Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 40-50-х годов ХХ века

Александр Петрович Довженко (1894-1956 гг.)

Жизненный и творческий путь


«Я сын своего времени и весь принадлежу своим современникам», -так говорил о себе Александр Петрович Довженко, ошибаясь по сути, возможно, впервые в жизни. История рассудила по-своему: он принадлежит вечности, а его достояние мировой культуре. А он - неотъемлемая частица могучей мировой культуры, светозарный гений украинского народа.

В мир искусства, мир большой культуры Александр Петрович Довженко пришел с берегов зачарованной Десны, из глубинных недр украинского народа. Про свои истоки и источники он рассказал в замечательной повести, которую переведены на многие языки мира. Его имя вошло во все труды по истории отечественного и мирового киноискусства. Довженко - писатель, мыслитель, общественный деятель. Он учительствовал, был дипломатом и художником, ставил фильмы, писал литературные произведения, учил молодых кинематографистов.

Александр Петрович Довженко родился 10 сентября 1894 года в селе Сосница на Черниговщине. По преданию, его предки прибыли в этот край с Полтавщины. Официальные документы свидетельствуют, что род Довженко был большой. Дед Семен - из последних украинских чумаков. У родителей будущего писателя - Петра Семеновича и Одарки Єрмолаївни - было 14 детей, но двенадцать из них умерли. Остались только Саша и Полина. В воспоминаниях о детстве в воображении Александра Довженко всегда возникали «плач и похороны».

Довженко любил мать, о которой писал: «Рожденная для песен, она проплакала всю жизнь, провожая навсегда».

Сын рос послушным и трудолюбивым, помогал родителям, много читал. Формирование характера будущего писателя и кинорежиссера происходило под воздействием волшебной украинской природы: живописная Десна и «сказочная сенокос» на ней навсегда викарбувалися в памяти художника.

Учился Довженко в Сосницкой начальной школе, а впоследствии - в высшей начальной школе. Учеба мальчику давалась легко - он был отличником. Парень рос мечтательным, склонным к созерцательности: жизнь, как тогда ему казалось, шло в двух измерениях - реальном и воображаемом.

В 1911 г. Александр Довженко поступил в Глуховский учительский институт, но не потому, что хотел стать учителем, а потому, что имел право сдать туда экзамены, да и стипендия там была 120 рублей.

С 1914 по 1917 гг. Довженко работает преподавателем высшей школы в Житомире. Лелеял надежду стать художником, поэтому брал частные уроки, чтобы «когда-нибудь попасть в Академию искусств хоть вольным слушателем». Вступил в брак с учительницей Варварой Семеновной Крыловой.

С 1917 по 1919 гг. преподает и учится в Киевском коммерческом институте.

В 1920 г. он принимал активное участие в общественно-политической жизни страны: боролся против белополяков в житомирском и киевском подполье. В годы немецкой и польской оккупации был в составе 3-го полка армии В HP, работал в Житомирской губнаробразовании секретарем и заведующим отделом искусств, позже - комиссаром театра имени Тараса Шевченко.

Начиная с 1920 г. Довженко - в рядах большевистской партии. А с 1921 по 1923 гг. находится на дипломатической работе заведующего общим отделом при украинском посольстве в Варшаве, в Берлине находился на должности секретаря консульского отдела торгового представительства УНР. Здесь он вступил в частной художественной мастерской профессора Еккеля и одновременно посещал лекции в берлинской Академической высшей школе изобразительного искусства.

В Киев Довженко приезжает с намерением учительствовать и продолжать обучение. Становится студентом естественного факультета университета и одновременно слушателем Академии искусств.

31923 г. переехал в Харьков и вскоре стал известен как художник-иллюстратор газеты «Известия ВУЦИК», автор политических карикатур, который подписывался псевдонимом «Саша». О. Довженко принадлежал к литературным организаций «Гарт» и ВАПЛИТЕ.

