Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-50-х годов ХХ века

Александр Петрович Довженко (1894-1956 гг.)

«Дневник»

«Дневник» А. П. Довженко - важный документ эпохи. Он представляет собой отдельные записи, расположенные в хронологическом порядке. их сочетание составляют один из разновидностей мемуарной литературы, то есть тоже является литературным произведением. Признаками этой разновидности мемуарной литературы является фрагментарность, повторы, обращения, эмоционально-оценочные высказывания. Стиль мемуарной литературы строго-реалистичный, порой романтически-приподнятое или иронично-саркастический.

Документ свидетельствует, что литературно-художественный, кінорежисерський талант Довженко не смог полностью реализоваться в условиях тоталитарного режима ни как художник, ни как государственный деятель.

Записи писателя 1943 г. подтверждают это: «Трагедия моей личной жизни заключается в том, что я вырос из кинематографии. Большая общественная работа, где бы я действительно мог жить и творить народа добро, мне не судилась, ее делают вокруг меня долгие годы люди и больные, и немощные духом. Я лишен творчества в жизни, лишенный радости и гордости творчества на пользу народа. Я не живу в атмосфере государственного горения... Меня туда не пущено».

Все мысли и помыслы Довженко направлены на то, как помочь своему народу в трагическое время, как предостеречь его от ошибок, ничего личного, даже намека на чувства или бытовые детали.

Считается, что дневник - это вещь очень личная. И сам писатель, наверное, не собирался опубликовывать его. Возможно, это был «плацдарм» для реализации новых творческих замыслов, а возможно, просто друг, которому можно довериться и «излить душу».

Довженко был дальновидным человеком. Еще в 1942 г. Довженко записал в свой блокнот: «Не было у нас культуры жизни - нет культуры войны. Поэтому страдаем много и по-дурацки. Ничто не проходит даром, сатрапство и глупость особенно». Эта запись, собственно, объясняет поражения наших войск в 1941-1942 гг.

В свое время Довженко предложил проекты по землепользования и развития «неперспективных» деревень, однако его не услышали, поскольку взгляды художника расходились с официальной точкой зрения, но время показывал, насколько он был прав. Это касается и проектов Довженко по реформированию культуры, образования, архитектуры, сельского хозяйства, военного дела и многих других отраслей.

Писатель гневно осуждает тоталитарную систему, которая воспитывала карьеристов и подхалимов, которые не умеют мыслить самостоятельно и во всем видят происки «классовых врагов, враждебной идеологии». Творческий человек не мог жить в такой душной атмосфере. Поэтому, очевидно, первыми товарищами и утешением были в Довженко бумагу и перо. Так можно объяснить появление Довженковского «Дневника».

Уже в первые годы войны писатель беспокоился о нашей литературе этого периода. Он боялся, что начнется эпоха «торгово-описательного чтива», а «народу надо показать его изнутри, в его страданиях, в его сомнениях, в его борьбе, обновлении, и показать ему пути и перспективы. Народ надо возвеличить, и успокоить, и воспитывать в добре, ибо зла выпало на его долю столько на одно поколение, что хватило бы на десять колен...»

Из высказываний «Дневника» следует мысль о великий гуманизм автора, его настроенность на добро: «Надо жить чем-то добрым. Вы нам о Хорошо напишите и научіть нас доброму и красивому».

Сквозной идеей в «Дневнике» есть национальная идея. Довженко с болью вспоминает о разбазаривании национальных достояний, запущенность памятников старины, упадок музеев, о вытравливания всего украинского в образовании: «Непошана к старине, к своему прошлому, к истории народа является признаком ничтожности правителей, вредная и враждебна интересам народа. Все равно, сознательная или бессознательная, ибо не хлебом, и не сахаром, и не хлопком, и не углем единым будет жив муж...» «Двадцать пять лет нет истории и нет словаря. Какой позор! Какая мерзость! Чья отвратительная рука здесь действовала и во имя чего? Страна воспитания сирот! Сирот без роду, без племени. Где же и расти дезертиру, как не у нас?» Он волнуется, что погибнет люд в Украине, а «понаедут чужие люди и образуют на ней мешанину. И она будет не Россия, не Украина, а что-то такое, что и подумать грустно». Это пророческие предсказания гениального мастера!

Героизм, бессмертие народа - еще одна сквозная тема Дневника. И она показана не только в безприкладних подвигах наших воинов, а и в героических поступках всего народа - от детей до стариков. Это рассказ о мальчике Тараса, который застрелил немецкого офицера, воровал у оккупантов оружие; о дедах-перевозчиков, что потопили лодку с захватчиками и утонули сами; о мужественных матросов, которых раздетыми в лютый мороз вели в Киеве на расстрел, а они пели песню и презирали смерть.

С особой теплотой говорит автор о судьбе женщины, подвиг которой будет восхвалять не одно поколение художников.

Писатель возмущается отношением к тем, кто побывал в оккупации, в окружении. Этих людей - виновных и безвинных - объявляют государственными преступниками и гонят в лагеря, теперь уже сибирские.

Болезненная для художника тема предательства, которая поднималась в киноповести «Украина в огне», нашла свое отражение в Довженковском «Дневнике». Писатель проникается тем, почему девушки женятся с оккупантами: «А самое страшное - что девушки не знают, что, выходя замуж за немца, они предают Батьківщину. их не учили Родине - их учили классовой розни и борьбе, их не учили истории. Народ, не знающий своей истории, есть народ сліпців».

Тема, которая является актуальной и на сегодня - пренебрежительное отношение жителей городов к крестьянам, - была очень болезненной для Довженко, ведь именно на «крестьянском многомиллионном холме и шкуре выросли индустриализация страны и все, чем пользуется интеллигентное государственное мещанство».

Возмущение Довженко касается и системы образования, и прокурорского надзора, поскольку в годы войны прокуроры не шли на передовую: «Все целые и здоровые, как медведи, и опытные в своем холодном профессиональные. Напрактиковани лучше от немцев еще с тридцать седьмого года ».

Писатель с ненавистью и сарказмом также говорит о карьеризме, пристосованство, подхалимство.

Много строк в записных книжках Довженко отведено тем личным безмерным страданиям, которые принесла ему сталинская критика киноповести «Украина в огне». Этой темы он касается и в послевоенное время. Но больше всего его волнует судьба его народа. В то время, как по радио звучали бравурные марши, люди страдали. Писатель записывает, что в 1949 г. четыре часа всматривался, сидя в машине, в человеческий поток и не увидел ни одного веселого лица. Однако писатель все же верит в людей, в возможности перестройки несовершенного мира: «Перестраиваю в воображении мир. Не сплю ночи. Картины шумят в голове проносятся одна за другой краше и величественнее. Мог все. На все доброе и разумное был способен и готов целиком».

Остро осуждая тоталитарную систему, А. Довженко верит в свой народ, в его национальное возрождение, в добро, заложенное в человеке от природы, в победу всего светлого и возвышенного.

Таким образом, из «Дневника» перед нами предстает величественный образ автора - человека с глубоким государственным мышлением, разносторонне одаренной, которая безгранично любит свой народ и болеет за него.

Поражает мужество и бескомпромиссность великого художника. Преждевременная смерть помешала Довженко в полной мере реализовать планы и мечты, однако литературное наследие художника продолжает его дело. Слова Довженко тревожат душу наших современников, пробуждая их совесть, призывают не повторять ошибок истории, быть настоящими патриотами своей Родины.