Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

МАКОВЕЙ ОСИП (псевд. - О. Степанович и др.; 23.08.1867, м. Яворов Львовской обл. - 21.08.1925, м. Залітцики, теперь Тернопольской обл.) - писатель, переводчик, литературный критик, публицист, редактор, издатель, ученый - филолог, фольклорист.

Происходил из семьи мелкого ремесленника, учился во Львове (гимназия, университет) и Вене (университет). В 90-х годах редактировал журнал «Заря» и «Литературно-научный вестник», газету «Буковина». С 1899 г. и до конца жизни преподавал украинский язык и литературу в учительских семинариях Черновцов, Львова, Залещиков.

Достояние стихотворной творчества Маковея представила сборник «Стихотворения» (1895). Цикл из нее «Semper idem» И. Франко признал эстетически найвартішим явлением литературной жизни Галичины за 1892 г. Книжка обнаружила, кроме лирического, талант эпического поэта (поэмы «Молох», «Миссионер», «Новик», сказка «Чертова скала»). Более поздние циклы («Дружка», «Печаль и смех», «Горные думы», «Оклики» и «Строфы») раскрыли элегически-медитативное, иронично-образное мышление автора, полное владение им віршовими формами, ритмами (пейзажный шедевр - миниатюра «Сон» и др.).

Наряду с традиционными В. Маковей искал и новейших путей творчества, испытал влияние неоромантизма (конфликт мечты лирического субъекта и «будного дня», что ее вялит). Циклы «Горные думы» и «Оклики» приобщили его к модерновых течений. Наболевшие рефлексии патриота определили тональность иронично-сатирической сборника «Путешествие в Киев» (1897). Гнетущие впечатления от увиденного - того, как «залила Московия всю Украину», вылились в форму путевого блокнота, «записи» которого по трагедийной силы и разнообразия письма не имеют аналогий в соответствующем жанре украинской поэзии. Вместе с тем впечатления и размышления О. Маковея приобрели оптимистичных оттенков в строках о том, что когда в Мариинском дворце будет же президент Украины, что родина жива. Поэма «Терновый венок» (евангельское повествование о распятии Христа автор дополнил реальным планом жизни Палестины), сборник легенд «Отшельник из Путны и другие рассказы» дают духовный ключ к пониманию мировосприятия и творчества А. Маковея, вдохновленной его религиозным чувством.

Национально-патриотическую позицию писателя раскрывают стихи - гимны «Украинским мученикам» и «Гайдамацкая песня» («Мы гайдамаки...» - самая популярная среди песен Маковея), стрелковый марш «В горах гром гудит...». Откликом на события политической жизни, реалии избирательной борьбы была сатирическая поэма «Ревун» с колоритным типом «лизуна-кар'єровича» в центре. Антимілітаристські стихи времен Первой мировой войны («Братья», «Поход», «Песни из поля») мастерски ассимилируют мотивы и образы «вояцьких песен» (ранее заключил такую сборку, записанную в армии), передают трагизм войны, содержат национально-патриотический аккорд. Стихотворением «Полетел бы я на Украину» автор поздравил надежды на освобождение Украины, вызванные крахом самодержавия, и образование Центральной Рады.

Дебютировав как поэт и прозаик, О. Маковей завоевал популярность как беллетрист. В прозаических жанрах работал в течение 1895-1923 гг., издал сборники «Заліссє», «Наши знакомые», «Рассказ», «Кровавое поле», «Прижмуреним глазом». Начав с «народнических» освещений крестьянской темы («Заработок на праздники»), воспринял и более модерные способы обработки материала («Тоска»). Внес новые образы («Дядя Дорко») и мотивы местечкового жизни («Хлопоты Савчихи»), с грустной иронией отразил затруднительное положение галицких литераторов («Как я продавал свои новеллы»), обогатил психологизм прозы доминированием внутреннего действия, расширил спектр юмористически-сатирических интонаций. Вместе с И. Франком, Л. Мартовичем, А. Крушельницким обогатил сатиру целым колоритным паноптикумом «ревунов» и «кадильників» («Сказка о Недовольного Русина» и др.), остроумной пародийным алегоричністю («Два пруда»). Культивировал художественные формы условности в произведениях несатиричних (реалистично-документальная новелла «Как Шевченко искал работы»). Создал также патриотически-приключенческую повесть «Ярошенко» (1905), в основе которой - Хотинская война 1621 г. Воссоздание казачьей храбрости и презрения к смерти, провозглашение гетманом Сагайдачным идеи лучшего украинско-польского будущего, в полной мере реализована концепция героя, захватывающая интрига позволяют отнести повесть к числу лучших в украинской исторической прозе.

Антивоенная сборник «Кровавое поле» (1921) с позиций общечеловеческого гуманизма благодаря средствам символизации и публицистичности осудила братоубийственную для украинцев империалистическую войну, ее поджигателей, отразила ужасные последствия (впечатляющий макрообраз поля без славы и пользы, поросшего алыми маками на месте кровопролития). В сборнике «Прищуренным глазом» писатель отразил порядки польско-шляхетского государства, создал галерею сатирических типов - пришелепуватих полицейских служащих («Мухолап»), представителей властных структур («Днистровый крокодил»), а также украинцев, которые придерживались «патриотического» кредо «куда ветер веет, туда хилися» («К. В. Д.»). Жанрово-тематический диапазон прозаического творчества писателя пополнили его произведения из жизни школы и учащейся молодежи («Весенние бури» и др.). «Ясная и здоровая» (В. Стефаник) художественное наследие «талантливого новеллиста и поэта» (И. Франко), одного из «разноцветной кисти индивидуальностей» нашего новейшего литературы, получила высокую оценку критики (В. Лукич, Т. Галіп, В. Оркан), таких известных авторов, как Кобылянская, Марко Черемшина.

О. Маковей переводил с немецкого (произведения К. Майера, Л. Якобовського, Г. Зудермана) и польской (рассказы Е. Ожешко, С. Жеромского). Как литературовед популяризировал Т. Шевченко («В годовщину смерти Т. Шевченко» и др.), исследовал творчество ИО. Федьковича, И. Франко, О. Кобылянской (вводил ее в литературу), П. Грабовского, М. Черемухи, Т. Бордуляка, С. Ковалева. Маковей-филолог - автор фундаментальных трудов «Панько Олелькович Кулиш» (1902 г. получил за нее степень доктора философии в Черновицком университете), «Материалы к жизнеописании...» и самой «Жизнеописании Осипа-Юрия Гординского-Федьковича», разведки «Из истории нашей филологии. Три галицкие грамматики».

Выдвинул идею организации литераторов Украины. Не только как издатель и критик, но и как педагог воспитал группа писателей (И. Дубрава, Д. Харов'юк и др.), общественных (И. Карбулицький) и образовательных деятелей (М. Базник). Считая себя «пекарем, что печет хлеб для ежедневного потребления», О. Маковей представлял франковско-грінченківський тип многоплодного труженика в ряде общественно-культурных и научных отраслей.

Лит.: Погребенник Ф. П. Осип Маковей. К., 1960; Криль К. 17. Осип Маковей. К., 1966; Засенко В. Есть. Осип Маковей. Жизнь и творчество. К., 1968; Погребенник В. Ф. Осип Маковей И И История украинской литературы конца XIX - начала XX века. К., 1991; Погребенник. В. Предвестник самостоятельности и соборности // Слово и время. 1997. № 8.

В. Погребенник