В 1925 г. в семье Довженко случилась беда - заболела жена, Варвара. Существуют различные версии болезни, одна из которых такая: во время катания на лодке она ударила веслом по колену и потом с ним начались проблемы. Поставили жуткий диагноз: туберкулез костей. Лечить подобную болезнь в Харькове было невозможно. Пришлось отправить Варвару в Крым, в санаторий. По воспоминаниям Довженковского друга, Николая Бажана, Александр Петрович в то время ходил понурый, мрачный, необычно и небывало замкнутый в себе, в своем горе, в своем одиночестве, в неурядицах с собой. Друзья пытались его развлечь, но безрезультатно.

Варвара, которая мечтала стать артисткой в «Березолі»курбаса, уже не могла передвигаться самостоятельно. На всех ее надеждах был поставлен крест, и на семейном счастье с Довженко - тоже. Хорошо зная мужа, Варвара понимала, что при выборе на первый план он поставит свое призвание. Поэтому, по традиционной версии, Варвара благородно отпустила своего мужа, чтобы не быть ему обузой, не препятствовать движению в светлое и большое будущее.

Есть что-то недосказанное в том поспешном разводе Довженко с женой. Действительно, она не возражала против этого. А все же что-то здесь не так. Ни до, ни после того ничего подобного по Довженко не замечалось. Не мог он вот так запросто оставить в беде женщину. Но сама Крылова в своих воспоминаниях не сказала об этом ни слова.

На протяжении 1926-1933 гг. Александр Довженко работал на Одесской кинофабрике и Киевской студии художественных фильмов.

Одесская кинофабрика на то время была основной в республике по выпуску украинских кинофильмов. Там появились и первые фильмы молодого кинохудожника - кинокомедии «Вася-реформатор» и «Ягодка любви». Руководство кинофабрики оба фильма забраковало, но режиссер Довженко не отчаялся, а продолжил творческие поиски. В этот период на Одесской кинофабрике Александр Петрович познакомился с молодой киноактрисой Юлией Солнцевой.

С 1929 г. Довженко работает на Киевской кинофабрике, преподает на режиссерском курсе в Киевском киноинституте.

В 1930 г. О. Довженко снял картину «Земля», которая принесла художнику мировую славу. Вместе со своим оператором Д. Демуцьким он уехал за границу. Посетил Берлин, Гамбург, Прагу, Париж, Лондон, демонстрируя «Землю», «Звенигора», «Арсенал», выступал перед журналистами, кинохудожниками и кинокритиками, произнес несколько докладов о новой кинематографии.

На экранах страны и за рубежом выходят его немые фильмы - «Сумка дипкурьера», «Звенигора», «Арсенал». Специалисты до сих пор удивляются таланту кино-мастера, который, снимая «Звенигора», сумел вместить в 1799-ти метрах кинопленки чуть ли не всю историю Украины! Фильм «Арсенал», как и «Звенигора», имел большой успех, был замечен и на Западе. «Арсенал» поставил Александра Довженко в один ряд с такими выдающимися художниками, как Сергей Эйзенштейн и Всеволод Пудовкин.

В 30-х pp. Александр Довженко уже был всемирно признанным самобытным кинорежиссером, основоположником поэтического кино, художником мирового уровня. Его высоко оценил Чарли Чаплин, назвав единственным в славянском мире великим художником, мыслителем и поэтом.

«Землей» Довженко завоевал целый мир, но в США тогдашняя власть его не пустила. Успех был колоссальный, именно за то партідеологи и подрезали творческие крылья мастера. В прессе стали появляться разгромные статьи на фильмы уже всемирно известного кинорежиссера. Например, «Известия» опубликовали фельетон Демьяна Бедного, в котором тот назвал «Землю» «куркульською кинокартиной». Это был словно удар в спину. Гениальный художник сразу поседел и постарел. «Я хотел умереть», - признавал Довженко. Вскоре фильм совсем запретили.

Впоследствии между Довженко и Бедным состоялись необычные встречи. Демьян Бедний раскаялся в своей критике...

В 1932 г. Довженко снял первый звуковой фильм «Иван» и был приглашен к киностудии «Мосфильм», где начал работать с 1933 г.

