УРОК 19
Тема. Григорий Сковорода. Сборник "Басни харьковские". Поучительный характер и художественные особенности притч-басен "Пчела и Шершень" и "Собака и Волк".
Цель: ознакомить учащихся с баснями-притчами Григория Сковороды; совершенствовать навыки их анализа; углубить понимание учащимися учение о "сродну працю"; воспитывать чувства дружбы и взаимоуважения.
Оборудование: сборник Г. Сковороды "Басни харьковские", иллюстрации к басням, таблица "Основные особенности басни".
Кажется, байка просто врет,
А действительно - ясную правду чешет.
Л. Глебов
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка письменного домашнего задания.
2. Выразительное чтение учащимися стихотворения Г. Сковороды "Всякому городу - обычай и права" наизусть.
3. Фронтальное опрос:
- Как называется сборник стихов Сковороды? Сколько произведений в нее входит?
- Назовите основные мотивы поэтического творчества писателя.
- Расскажите об особенностях языка и ритмики его стихов.
- В чем актуальность произведений Сковороды? Какое место они занимают в его литературном наследии?
II. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Рассказ учителя.
- Не менее важное место в творчестве Григория Сковороды занимают басни. Писатель относился к ним очень серьезно, потому что они давали ему возможность обобщать свои наблюдения над жизнью, выражать в наиболее доходчивой форме свои взгляды, выносить приговор негативным явлениям тогдашней действительности.
Создав знаменитую сборник "Басни харьковские", Сковорода заложил прочные основы для развития украинской классической басни как самостоятельного жанра. Хотя, конечно, как баснописец, Сковорода имел своих предшественников.
2. Ученическое сообщение на тему: "История литературной басни до Сковороды".
(Ориентированный материал для сообщения.
"До Сковороды литературная байка прошла уже большой путь своего развития и имела ценные традиции. "Книга мудрости самого народа (М. Гоголь), байка своими корнями уходит в фольклор, сказки, пословицы и поговорки, в которых наиболее полно воссоздана жизнь трудящихся масс, их быт и историю, психический склад, неистощимый юмор, мудрость и остроумие. Байка, как отмечает российский исследователь Л.М. Степанов, "вышла из недр народного сознания и на всем протяжении своего многовекового исторического развития была тесно связана с народом, передавая его мудрость, его надежды, его протест против угнетателей, его высокие нравственные идеалы".
В древности байкой называли небольшое морально-поучительное повествование, в котором действующими лицами выступали не люди, а звери, наделенные человеческими чертами. Этот жанр возник в VI - V вв. до нашей эры в Греции; первым баснописцем считается легендарный Эзоп. Его басни, написанные прозой, а в начале новой эры переведены стихами римским поэтом Федром, разошлись по всей Европе. В России их перевели еще в первой трети XVIII в. Они и позже пользовались большой популярностью и стали богатейшим источником, из которого черпали мотивы и сюжеты следующие поколения байкеров. Но байка каждого народа приобрела своеобразного национального колорита.
Обращаясь к традиционным сюжетам и знакомых образов, баснописец каждый раз наполняет их новым содержанием, дает им новое толкование, раскрывает общественные отношения, свойственные данной исторической эпохе. Эзоповым языком широко пользовались писатели, ораторы и политические деятели, когда хотели выразить мысль, которую нельзя было во времена политического гнета произнести открыто. Именно эзоповым языком байка осуждал социальную несправедливость. Со временем она приобрела сатирического характера Одним из первых баснописцев-сатириков был римский поэт Гораций. В сатирической басне нередко с большой силой обобщения разоблачаются пороки и паразитизм господствующих классов, утверждаются высокие нравственные качества народа, черты его мировоззрения, его мировосприятие.
Басня, как правило, состоит из двух частей: повествовательной и дидактической О. Потебня справедливо назвал эти компоненты "поэзией" и "прозой" Сюжет басни - яркое, образное повествование, своеобразная драматическая сценка, составляет ее "поэзию". А вывод, поучительная мораль - это скупая логическая "проза". Когда образность, "поэзия" преобладает дидактику, "прозу", тогда и рождается художественно совершенная байка.
Жанр дидактических аллегорий издавна был распространен в украинском фольклоре и древней литературе. Об этом свидетельствуют два тома украинских народных баек (животный эпос), опубликованных В. Гнатюком. и использования соответствующим образом образцов этого жанра в полемическом словесности XVI-XVII вв., в проповедях и т.д. Так, в "Апокрисисі" X. Филалета встречаем басню про Волка и Лису, что собирались попрошайничать. В аллегорических образов басен удается и автор антиуниатского памфлета "Предостережение".
