Александр Копыленко, Николай Кулиш, Аркадий Любченко, Юрий Смолич, Владимир Сосюра, Павел Тычина и другие. Вследствие преследования партийными органами ВАПЛИТЕ в начале 1928 года самораспустилась.

На других позициях стояли участники литературной организации «Плуг», возникшая в Харькове в марте 1922 года и объединила крестьянских писателей. Ее возглавил баснописец и прозаик Сергей Пилипенко. К «Плуга» входили Дмитрий Бедзик, Владимир Гжицкий, Андрей Головко, Наталья Забила, Василий Минко, Иван Сенченко, Павел Усенко и другие. Издавали журнал «Плужанин» (1925-1927), а также журнал «Плуг» (1928-1932). «Плужани» заявили о своем желании изображать жизнь нового села, критически относились к искусству прошлого, защищали марксистскую тезис о превосходстве содержания произведения над его формой. Они проводили массовые вечера («понедельники»), на которых обсуждали новые художественные явления.

«Звено» (1924-1929) - объединение киевских писателей, которые считали себя звеном между культурой прошлого и будущего. В него входили Валерьян Пидмогильный, Михаил Ивченко, Борис Антоненко-Давидович, Григорий Косынка, Евгений Плужник и другие. Они отвергали идеологическую тенденциозность искусства, опирались на лучшие традиции мировой литературы, представляли высокохудожественные произведения. Публиковали свои произведения в журнале «Жизнь и революция».

В организации «Молодняк» (1926-1932) входили Сергей Воскрекасенко, Иван Гончаренко, Ярослав Гримайло, Савва Голованивский, Борис Коваленко, Петр Колесник, Александр Корнейчук, Степан Крыжановский, Терень Масенко, Леонид Первомайский, Леонид Смелянский, Анатолий Шиян и другие. Они издавали журнал «Молодняк» (1927). «Молодняківці» объявили себя «боевым отрядом пролетарского фронта». Здесь не обошлось без вульгаризации искусства: идеологически выдержанное рифмованное лозунг ставился выше лирического стихотворения; романтика объявлялась чужой «делу пролетариата».

их идеологии давления стремились противостоять художники «Звена» и группа писателей МАРС (Василий Десняк, Иван Ле, Николай Терещенко, Юрий Яновский, Феликс Якубовский, Владимир Ярошенко). Союз писателей «Западная Украина» (1925 - 1933) объединила выходцев из Западной Украины. в 1933 году их всех репрессировали; только несколько из них, пройдя сталинские концлагеря, выжили (Владимир Гжицкий, Николай Марфієвич, Федор Малицкий).

Двоколійність литературного процесса. Развитие украинской литературы нельзя полно постичь без учета ее разнообразия и условий функционирования. Она создавалась как В советской Украине, так и в Западной Украине, оккупированной Польшей, в Подкарпатской Украине, находившейся под властью Чехо-Словакии, на Буковине, где правил правительство Румынии, во Франции, Германии, Америке, ведь многие писатели были вынуждены через сложные политические обстоятельства покинуть родину. Однако и на чужбине они творили литературу, которую называют емігрантською. Если в Украине вследствие компартийного Диктата литература не могла свободно и полноценно развиваться, то художники из диаспоры не теряли связей с классическими традициями и писали сочинения на такие темы которые в условиях советского тоталитарного режима не могли появиться. Они нарушали морально-духовные и философские проблемы человеческого бытия, которые выходили за рамки произведений соцреализма. Таким образом, формировался своеобразный «двухколейный» литературный процесс, который создал единую украинскую литературу XX века.

Литературная жизнь на западноукраинских землях в 20-30-х годах XX века также характеризуется разнообразием группировок, стилевых течений, эстетических платформ. Во Львове 1922 года возникла группа «Митусе», куда вошли Василий Бобинський, Олесь Бабий, Роман Купчинский, Юрий Шкрумеляку Левко Лепкий. Название символизирует непобедимость и непоколебимость поэтического слова. В Галицко-Волынской летописи упоминается певец Митусе, который погиб, но взглядов своих не отрекся, и его песня осталась в памяти народа. Слово вчерашних Сечевых стрельцов мало так же продолжить их борьбу за независимую Украину, но уже средствами искусства. В эстетическом плане они стояли на принципах символизма. На поэтику символизма ориентировались и представители группы «Логос» (1923-1931), издавали журналы «Прогресс» и «Колокола». Существовали объединения модернистов и авангардистов - «Ноябрь», «Дажбог», одноименный журнал последней группы редактировали поэты Богдан-Игорь Антоныч и Богдан Кравцив. Эстетическую платформу выложил Антоныч в статье «По эту сторону баррикады», провозгласив широкий диапазон художественных исканий.

