Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

МАЗЕПА ИВАН (20.03.1639 - сентябрь 1709) - выдающийся политический и культурный деятель, гетман Украины в 1687 - 1709 гг.

Родился в украинской шляхетской семье. Учился в Киево-Могилянской академии и єзуїцькій коллегии в Варшаве. Воспитывался при дворе польского короля Яна Казимира, который послал его для завершения образования за границу. В 1656 - 1659 гг. учился в Германии, Италии, Франции и Нидерландах. По возвращении продолжал службу у короля, выполнял дипломатические поручения. По легенде покинул двор через любовное приключение с женой польского шляхтича, а на самом деле вернулся 1663 г. до больного отца. После смерти его (1665) получил звание черниговского подчашего. 1669 г. поступил на службу к гетману П. Дорошенко, был ротмистром его надворной хоругви, исполнял обязанности генерального есаула, отбывал дипломатические миссии.

Попал в плен к запорожцам, был уволен гетманом И. Самойловичем, служил при нем, вскоре стал генеральным есаулом. После Крымского похода 1687 г. возглавил старшинскую оппозицию И против. Самойловича. 25 июля 1687 г. стал гетманом Левобережной Украины. Участвовал во Втором крымском походе, в походах Петра к Азову, деятельно помогал царю в начале Северной войны. 1705 г. совершил поход на Волынь. Построил Печерскую крепость в Киеве, новые корпуса Киевской академии, которая с тех пор называется Киево-могиляно-мазепинською, был основателем строительства многих церквей, способствовал развитию искусства и литературы. Ему посвящен ряд поэтических панегириков, в частности И. Орновського «Muza Roxolanska» (1688), С. Яворского «Echoglosu...» (1689), П. Орлика «Aicides rossiysky» (1695) и «Hippomenes Sarmacki» (1698), П. Армашепка «Teatrumperenis gloria» (1699), А Стаховского «Зерцало вот писанія» (1705) и др. Димитрий Туптало в «Руни орошеному» написал стихотворение на герб И. Мазепы, а Ф. Прокопович посвятил ему драму «Владимир», где под Владимиром мыслил украинского гетмана как его политического последователя.

Осенью 1708 г. И. Мазепа начал восстание против Петра i и перешел на сторону шведского короля Карла XII, а после поражения под Полтавой эмигрировал в Бендер. Там он и умер, похоронен в Галаце. После того о гетмане был составлен ряд вменяемых произведений в угоду официальной версии о его «измене». Древнейший стихотворение этого цикла - «Мазепє измєннику заднєпрянскому вкраинскому» (1708). 12 ноября 1708 г. С. Яворский провозгласил в Москве «Слово перед проклятием Мазепы» с ругательным осуждением гетмана и написал стихотворение против него «Измы мя, Боже...», который М. Драгоманов назвал «школярсько-поповской бранью». Ф. Прокопович в «Епиникіоні» относится к гетману умеренно, хоть и употребляет бранные эпитеты. Огудливо относится к И. Мазепы и автор стихотворения «Бєдно, ах бєдно, что ныне учинися». Стихи «Орле парящи» и «Орле российский», написанные сразу после Полтавской битвы, больше славят Петра И, чем ругают Мазепу. Порицается гетман в драме «Божие уничижителей гордых уничиженіє». Все вехи жизни И. Мазепы широко воспроизведены в летописи С. Не личика (1725), здесь помещены большую подборку его универсалов и писем.

Величко принимает по нему негаційні эпитеты, но деятельность представляет объективно. В «Диалоге Энея с Турнусом» (Чернигов, 1745), написанім сторонником П. Полуботка, И. Мазепа аллегорически подается как Эней, а Турнус - как Россия. С. Дівович в поэме «Разговор Великороссіи с Малороссіей» (1762) считает, что поступок Мазепы - это единичное явление, и Украину за это не следует осуждать. В начале XIX в. составлен прозаическое произведение «Вопль Мазепы» - мольба гетмана к Александру И снять с него проклятие, ибо судить его должен только Бог.

В «Истории русов» гетман описан двояко: негативно и как борец за свободу Украины. В XIX ст. И. Мазепа стал героем многих произведений украинской, русской и западноевропейской литератур, особенно им интересовались романтики. В романе П. Голи «Иван Мазепа» (Москва, 1832) гетмана описано в романтическом духе, автор пробует подате его образ более-менее правдиво. В 1840 г. И. Борозда напечатал в «Утренней звезде» «преданіе» «Золотая гора», где прославляет Петра И гудит Мазепу. В романе А. Кузьмича «Казаки» (1843), где описываются события перед Полтавской битвой и сама битва, И. Мазепу показано интриганом и хитрым политиком. В романе неизвестного автора «Иван Мазепа, гетман Малороссии» (1846) основной упор делается на любовных приключениях гетмана. Вполне положительно относился к И. Мазепы Т. Шевченко («Большой погреб», «Иржавец», «Монах», повести «Музыкант» и «Близнецы», Археологические заметки) . Д. Мордовцев в романе «Царь и гетман» подал образ гетмана в костомаровському духе, то есть изобразил события объективно, но в итоге осудил героя. В романтично-патриотическом духе И отразил. Мазепу С. Руданский (поэма «Иван Мазепа, гетман украинский»). Самый большой роман о И. Мазепу написал в 20-х годах XX ст. Б. Лепкий: «Мотря», «Не убивай», «Батурин», «Полтава»; здесь образ гетмана подано с учетом сложности этой исторической личности, но вполне положительно. Негативно вывел образ И. Мазепы Ю. Мушкетик (роман «Семен Палий»), Написал поэму «Мазепа» представитель пражской школы украинской поэзии Ю. Драган (20-е годы). Еще одно произведение в этом ряду - поэма В. Сосюры «Мазепа», начатая в 1928 г. и завершена в 1960 г., где поэт останавливается на любовных приключениях героя и отмечает, что Петр i И И. Мазепа по-разному понимали прогресс. Есть и другие разработки этой темы в украинской литературе.

В создании литературного образа И. Мазепы прослеживается несколько традиций: романтическая (как лиходійного и любовного героя), патриотическая (как героя Украины), костомаровська (как промежуточная) и безоглядно идеологически-осуждающее.

И. Мазепа и сам писал стихи. До нашего времени дошла «Дума гетмана Мазепы», гипотетически ему может принадлежать стихотворение «Ой поповичу - гетман», помещенный в летописи С. Величка, приписывают ему и другие произведения («Песня о чайке»). Сохранились также письма, написанные поэтическим стилем, в Г. Кочубеевне.

Лит.: Уманец Ф. Гетман Мазепа. СПб., 1897; Костомаров Н. Мазепа и мазепинцы // Костомаров Н. Собр. соч.: В 8 т. СПб., 1905. Т. 6; Jensen А. Mazepe. Ліонд, 1909; Щеглова С. Стихи о Мазепе, составленные после его «предательства» // Научный сборник по 1926 год. К., 1926; Сиповський В. Украина в русском писательстве. К., 1928. Ч. 1; Мазепа. 36. 1-2 // Труды Украинского научного института в Варшаве. Варшава, 1938-1939; Украинские песни, изданные М. Максимовичем. К., 1962; Марсово поле. Героическая поэзия на Украине. К, 1989. Кн. 2; Мацкив Т. Гетман Иван Мазепа в западноевропейских источниках 1687-1709. Мюнхен, 1988; Иван Мазепа. Художественно-документальная книга. К., 1992.

В. Шевчук