Издавна вслед за байкой, рядом с ней шла исследовательская мысль, стремясь признать ее сущность, функции и специфику. Авторы школьных риторик и поетик XVII-XVIII вв. основательно разрабатывали теорию байки, подчеркивая ее большое воспитательное значение не только для юношества, но и вообще для народа. Они указывали на то, что "байки привлекают к себе внимание, в частности крестьян... которые чистосердечно слушают выдумки и, проникнуты наслаждением, легко соглашаются с тем, что их увлекает".
Форму басни широко использовали в своих казаннях церковные ораторы второй половины XVII в. - Иоанникий Галятовский и Антоний Радивиловский. К этому их побудила и необходимость усиливать эмоциональное воздействие своих проповедей и возбуждать соответствующий интерес у аудитории. "Когда слушать новостей, вьстій которых мнъй потребних и баснєй, - отмечает Радивиловский, - то ушеса свои с охотой наклоняем; а когда слова божьего в церкви слушать, отклоняем уши". Сковорода также использовал байки для пропаганды своих детей. Например, в трактате "Разговор, называемый алфавит, или Букварь мира" приводится "Басня о кошках" как "наглядности" идеи "сродной труда", в диалоге "Разговор пяти путников о истинном щастіи в жизни" - байка про деда и бабу, которые "зделали себе дом, да не прорубили ни одного окошка".
В целом надо сказать, что байки занимали почетное место в украинской литературе XVII-XVIII вв. Они часто встречаются в многочисленных курсах риторик и поетик. Поэтому не может быть сомнения, что не только образцы украинского байкарства XVII-XVIII ст., но и большинство баек античного мира, в частности Эзопа, Сковорода знал. Вместе с тем не следует забывать о распространении жанра басни в то время в русской литературе (В. Тредіа - ковський, М. Херасков, А. Сумакоров, И. Хемницер).
Стоит отметить, что творческая обработка фабул, "перелицовка" их на новый лад, а также создание баек по образцу уже существующих были довольно распространенным явлением в XVII-XVI1I вв. Однако Сковорода, как увидим далее, несколько иначе подходил к созданию басни (По Ф. Полищуком).
3. Продолжение рассказа учителя.
- Известно, что сборник "Басни харьковские" состоит из 30 произведений. Первые 15 басен писатель написал в период 1769-1774 годов, живя "в лежащих около Харькова лесах, полях, садах, селах, деревнях и пчельниках". Вторую половину (тоже 15 басен) он создал в селе Бабаях вблизи Харькова. Всю сборку он подарил своему приятелю Афанасию Звеньевую, в сопроводительном письме к которому высказал, кроме того, интересные рассуждения о жанре баек и притч. Оригинал сборника, к сожалению, не сохранился. Из многочисленных списков, которые делались разными людьми в последней четверти XVIII и в XIX в., до нас дошло только три.
А впервые напечатаны "Басни харьковские" были в 1837 году в Москве. Основную группу басен Сковорода посвятил прославленню общественно полезной, "сроднятся" труда, развив таким образом свое философское учение.
4. Выразительное чтение басни "Пчела и Шершень" и беседа по вопросам:
- Кратко перескажите содержание басни. Как вы его поняли?
- В чем заключается аллегоричность образов Пчелы и Шершня? Подберите из текста материал для характеристики персонажей и охарактеризуйте их.
- Определите главную мысль произведения.
5. Выразительное чтение басни "Собака и Волк" и беседа по вопросам:
- Раскройте идейное содержание произведения. Что прославляется, а что осуждается в нем?
- Почему, по вашему мнению, автор называет своих персонажей античными именами?
- Совпадает ли ваше понимание дружбы с трактовкой этого понятия писателем? Приведите примеры из истории, литературы, собственной жизни, которые подтверждают или отрицают мнению Сковороды о том, что дружбу может утвердить только "сердце, в мыслях согласное, и одинокая честность".
(Материал для учителя.
"Основную группу басен Сковорода посвятил прославленню общественно-полезной, "сроднятся" труда, соответствующей природным призванием, способностями человека. Так, в басне "Пчела и Шершень" писатель преподносит общественное и нравственное значение труда. Первая часть басни это короткий диалог между трудолюбивой пчелой и тунеядцем Шершнем Он называет Пчелу "глупой" за то, что она так пристально трудится, плоды ее труда забирают люди. Пчела отвечает, что им, пчелам гораздо приятнее именно собирать мед, чем его потреблять. "К сему мы рождены".
А дальше идет небольшой трактат - "сила". Автор объясняет, что Шершень - это человек, который живет "хищенієм чужого" и лишь для того, чтобы есть и пить. А Пчела - это "герб мудраго человека", что занимается "сродною" трудом. Сковорода протяжении всей жизни размышлял над проблемой "сродности". Смысл жизни в том, чтобы найти себя в творческом труде на благо других. На примере животных (собаки кошки) автор развивает эту идею: "И нет радостнее, как жить по натуре"' Свои размышления о том, что надо учиться жить согласно с природой, он заключает цитату из Эпикура: "Благодареніє блаженной натуре за то, что нужное зделала нетрудным, а трудное ненужным". А вся басня завершается словами апостола Павла: "Иже есть всяческая во всем..." Все в мире имеет глубокий смысл ("всяческая во всем"), и задача человека этот смысл находить прежде всего в своей душе, в своем сердце и во всем сущем.
