Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-50-х годов ХХ века

Александр Петрович Довженко (1894-1956 гг.)

«Украина в огне»

Киноповесть Александра Довженко «Украина в огне» - один из наиболее впечатляющих произведений украинской литературы о трагедии народа в годы Второй мировой войны. Автор правдиво и сильно рассказывает о судьбе Украины, которая одной из первых подверглась захватнических ударов, на полях которой произошли самые страшные и самые большие битвы.

Киноповесть «Украина в огне» была написана В. П. Довженко быстро, так же быстро снят и фильм. Вместо признания и благодарности кинофильм и повесть были осуждены и запрещены. Фильм вообще не вышел на экраны (до сих пор единственный экземпляр его находится в архивах московского госфильмофонда), а повесть впервые опубликована уже после смерти писателя.

Картины огня и страданий с болью, сожалением, с ненавистью к врагу описывает автор: «Горят ржи на многие километры, пылают, топчутся людьми, подводами... Ревут самолеты. Мечут бомбы. Рассыпаются всадники по полю, как птицы... Крик, и плач, и высоченный вопль раненых лошадей». Первые дни войны показаны автором как полнейший хаос: растерянность гражданского населения и даже кадровых военных, которые не надеялись на сокрушительную силу вражеского нашествия.

Автор правдиво отразил раскол нации изнутри, поскольку люди не понимали друг друга и даже не пытались понять. Те, кто ехал в эвакуацию не понимали тех, кто остается: «Слушайте, почему они не убегают? Вы видите? Они не убегают? - Ну, ясно. Чего же им бежать? Они ждут немцев». А крестьяне, которые оставались, проклинали отъезжающих за побег, за народными традициями равнялась предательское: «А куда же они вот едут, хоть им добра не было! Чтобы они бежали и не переставали! И зачем их везут машинами? Может, машины и на что-то другое пригодились!»

С приближением фронта пропасть между теми, кто оказался по разные стороны фронта, еще более углубилась. Именно в этот период проявлялась сущность каждого, кто оставался, и кто убегал. Чаще всего убегали управленцы, равнодушны к всенародного горя, которыми руководила «Недоразвитость обычных человеческих отношений, скука формализма, відомственна равнодушие или просто отсутствие человеческого воображения и тупой эгоизм катили их на государственных резиновых колесах мимо раненых».

Но самое страшное было то, что «государственные деятели средней руки», уходя сами, обвиняли других в панике, скрывали правду. Василий Кравчина, услышав разговор председателя исполкома одного городка с двумя девушками об отступлении, с горечью крикнул им: «Бегите, сестры мои, убегайте. Потому что придут немцы, уничтожат вас, заразят болезнями, погонят в неволю, а этот незгораємий шкаф,- показал Василий на голову,- что собирается бежать, потом вернется и будет судить вас за разврат».

Писатель раскрывает сущность предательства, но обвинения выдвигает не отдельным людям за их слабодушие, а государству, которая не воспитала у населения патриотических чувств. Один из оккупантов, немецкий офицер Эрнст фон Крауз говорит своему сыну: «Эти люди абсолютно лишены умения прощать друг другу несогласия даже во имя интересов общих, высоких. В них нет государственного инстинкта... Ты знаешь, они не изучают истории. Удивительно. Они уже двадцать пять лет живут негативными лозунгами одкидання бога, собственности, семьи, дружбы! У них от слова «нация» остался только прилагательное. У них нет вечных истин. Поэтому среди них так много предателей...»

Сыновья одного из героев киноповести Киприана Хуторного стали дезертирами, вернулись домой и оправдываются перед отцом: «У нас, тату, генерал пропал. Застрелился, хоть его сырая земляное приняла. Растерялись мы... Мосты, тату, сорваны. Плавать не умеем».