В 1935 г. Довженко награждают орденом Ленина, а осенью того же года на экранах появился «оптимистичный» «Аэроград».



ЭТО ИНТЕРЕСНО

До войны, как рассказывал сам Довженко, он встречался и со Сталиным. Вождю нужна была поддержка сильного человека, которого бы он уважал, а Александр Петрович говорил ему горькую правду. 27 февраля 1935 г. на заседании Президиума ЦВКСРСР Сталин бросил в адрес кинорежиссера реплику: «За ним долг - украинский Чапаев"!» Для написания киноповести «Щорс» Александр Петрович собрал 38 папок материалов, но сюжет его претерпел много изменений и вариантов. Работа над фильмом пришлась на время «ежовщины». Шел беспощадный 37-й. За «Щорса» Довженко критикуемым не был, но он признался, что на «Щорсе» заболел грудную болезнь.

В 1939 г. вышел на экраны «Щорс» (поставленный на Киевской киностудии). Фильм быстро стал популярным, зрителю нравились поданы с юмором колоритные народные, национальные характеры, особенно Боженко, Трояна, Чижа...

Но наступило разочарование художника в высоких коммунистических идеалах, пошатнулась даже фанатичная вера в Сталина, которого Довженко в одном из своих фильмов так и не показал. Следующие фильмы по его кіноповістями («Повесть пламенных лет», «Поэма о море », « Зачарованная Десна» ) были поставлены в Москве уже после его смерти женой художника. Исключение - «Украина в огне» и еще два фильма - «Битва за нашу Советскую Украину» и «Победа на Правобережной Украине».

В течение 1941-1945 pp. О. Довженко создал ряд новелл: «Ночь перед боем», «Мать», «Стой, смерть, остановись!», «Хата», «Тризна» и другие. Эпосом войны называют киноповесть «Украина в огне» (1943г.). Это произведение был запрещен Сталиным, а Довженко не было разрешено возвращаться в Украину.

Война внесла свои жестокие коррективы в судьбу художника, он был вынужден уехать в Ашхабад, хотя рвался на фронт. В начале 1942-го приехал в Воронеж, где находился штаб Юго-Западного фронта. Там выходила газета «За Советскую Украину», редактором которой был Николай Бажан, а членами редколлегии и военными корреспондентами - Александр Корнейчук, Ванда Василевская, Андрей Малышко.

В 1943 г. фронт остановился на границе Украины. Полковника Довженко часто можно было видеть среди бойцов. Он был на передовой под Харьковом, Киевом. В селе Померках читал киноповесть «Украина в огне» Хрущеву. Тот одобрительно отозвался о произведении, но вскоре резко изменил свое мнение, поскольку генсеку Сталину он не понравился. Никита Хрущев начал угрожать Довженко: «Мы еще вернемся к рассмотрению вашего произведения. Этого мы так не оставим». Начались притеснения, преследования, запреты. На заседание Политбюро ЦК, в присутствии М. Рыльского, М. Бажана, А. Корнейчука, Сталин осуждает «Украину в огне» как националистическую и классово враждебную.

Как одно из свидетельств той борьбы Довженко за свою духовную свободу осталась запись в его «Дневнике»: «Товарищ мой Сталин, если бы Вы были даже богом, я и тогда не поверил бы Вам, что я националист, которого надо пятнать и держать в черном теле. Когда нет принципиальной ненависти и пренебрежения нет, и недоброжелательности ни к одному народу в мире, ни к его судьбе, ни к его счастью, ни достоинства или благосостояния,- неужели любовь к своему народу есть национализм? Или национализм в непотуранні глупости людей чиновных, холодных діляг, или в неумении художника сдержать слезы, когда народу больно?..»

Довженко же видел трагическую военную современность Украины за ее историю. Он писал: «Перечитал снова историю Украины. Боже, до чего же она грустная и безрадостная. К чему неудачная и беспросветная. Негде правды деть: и плохие, и несчастливые. Более несчастливы, чем плохие...» 31 января 1945 г. Довженко записал: «Сегодня годовщина моей смерти... Я держался год и упал. Мое сердце не выдержало бремени лжи и зла...»

