МАКСИМОВИЧ ИВАН (декабрь 1651, Нежин - 10.06.1715, Тобольск) - культурно-образовательный деятель и поэт.
Был старшим сыном шляхтича Максима Васильковского. По окончании Киевской академии (1669) принял монашеский сан и остался в ней преподавателем, очевидно, поэтики или риторики. 1680 г. стал иеромонахом Киево-Печерской лавры. В 1685 - 1690 гг. был проповедником и одновременно (до 1696 г.) наместником подчиненного лавре Брянского Успенского монастыря, кто том настоятелем и архимандритом Черниговского Елецкого монастыря. 10 января 1697 г. на предложение гетмана Мазепы рукоположен московским патриархом Адрианом архиепископа Черниговской епархии. 1700 г. основал Черниговский коллегию как училищну колонию Киевской академии.
И. Максимович был автором многих переводов и оригинальных произведений, хотя имя его незаслуженно забыто. Он ли не самое совершенное в XVIII в. разработал стихотворение - притчу, дал замечательные образцы философского Стиха. Заботился об основанной им коллегии, посвящал свои произведения или ей непосредственно или знатным лицам от имени коллегии. В начале XVIII ст. Черниговская типография издавала почти исключительно произведения И. Максимовича: «Алфавит святых, рифмами сложенный» (1705), «Богородице Дєво» (1707), «Театрон» (1708), «Осмь блаженства євангельскія» (1709), «Царскій путь Креста Господня» (1709). Эти издания, в частности книга «Богородица Дєво», были подвергнуты критике Д. Тупталом, на то время митрополитом Ростовским, за что на творчество И. Максимовича смотрели лишь с негативной точки зрения и поэзии его не исследовали.
Чрезмерная склонность к стихосложению, что характерна для поэтического наследия И. Максимовича (в его книгах рифмовалось даже заголовки и списки опечаток), была неотъемлемым признаком духовности украинцев. И. Максимович как один из плодовитых поэтов киевской школы сконцентрировал в своем творчестве все особенности тогдашней поэзии киево-черниговской школы, в частности черниговского разновидности (имеются в виду традиции поэтического кружка Лазаря Барановича). Среди его работ есть и малоинтересные произведения, но в то же время поэт создал ряд шедевров, которые по глубине мысли можно поставить вровень с выдающимися произведениями мировой литературы (стихотворение о друга и врага, притча «Камбиза», где говорится о необходимости человеческой взаимопомощи, и др.).
И. Максимович дал прекрасные образцы поэтических эпиграмм в сборнике «Театрон». Его поэтические произведения, как правило, вкраплены между произведениями богословского характера. Так, «Алфавит» содержит размещенные в алфавитном порядке жизни святых, книга «Царской путь Креста Господня» преподает различные наставления относительно того, как каждому христианину нести крест Господень; свою ученость продемонстрировал писатель в книге «Театрон», где, следуя аналогичный произведение Цицерона, изложил обязанности владарюючих лиц. Здесь он дает ценные и умные советы, что свидетельствуют о значительном жизненный опыт писателя. И. Максимович известен также как переводчик богословских произведений с латинского. Писал на церковнославянском языке с украинизмами.
По своим взглядам И. Максимович был лоялен к российской власти, свои поэтические книги присылал Петру И. Он был среди иерархов, которые 1708 г. провозгласили в Глухове анафему гетману И. Мазепе. В мае 1712 г. был назначен митрополитом Тобольским и Сибирским, им он и остался до смерти.
Лит.: Филарет (Гумилевский). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Чернигов, 1873. Т. 1; Юрьевский А. К жизнеописаню святителя Иоанна Максимовича // Тр. Киев. дух. акад. 1916. № 5 - 6.
М. Шевчук