О причинах предательства автор говорит в обращениях к читателю. Эти слова звучат гневным обвинением государственной политике по воспитанию молодежи: «В грозную большую час жизни своего народа не хватило у них ни ума, ни крупности души. Под давлением тяжелых обстоятельств не отошли они на восток со своим большим обществом, что ему потом судила судьба удивить мир своими подвигами. Привыкшие к типовой безответственности, лишенные знания торжественной запрета и святости призыва, вялые их натуры не поднялись до высот понимания хода истории, которая звала их к гигантскому сражению, к чрезвычайному. И никто не стал им в происшествии с славных прадедов истории, великих воинов, ибо не учили их истории. Не помогли и близкие родные герои революции, ибо не чтили их память в селе. Среди первых ударов судьбы потеряли они свою присягу, ибо слово «священная» не звенело в их сердцах торжественным звоном. Они были духовно безоружные, наивные и близорукие».

Так и случилось с героиней произведения - Христею и сотнями таких, как она, девушек, которым довелось остаться на оккупированной территории, терпеть надругательство, а после освобождения предстать перед судом чиновников - проводников линии партии, которые отсиживались в тылу.

Автор показывает ужасы войны, которая унесла множество человеческих жизней, реки пролитой крови на фронтах и в оккупации - пришлось и пахать, впрягаючись вместо лошадей и волов, и отдавать цвет нации - лучших юношей и девушек в Германию на каторжные работы, подвергаться унижениям, погибать в огне пожаров, под дулами фашистских автоматов, на виселицах.

Интересный напряженный диалог Лаврина Запорожца и Максима Заброды возле колючей проволоки концлагеря. Оба они украинцы, но между ними пропасть: раскулачивание, страдания на чужбине, голод и холод Сибири с одной стороны и вера в справедливость идей «вождей пролетариата» из второго.

Писатель подчеркивает, что в стране, где люди не знают и не чтят своих героев, где не изучают как следует историю собственного народа, вырастают вандалы, которым не свойственно патриотическое чувство.

Светлое впечатление от произведения оставляет семья Запорожцев. В довоенные годы это была счастливая поющая семья, во главе которой - председатель колхоза Лаврин Запорожец и его жена Татьяна Запорожчиха - центр семьи, ее душа. Сыновья: Роман - лейтенант пограничных войск Иван - артиллерист, Савка - черноморец, Григорий - «мастер урожая», Трофим - земледелец, счастливый отец пятерых детей. А еще «дочь Олеся - всему роду утешение. Тихая, без единой тучки на главе, майстериця цветов, волшебных вышивок и песен». И пасечник дед Демид, бывший черноморец, с «божественной белой бородой», которому «хочется ехать в чистое поле лета догонять».

Дружную, работящую семью исковеркала война. В первые же дни она унесла жизни смелого, но безрассудного Савки, ранила мать, бросила в водоворот боев других сыновей. Отца семьи - Лаврина Запорожца - ждало хуже смерти - обвинения в предательстве, потому что он по просьбе общины стал старостой. Заставлял людей пахать землю, увлекая ярмо вместо лошадей - чтобы злее были, не покорялись врагу и шли в партизаны. Составил список лучших сельских парней и девушек для отправки в Германию, подав при этом знак партизанам, которые могли освободить молодежь. Крестьяне выращивали хлеб, скот, но все это где-то исчезало. Лаврин хоть таким образом выполнял священный долг борьбы с фашистскими пришлыми. Но нашелся предатель - и вот уже Запорожец за колючей проволокой концлагеря. Сила любви к жизни и ненависти к врагам помогла ему вместе с товарищами освободиться. Но что же дальше? А дальше - страшное за смерть - обвинения в измене. За все свои страдания, за свой патриотизм и добрые дела Лаврина ждет лишь позорная смерть предателя. Такая неприкрытая правда жизни. Только случай спасает эту мужественную человека от смерти - приезжает из-за Днепра его сын Роман, командир партизанского отряда.

Не обошла беда и Лаврінової дочери Олеси, которую спасла из немецкого плена «мудрая бессмертная воля к жизни рода, то большое и глубокое, что составляет в народе его вечность».