После войны Довженко как «заядлому националисту» не позволяли жить в Украине. Против его возвращения было партийное руководство Украины. В «Дневнике» читаем: «...не пустили меня в Киев, я украинский изгой... Кара, которую мне придумали великие люди в малости своей, жестокая за расстрел. Я хочу писать среди своего народа... Неужели я не могу жить на Украине?.. Растерзанная и измученная душа моя к краю. Я Украины сын. Зачем отняли у меня Мать? Земля моя родная, если б ты была счастлива».

За «идеологически правильный» фильм «Мичурин» художник в 1949 г. получил Государственную премию, которая означала его официальную реабилитацию после киноповести «Украина в огне».

В течение 1949-1956 гг. на киностудии «Мосфильм» Довженко пишет киноповесть «Мичурин», снимает документальный фильм «Страна родная», делает наброски эпопеи «Золотые ворота» и, как профессор, читает лекции во Всесоюзном государственном институте кинематографии. Он написал киносценарий «Прощай, Америка», ряд статей по киноискусству, заканчивал киноповесть «Антарктида».

В 50-х гг. начинается строительство Каховской ГЭС, и писатель, задумав фильм об этом событии, едет в Каховку, наблюдает за ходом работ, общается с инженерами, учеными, собирает материал.

В 1956 г. в мартовском номере журнала «Днепр» была опубликована « Зачарованная Десна ». В это время была завершена и «Поэма о море».

«Поэма о море» - это рассказ писателя о современности и истории, народ и личность, труд и красоту, взволнованные размышления о «народную душу» и «воспитание чувств».

В ноябре начались съемки одноименного кинофильма. А 25 ноября 1956 г. Александр Довженко внезапно умер.

Жена художника Юлия Солнцева, которая была его другом и помощником, завершила и воспроизвела на экране то, что было замыслом Александра Довженко. «Зачарованная Десна», «Повесть пламенных лет», «Поэма о море» - фильмы Юлии Солнцевой, поставленные по сценариям кинохудожника - это новая форма кинематографического языка, открытая Довженко и воплощена с высоким мастерством.



ЭТО ИНТЕРЕСНО

О последних днях жизни О. Довженко Юлией Солнцевой написаны воспоминания («Днепр», № 9-10, 1994 p.). Фактически, это единственный документ, который отражает события тех дней.

В 1956 г. начались съемки кинофильма «Поэма о море».

В этот период Довженко был очень болен.

25 ноября 1956 г. Александр Петрович лежал в кровати на даче, рассказывал о своих планах, рвался на съемки.

Состояние ухудшилось, и они с женой решили вернуться в Москву, но там ему стало совсем плохо. К умирающему Довженко пригласили одного из столичных врачей, но тот отказал. Солнцева домаглась приезда другого профессора. Да и он прибыл не сразу, недоволен, раздражен. Вызвал «скорую» и проверил пульс. Пульса не было. Поняв, что Довженко умер, профессор хлопнул дверью и вышел, даже ничего не сказав жене. Великий кинорежиссер с мировым именем ушел из жизни, так и не получив своевременной медицинской помощи...

Незадолго до своей смерти Довженко просил у властей разрешения похоронить его в Киеве, но ему отказали. После смерти мужа Юлия Солнцева снова обратилась к властям с просьбой о захоронении Александра Петровича в Украине, но и это обращение осталось без ответа.

Денег на похороны не было. На сберегательной книжке Довженко хранилось всего 32 рубля, хоронили его за государственный счет.

Попрощаться с великим художником в Москве, в Доме литераторов, пришли Бы. Ливанов, Б. Андреев, Д. Шостакович. Довженко лежал на старинной украинской плахте, наряженный в вышитую белую рубашку. В зале была и группа украинских писателей, которая положила к ногам великого земляка сноп ржи, украинскую землю, яблоко...

Довженко похоронен на Новодевичьем кладбище, где на его могиле установлен памятник работы скульптора Веры Мухиной.