Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-50-х годов ХХ века
Александр Петрович Довженко (1894-1956 гг.)
«Зачарованная Десна»
Проблематика, автобиографичность произведения
В 1957 г. появилась в свет сборник повестей Александра Довженко «Зачарованная Десна», от которой фактически начался «отсчет» писательской славы.
Впечатляющим документом эпохи является «Дневник» О. Довженко, а шедевром его творчества - «Зачарованная Десна». В преамбуле к киноповести писатель объяснил причину ее написания «долгой разлукой с землей отцов» и желанием «осознать свою природу на ранней предрассветной зари круг самых ее первоначальных источников».
Замысел написать произведение возник в Довженко еще в годы Второй мировой войны. Об этом он говорит в письмах к родным, в «Дневнике», намереваясь издать такую книгу, которая бы принесла людям радость, отдых, добрый совет и понимание жизни». О своем намерении писатель уже четко заявляет 30 марта 1948 г. Однако «Зачарованная Десна» появилась только в 1955 г., за год до его смерти.
Киноповесть «Зачарованная Десна» - произведение новаторское по художественной форме и с постановкой и решением проблем. Автор пытается исследовать, какие основные факторы формирования человеческой личности, в чем духовное источник подлинного таланта, какова роль труда в жизни человека. Новаторским это произведение можно назвать еще и потому, что Довженко освещает глубокие философские категории, среди которых: пути народа и человека к счастью, прекрасное и безобразное в жизни, призвание, сущность человека, его возможности, добро и зло, жизнь и смерть.
«Очарованная Десна» - автобиографическое произведение, воспоминания писателя о детстве, первые шаги познания жизни, о «первые радости, и переживания, и волшебство первых детских увлечений...», про деда и прадеда Тараса, прабабушку, мать и отца, кузнеца деда Захарка, дяди Самуила - непревзойденного косаря.
Воспоминания эти время от времени перерастают в авторские размышления - о «тяжелые кандалы неграмотности и несвободы» , другие бедствия и страдания трудовых людей Украины и вместе с тем - богатство их душ, внутреннюю культуру мыслей и чувств, их вкус, их врожденную готовность к «высокого и тонкого».
Автор убедительно доказал, что детство - самый счастливый и одновременно самый решающий момент в жизни каждого. То, каким вырастет человек, зависит от многих факторов, которые влияют на нее в первые годы жизни, когда формируются его вкусы, принципы и убеждения. Итак, из «Зачарованной Десны» мы можем узнать не только о детские годы Довженко, но и о детстве тысяч крестьянских детей, что росли в радости пополам с горем и печалью.
Рассказчик в произведении - сам писатель, который выступает в двух образах: как автор и как герой киноповести - маленький Саша. Соответственно и рассказ должен двоплановий характер. Первый план - это своеобразное поэтическое воспроизведение мира в детском сознании (писатель сосредотачивается на внутреннем мировые мальчика), второй - философские размышления зрелого человека-художника о смысле человеческого бытия, роль детства в формировании личности. Именно в размышлениях больше раскрывается литературная личность автора. Писатель стремится показать грань между добром и злом, красивым и уродливым, величие духовных возможностей простого человека и груз трагических испытаний, что выпадают на ее долю.
Писатель прекрасно знал народный быт, обычаи, духовный мир крестьянина, его психологию. Можно сказать, что «Зачарованная Десна» -своеобразная энциклопедия сельской жизни Украины конца XIX - начала XX веков.
Темой киноповести «Зачарованная Десна» есть воспоминания писателя о своем детстве, о кровную связь с народом и родной землей.
Художник призывает любить жизнь, ценить и беречь все то прекрасное, что дал тебе твой народ, что делает человека духовно богатым и счастливым, не забывать о своих корнях, быть достойным сыном своих родителей, своего народа - такая идея киноповести.
В публицистическом отступлении звучит гневное осуждение фашизма, войны.
Если брать в широком плане, то прочитывается и идея вечности жизни, вечности человеческого рода и народа, который прошел через ужасные испытания далекого и не очень далекого прошлого.
Особенностью киноповести «Зачарованная Десна» можно считать отсутствие четкого сюжета, однако это не мешает читать произведение с неослабевающим вниманием.