Заканчивается киноповесть так, как и начинается - счастливой встречей хоть и поріділого, но богатого на красивых и сильных людей рода Запорожцев. Снова раздается любимая мамина песня, как воспоминание о матери, которая погибла вместе со своим селом. Теперь уже Олеси, как охорониці рода, приходится провожать на войну свой род: «А рано утром Олеся вновь провожала на войну весь свой род, чтобы никогда не подумали злые люди, что не был он щедрым на кровь и огонь, посланные ему позорной историей Европы».

Итак, род остался жить, и это глубокий довженковский символ бессмертия украинского народа.

Особое место в произведении отведено женским образам. Все они трагические и все олицетворяют общий образ Украины.

Все женщины (Татьяна Запорожчиха, Олеся, Кристина Хуторная, Мотря Левчиха и другие) изображены автором с большой симпатией, но самая близкая его сердцу Олеся, наверное, это его идеал украинской девушки. Красивая, трудолюбивая, целомудренная и певучая. Олеся «пела так громко и так прекрасно, как не снилось ни одной припудреній артистке». Вообще была она тонкой, одаренной натурой, тактичной, доброй, работящей и безупречно воспитанным честным родом».

Глубоко переживая всенародную беду, она чисто по-женски восклицает: «Ой Боже мой! Что же будет с нами?» С «нами» - это с родом, родным селом, всей Украиной. Представляется, что этот крик боли устами Олеси вырвался из груди Украины.

Есть в произведении сцена, не присущая украинской народной морали, когда Олеся, не желая быть изнасилованной оккупантами, сознательно предлагает себя первому из наших отступающих воинов (им оказался Василий Кравчина). Надо быть большим мастером художественного слова и еще и незаурядным психологом, чтобы найпоетичніше отразить первые интимные отношения девушки и парня, когда они перед Богом и собой стали супругами.

Не случайно имя главной героини. Необыкновенно сильные украинские женские характеры под именем Олеся были в П. Кулиша, Б. Гринченко, А. Чайковского и других украинских художников.

Все женские образы повести трагедійними, а образ Христе Хуторної среди них - трагический, потому что ее публично в партизанском отряде судим за искренность и правду, за доброе слово про своего мужа, итальянского офицера.

Когда Кристю вели на ужасное незаконное судилище, «она еле шла. Все ее молодое тело утратило свою силу и будто растаяло. Она словно падала с большой высоты на землю в страшной сознания, что парашют за спиной не растворился и уже теперь ей ни остановиться, ни крикнуть, ни позвать. Земля неумолимо тянула его к себе».

Откровенность Христе сбивала прокурора с толку. На вопрос: «Где твоя национальная гордость, где твое человеческое достоинство? Где твоя девичья честь? » - .. .Христя с достоинством говорит: - Я знаю, что не выйти мне отсюда живой... Так скажите мне хоть перед смертью, почему же этого нет у меня? А где же оно, люди добрые? Род же наш честный... Какая я шлюха? Мученица я. Слезами провожала вас, слезами и встречаю. Почему я выросла не гордая, не достойна и не достойна? Почему в нашем районе вы мерили наши добродетели на трудодень и на центнеры свекольные? Националистка я? Какая там?

Я не признала вас за своего судью: я помню вас. Вы прошмыгнули через наше село. Я наливала вам воду в радиатор, а вы ругались так громко и противно. Я плакала тогда и, плача, спросила вас, будут фашисты в нашем селе: может, я сбежала? Помните, что вы мне сказали? Вы назвали мой вопрос провокационным. Вот я и осталась под немцем, шлюха и стерва. Вот вы чистые, а я нет. Вот вы презираєте меня, угрожаете смертью. А я хочу умереть, хочу! Чем вы можете наказать меня?»

Так с подсудимой Христя стала обвинителем своего судьи и силой народной правды приговорила его к вечному позору как человека несправедливое, грубое и глубоко безнравственную, как прокурора оккупационного режима.

Олеся и Христя - два основные компоненты образа Украины: первая - ее поэтическая душа, а вторая - ее трагическая судьба.