«Пражская школа» - так называют украинских поэтов межвоенного двадцатилетия, что творили в Праге и Подєбра - крыша (Юрий Дараган, Леонид Мосендз, Евгений Маланюк, Олекса Стефанович, Олег Ольжич, Елена Телига, Галя Мазуренко, Оксана Лятуринская, Иван Ірлявський и другие). Свои произведения они печатали в журнале «Вестник» (1933-1939), который редактировал Дмитрий Донцов.

Значительную роль в развитии украинской литературы сыграли писатели, которые жили в Варшаве. Евгений Маланюк, Наталья Левицкая-Холодная 1929 году объединились в группу «Танк», впоследствии в нее вошли Леонид Мосендз, Павел Чирский, Павел Зайцев, Юрий Липа и другие. Свои произведения они обнародовали в журнале «Мы» (1933-1937). их эстетическую платформу выложил Михаил Рудницкий в эссе «Европа и мы», ориентируя художников на эстетические и гуманистические ценности.

Пагубное вмешательство компартии в литературный процесс. Полнокровном развитии искусства слова препятствовала идеология большевиков, которые стремились подчинить себе духовную сферу. Писателей делили на «пролетарских» и «попутчиков», «буржуазных». «Пролетарские» писатели сознательно ограничивались социальной проблематикой, изображением классовой борьбы. Художественное осмысление явлений действительности была заменена партийно-догматическим и упрощенным видением жизни. Герои таких произведений становились рупорами классовых идей, которым подчинялись мысли и чувства. Идеологическая «чистота» в их действиях вытеснила воспроизведения сложного внутреннего мира человека. Зато высокохудожественные произведения классиков и современников объявлялись «буржуазными», враждебными. Писатели из «Гарта», «Плуг», «Молодняк» творили пролетарскую литературу, то есть политизированное и декларативное искусство, литературу открытой классовой направленности, культивировавшая преимущественно общественные и политические идеи. Так называемые «попутчики» (термин Льва Троцкого) - художники «Звенья», неоклассики, ваплітяни - продолжали лучшие традиции классической литературы.

Тем временем компартия вела непрерывное наступление на высокохудожественное национальное искусство. После разгромных статей марксистско-ленинских критиков талантливых художников арестовывали, судили, расстреливали или ссылали на Соловки или Колыму. Во времена сталинизма около 500 украинских писателей было уничтожено в лагерях. Поэтому литературно-художественное движение 20-х - начале 30-х годов, для которого характерно высокое духовное возвышение, называют «Расстрелянным возрождением». В романе «Третья Рота» Владимир Сосюра проникновенно сказал о художниках, которые стали жертвой сталинского террора: « Честными и чистыми глазами смотрят на нас из вечности, полными слез и любви к народу, за который они ушли в бессмертие». Это Николай Хвылевой, Николай Кулиш, Лесь Курбас, Григорий Косынка, Николай Зеров, Михаил Драй-Хмара, Павел Филипович, Дмитрий Фальковский, Михаил Семенко и другие.

По-большевистски идеологически выдержанная зримована фраза объявлялась вартіснішою за классическое произведение. Происходила подмена понятий. Под сомнение ставилась целесообразность классических литературных жанров, существовали теории отмирания романа, лирики, трагедии, комедии как якобы «буржуазных» форм искусства. Постепенно политика централизации литературной жизни привела к ликвидации творческих объединений и создание единого Союза писателей советской Украины (1934). Творчество стала регламентированной, писатели воспевали «героику» труда рабочих и крестьян, показывали их «классовое» чутье и ненависть Ко всему, что не воспринималось коммунистическим режимом. Утверждали единственный метод литературы - социалистический реализм.