Для воплощения художественного замысла автор обращался к испытанным временем источников - фольклора и классической литературы. Писатель заимствует из фольклора принцип «нанизывания мотивов, использования лирических и публицистических отступлений, традиционных зачинів и окончаний, обрамление, поэтической антитезы и сопоставления, ретардацій» (ретардація - искусственное замедление действия с целью обратить внимание читателя на данное событие, эпизод, мнению).
Композиция киноповести «Зачарованная Десна» представляет собой органичное сочетание лирических и философских размышлений летнего Довженко с романтическим, чистым взглядом маленького Саши.
В произведении можно выделить отдельные новеллы («Огород», «Дом», «Смерть братьев», «Смерть бабы», «Наводнение», «Сенокос», «Кони», «В школу»), лирической публицистические отступления. Но произведение является целостным: это сплошной поток мыслей, воспоминаний, наплывающих одни на одни, и изображение условий, в которых формировалось мировоззрение будущего художника (быт, окружение).
Особенности композиции «Зачарованной Десны» обусловлены еще и жанром произведения - киноповесть. Отсюда и фрагментарность, быстрая смена «кадров», планов, которая не влияет на целостное восприятие лирической, полной тонкого юмора авторской исповеди. Сам О. Довженко как киносценарист считал, что сценарий (а киноповесть «Зачарованная Десна» является одновременно сценарию к одноименному фильму) надо писать двумя руками: в одной держать маленький тонкий кисточка для выписывания мелких деталей, а во второй - большую кисть создания описаний стокілометрових просторов, страстей, массовых сцен.
Образы киноповести «Очарованная Десна»
На все В жизни. Довженко сохранил в своем сердце образ реки, на которой прошло его детство, которое он называет заколдованной: «А на Десне красота! Лозы, сыпь, круче, лес - все блестит и сияет на солнце. Прыгну я с обрыва в песок до Десны, моюсь, пью воду. Вода ласковая, сладкая. Пью еще раз, убрівши по колено и вытянув шею, как лошак, потом прыгаю на кручу и айда к сенокосу. И уже я не хожу, а только летаю, едва касаясь щелочи. Вбігаю в лес - грибы. У лозы - ежевика. В кусты - орехи. В озере воду скаламучу - рыба».
Такая полифоническая картина нетронутых богатств природы удивляет и очаровывает читателя, особенно современного. Писатель утверждает взаимосвязь человека и природы как необходимое условие духовности, показывает благотворное влияние природы на человеческие разум и чувства, особенно детские.
Образ природы раскрывается читателю через образ маленького Саши. Наблюдательный, наделенный чувством прекрасного, мальчик каждое лето видел, какими красками выигрывал огород. Детская память впитывала те цвета и запахи в свою чувствительную душу: «...огурцы цветут, тыквы цветут, картошка цветет. Цветет малина, смородина, табак, фасоль. А подсолнуха, а мака, свеклы, лебеды, укропа, моркови!» Знал, какое растение как пахнет и вкус имеет цветок. Мальчик любил все в природе: «...птичий щебет в саду и в поле. Ласточек любил в клуни, деркачей - в лугу. Любил плеск воды весенней. И лягушачью нежно-печальное лягушечье в болоте, как спадала вода весенняя».
Картинами неповторимой природы наполнена вся киноповесть «Зачарованная Десна». Это и описания наводнения, сенокосы с «фамильной вороной», и изображения домашних животных, и охота дяди Тихона, и еще множество жемчужинок - мини-пейзажей вроде: «Смотрю в воду - месяц в воде смеется», «чумацкий воз тихо скрипит подо мной, а в синем небе Млечный Путь показывает дорогу» или «тучи по небу плывут прихотливо и свободно и, плывя в просторах голубых, совершают битвы и соревнования...»
Рассказчик в киноповести - то маленький Саша, то летний художник Довженко. И их рассказы органично переплетаются даже в характеристиках героев.
Так, мальчик любит отца за трудолюбие и красоту, а зрелый писатель уважает свободолюбивые отцу черты: презирал отец начальство и царя, любил острое, меткое слово, понимал такт и учтивость. На образе Саши прослеживаются пути формирования личности и ее таланта. Одно из таких духовных источников, которое вдохновляет художника на творчество, - это, безусловно, красота природы. Но самый сильный фактор - красота человеческого труда.
