Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

СИЛЬВЕСТР ЛЯСКОРОНСКИЙ (г. нар. невод. - 19.05.1754, Киев) - культурно-образовательный деятель, писатель первой половины XVIII ст.

По окончании курса обучения в Киево-Могилянской академии остался в ней учителем. С 1734 г. поочередно преподавал грамматику (два года), синаксиму (1737 - 1738), риторику. С декабря 1740 г. - академический экзаменатор, с 29 января 1741 г. - игумен, а впоследствии настоятель Венского Святодуховского монастыря. В 1745 г. назначен архимандритом Нежинского Благовещенского монастыря. 23 января 1746 г. на требование митрополита Киевского Рафаила Заборовского назначен ректором Киевской академии как человека «состояния и учение хорошего, что может обучать богословию». Через конфликт с митрополитом Тимофеем Щербацьким 29 ноября 1751 г. уволен с должности ректора и сослан в Киевский Выдубицкий монастырь с лишением архімандричого титула. Там он и умер внезапной смертью во время монастырской трапезы. Похоронен в Выдубицком монастыре.

С. Ляскоронский оставил после себя записи из догматического богословия, текст курса риторики, драмы «Трагикомедия...». Последняя, хоть и имеет название трагикомедии (жанр, теоретически разработанный Ф. Прокоповичем), писана в старых киевских традициях и относится к пасхальных драм. Представляет собой в определенной степени компиляцию из киевских пасхальных драм, ближе к ней - «Царство натуры людской». Очевидно, трагикомедия С. Ляскоронского, хотя и считается пасхальным, была выставлена на праздник св. апостолов Петра и Павла (29 июня по ст. ст.), потому что целая группа яв второго действия посвященная этим апостолам, не имеет связи с предыдущими и, очевидно, была вставлена специально. Это подтверждается и финалом драмы, где фигурируют «Орел монарший», что побивает льва. Драма эта не принадлежит к лучшим образцам драматургии, но интересная с историко-литературной стороны.

Лит.: Петров Н. Очерки из истории украинской литературы XVII - XVIII вв. К., 1911.

М. Шевчук