Социалистический реализм - подчинен идеологии парты метод (направление) в литературе. Базировался на позаестетичних принципах: партийность (идейность) как критерий классовой доктрины марксизма; народность, пролетарский интернационализм (пренебрежение национальными особенностями искусства), приукрашивание действительности, мифологизация и прославление советской власти и ее вождей.

Литературная дискуссия 1925-1928 годов. В сложных условиях наступления компартии на духовно-национальное возрождение и творческую мысль возникла литературная дискуссия, в ходе которой затрагивались проблемы традиций и новаторства, отношение к классическому наследию, путей развития нового искусства. Но главным было решение вопроса: быть или не быть украинской литературе как самобытному художественному явлению в контексте мирового духовного развития. Начал дискуссию 30 апреля 1925 года Николай Хвылевой памфлетом «О сатане в бочке, или о графоманов, спекулянтов и прочих «просвитян» на страницах газеты «Культура и быт». Это был ответ тем силам, которые дискредитировали искусство слова, сочиняя примитивные и банальные произведения.

Николай Волновой свои взгляды изложил в цикле памфлетов «Камо грядеши?» («Куда идешь?», 1925), «Мысли против течения» (1926), «Украина или Малороссия» (1926), обозначив программу украинского возрождения. Он призвал художников ориентироваться на культуру Европы с ее гуманистическими традициями, а не на пролеткультівську литературу России, отказаться от малороссийского провинциализма, развиваться самобытно. Ведь российские ЛЕФ (Левый фронт), РАПП имели влияние и на украинские организации, насаждали антиестетичні тенденции, нигилистически относились к украинской культуре и языку.

По мнению Волнового, начало происходить четвертое возрождение человечества. Осуществить его старая Европа уже не могла. Это понял немецкий философ Освальд Шпенглер в трактате «Закат Европы». Кто его осуществит? Такая миссия выпадает Украине, потому что она расположена между Азией и Европой, Западом и Востоком и вобрала в себя их культурные связи. Поскольку Украина, как и азиатские народы, была угнетена веками, то с началом возрождения она всю свою накопленную энергию, творческие силы отдаст человечеству. В Украине в 20-е годы возник новый стиль возрождения - романтика вітаїзму. Итак, украинские художники, считал Волновой, будут первыми запевалами «азиатского ренессанса» в искусстве, их стиль - активный романтизм - станет основным в ходе украинского возрождения.

Выступления Волнового касались не только проблемы литературы, развития стилевых направлений, но и культуры в целом, идеологии, в конце вопрос, как выжить украинской нации в пределах СССР, как сохранить свою национальную и духовную самобытность. Эти выступления писателя поддержали ученые, политики, учителя, инженеры, художники. Противоположную позицию заняла коммунистическая власть. В дискуссию вмешался Иосиф Сталин, написав письмо «ооо. Кагановича Л. М. и других членов ЦК КП(б)У» от 26 апреля 1926 года, в котором оправдывал большевистскую экспансию в Украине, обвиняя Николая Хвылевого в национализме. С разгромными статьями, направленными против духовного возрождения Украины, выступили отечественные партийные функционеры, направив свои удары против «хвильовизму» как якобы социал-националистического уклона в партии. Дискуссия с эстетической плоскости перешла в политическую. Начались политические обвинения, навешивание ярлыков «врагов народа». Таким образом литературную дискуссию было силой свернуто.

Словарная работа.

Запомните новый срок.

Авангардизм, (франц. avant-garde - передняя скамья) - тип художественного мышления и способ изображения действительности, возникший в первые десятилетия XX века, подчеркивая экспериментальные, новаторские поиски в искусстве. Главные признаки авангардизма: отказ от реалистического изображения мира, отрицание традиционных форм художественного изображения, субъективизм, стремление к применению необычных, даже антиэстетических выразительных средств. Имел различные направления: футуризм акцентировал внимание на мовотворенні, экспрессионизм - на эмоциональности, непосредственности восприятия, сюрреализм - на подсознании, кубизм - на геометрических формах. К авангардистов принадлежали французы Гийом Аполлинер, Луи Арагон, Поль Элюар, россияне Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, украинцы Михайль Семенко, Валерьян Полищук. Художниками-ангардистами были Пабло Пикассо, Жорж Брак, Джакомо Балла и другие.