С детства мальчик был окружен людьми, которые не мыслили своей жизни без труда. Его родные и односельчане - земледельцы и косари много дел переделали за свою жизнь. И работа для них была не только необходимостью, но и духовной потребностью. Мальчик наблюдал, как трудятся пчелы, сочувствовал лошадям, которым приходилось тяжело работать, трудился и сам. Первые мозоли появились на детских руках еще тогда, когда малый ходил в табаке, как в лесу. А образцом трудолюбия всегда были самые близкие люди. Отец Саши «сколько... земли вспахал, сколько хлеба накосил! Как ловко делал, который был сильный и чистый!»
Неутомимой труженицей была и мать, которая любила сажать что-нибудь в землю, чтобы проізростало». Дед Семен «пахнул... теплой землей и немного мельницей», имел сухие натруженные руки, которыми умел довити линей без всяких рыбацких принадлежностей. Особенно увлекался Саша работой дяди Самуила - косаря. Он «орудовал косой, как хороший маляр кистью, - легко и ловко. Если бы его пустили с косой просто, он обкосив бы весь земной шар...» То же недаром в раннем детстве для Александра Петровича Довженко лучшей музыкой была музыка труда: «Когда тихим вечером, где-то перед Петром и Павлом, начинал наш отец клепать косу под домом в саду, вот и была для меня самая волшебная музыка».
На всю жизнь сохраняет писатель трепетные чувства к людям труда: «...мне и до сих пор так стыдно отдыхать там, где работают люди».
Маленький Саша детским чувствительным сердцем понимал, что родителям жилось нелегко, и не мог объяснить причин. А став взрослым, с грустью вспоминал: «Было в прошлой жизни моих родителей слишком много неурядицы, плачу, тьмы и печали... Все прожили свой век несчастливо, каждый по-своему - и прадед, и дед, и отец с матерью». Мальчик не раз замечал, что в глазах у отца полно печали за «тяжкие кандалы неграмотности и несвободы». И не смотря ни на что, уроки человечности и доброты мальчик получал именно от своих родных.
От родителей мальчик перенял риса, заложенную ментальностью нашего народа, - почтительность к старшим, трудолюбивых и честных людей.
В киноповести «Зачарованная Десна» изображен народные, выразительно национальные характеры, о которых затем говорили не иначе, как о «довженковские». Произведение проникнуто народным юмором, глубоким лиризмом, писатель по-философски осмысливает духовные истоки своего народа.
Через призму воспоминаний маленького Саши возникают и воспоминания о наводнении, когда отец Саши бескорыстно спасал людей от наводнения, и его сын помогал грести так, что было жарко от труда и весело».
Нежности маленький Саша учился в матери. Провожая его с отцом и дедом на покос, она кукушкой « ковала разлуку ».
Казалось, что вся народная мудрость и доброта была собрана в деду Семену. Мальчику нравилось, как, показав дорогу незнакомому путнику, дед минутку молчал, а потом вздыхал и говорил: «Добрый человек поехала, дай ей бог здоровья».
Дед был прекрасным рассказчиком: завораживал внуков своими сказками. Наверное, талант мастерски рассказывать в О. Довженко наследственный. У прадеда Тараса «голос... был такой добрый, и взгляд глаз, и огромные, словно корни, волосатые руки были такие нежные, что, наверное, никому и никогда не причинили зла на земле, не украли, не убили, не отняли, не пролили крови. Знали труд и мир, щедроты и добро».
Маленького Сашу с детства окружал неповторимый мир народных традиций, обычаев и обрядов. Особенно поэтично описывает Довженко обряд колядования:
«- Пустите колядовать! - слышу девичий голос снаружи.
Я - глядь в окно: то не полный месяц со звездного неба зажег в дом перед Новым годом. В маленьком окошке, как раз против печи, розовеет на морозе девичье лицо». Мать пускает колядницю и просит заколядовать Саше. И маленький Саша вдруг возомнил себя молодцом, который ходит по улице и продает своего старого коня, а конь просит не продавать, напоминает, как вместе сражались с ордой, выручали друг друга. Тогда парень решает никогда не продавать своего товарища - коня: «Так и не продал я его по сей день. Ой коню, коню, не продам я тебя. Как бы порой не было мне трудно, как турки и татарове не обступали торга на меня, не расстанусь с тобой ни за какую цену». Этими словами Довженко, конечно же, говорит о верности своему народу и о том, что ему дороже всего, как и этот воспоминание о обычай колядовать людям на Новый год.
Философски осмысливая свои детские годы, А. П. Довженко убеждает читателя, что именно в детстве кроются источники становления каждой личности. А сам писатель благодаря волшебной Десне и родным людям на протяжении всей жизни «не терял счастье видеть. .. звезды даже в будничных лужах на жизненных дорогах».
Значительное место в произведении отведено живописанию природы. Все они динамические. Нет в произведении ни одного статического и не ожившего присутствием человека пейзажа. У них всегда действует или сам мечтатель и фантазер Саша, или кто-то из его родных или знакомых. Саша живет вместе со всем, что окружает его: «Я плыву за водой, и мир плывет надо мной плывут облака весенние - весело соревнуются в небе, под облаками несется перелітне птицы - утки, чайки, журавли. Летят аисты, как мужчины во сне. И плав плывет. Проплывают лозы, ивы, вязы, тополя в воде, зеленые острова».
Художественные особенности произведения
Киноповесть «Зачарованная Десна» - глубоко лирическое произведение, богатый народно обороты, фольклорные образы-символы: «Коло хаты мать-кукушка кукует мне разлуку. Долго-долго, не один десяток лет будет провожать меня мать, глядя сквозь слезы на дорогу, долго будет крестить мне следует и будет стоять с молитвами на зорях вечерних и утренних, чтобы не взяла меня ни пуля, ни сабля, ни клевета лихой», «С крыш вода капле, с крыш вода капле...»
В «Зачарованной Десне» автор делает читателя сопричастным к событиям произведения: «Но давайте садиться еще раз в ивовые лодки, прошу вас. Возьмем весла ясеневе и вернімось на Десну...»
Разнообразные художественные средства произведения вводят читателя в реальный и фантастический мир маленького Саши.
Так, табак для Саши цвел поповими ризами, кукуруза казалась стройными тополями. Священника во время наводнения отец втащил, «как сома в свой ковчег к коров и овечек», кашель у дедовых груди бурлил, словно лава в вулкане. Сравнения, использованные в произведении, делают зримыми и выразительными события произведения, раскрывающие оригинальность видения героем окружающего мира. .
Уже в раннем возрасте будущий художник обнаружил у себя способность сравнивать: «Все жило в моих глазах двойственным жизнью. Все звало на сравнение, все было что-то подобное, давно где-то виденное, придуманном и пережитое».
Поскольку повествование в произведении идет от имени маленького Сашу, то все вокруг он видит преувеличенным: слушает колядки, в которых девушки «...долго и медленно, будто стремясь в беспредельную даль времени, на семьсот, может, лет распевают мне удачу». Или драка на сенокосе, когда реальные события в детском воображении дополняются фантастическими: «Уже замахнулся дед на Самуила топором... Тогда я не выдерживал и закрывал глаза, а они рубили друг друга топорами, как дрова. Кровь лилась из них котлами...»
Использует писатель и прием контрастного изображения событий и явлений. Таким является монолог маленького Саши о приятном и неприятном, где так достоверно передано детское восприятие мира, рождение ребенка и смерть бабушки в Довженковій доме, которое пришлось на один день.
Автор реалистично описывает бытовые детали. Реалистично описывает он свою хату, похожую на «старенькую белую шампиньон», детали быта в ней.
Реалистично и трагично описывает смерть четырех Сашиных братьев от эпидемии, наводнения в селе и многое другое.
В публицистическом отступлении писатель реалистично изображает нечеловеческие преступления фашистов и свои страдания от увиденного: «Горел и я тогда в том огне, загибав всеми смертями человеческими, звериными, растительными: пылал, как дерево или церковь, гойдавсь на виселицах, разлетался прахом и дымом от взрывов катастрофическим». Это метафорическое высказывание вырастает до глубокого символа, когда автор сливается со своим народом.
|
|