В басне "Оленица и Кабан" Сковорода снова возвращается к идее врожденной ("сроднятся") труда.
В ряде басен ("Собака и Волк", "Соловей, Жаворонок и Дрозд") Сковорода прославляет дружбу людей.
В басне "Собака и Волк" автор называет своих персонажей античными именами (пастух Тітир, собаки Левкон и Фирідам), словно подчеркивая тем самым важность темы. Две собаки, которые жили в большой дружбе, прославились среди диких и домашних животных. Волк, "побужден ых славой", пытался стать третьим их другом. Он рассказал собакам о своем знатном происхождении и "модные", которые изучал. А чтобы еще больше расположить к себе собак, напомнил, что он в чем-то похож на них - "голосом и волосом". И цитирует латинская пословица: "Бог ведет подобное к подобному".
Однако собаки не соглашаются на дружбу с Волком, хоть он и в чем-то подобный к ним, потому что сердце его "далече отстоит" . Объединяясь, люди должны быть честными, иметь единство сердец и единственный взгляд. У волка же - "лукавый взор", "косо" направлен на барашка.
В "силе" говорится, что дружбу может утвердить только "сердце, в мыслях согласное, и одинокая честность" (По А. Гасинец, Л. Короткой).
6. Практикум по теории литературы.
- Вспомните признаки басни как литературного жанра и определите особенности басен Г. Сковороды.
Докажите или опровергните мысль писателя о том, что басня и притча - это почти одно и то же, "мудрая игрушка", "разумная сила".
(Материал для учителя.
"Басни Харковскія" написаны прозой. Они состоят из двух частей: фабулы и "силы", то есть вывода, морали, которая в последних пятнадцати байках значительно преобладает по объему фабулу, превращаясь в большой философский трактат. В отдельных байках "сила" является синтезом тематически родственных пословиц и поговорок. Ссылается автор и на высказывания выдающихся мыслителей или тексты Библии.
В первых пятнадцати произведениях сборника "Басни Харьковския" мораль ("сила") выражена очень кратко - одним, двумя афористическими предложениями. Дидактическая часть следующих басен является развернутым рассуждением и составляет небольшой, но законченный философский трактат. По-разному дано и повествовательную часть: во первых - это маленький рассказ, в других - преимущественно короткий диалог. По давней традиции, Сковорода писал басни прозой. В их тексте немало авторских афоризмов, народных пословиц и поговорок. Действующими лицами выступают, как правило, животные, птицы, предметы, изредка люди.
(Справка. Басня - небольшой, в основном стихотворный поучительно - юмористический или сатирический произведение с аллегорическим содержанием, в котором человеческая жизнь воспроизводится или в образах животных, растений и вещей, или сведено к простым и условных отношений.
Основные признаки басни:
• изображение одного события из жизни главного героя;
• аллегоричность и назидательность;
• повествовательный способ изложения художественного материала;
• непродолжительное время действия;
• 2-3 основные действующие лица;
• краткость описаний и повествования о событиях и персонажах;
• своеобразная построение (повествовательная и поучительные части);
• грустная стихотворная (реже прозаическая) форма;
• малый объем.
Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в іноказальній, аллегорической форме, которая является родственной с басней. Но смысл притчи более значительный: она иллюстрирует важную идею, раскрывая проблемы морали, общечеловеческие законы. Притча является одним из средств выражения морально-философских рассуждений автора и отчасти используется с целью прямого наставления читателю в вопросах человеческого и общественного поведения).
7. Заключительное слово учителя с элементами рефлексии.
- Был август 1944 года. Оставалось еще восемь месяцев до завершения кровопролитной войны, которая безжалостно уничтожила десятки миллионов людей. Еще сотрясали Европу взрывы снарядов и грохот самолетов со смертоносным грузом, а в Западной Монголии свирепствовала страшная болезнь - чума. Один за другим умирали члены семьи старого чабана Бавуу. Безжалостная болезнь не жалели ни стариков, ни детей.
На помощь монголам отправляется экспедиция во главе с врачом-вирусологом Любовью Сергеевной Соболевой. Чтобы предотвратить распространение болезни, нужно сжечь все стойбище. Люди уже покинули его. И Любовь Сергеевна вдруг слышит слабый детский плач. Лихорадочно ищет ребенка среди умерших и находит. Это мальчик трех лет.
Живой! Но ведь вокруг свирепствует чума, и он не мог не заболеть. Кто-то из членов экспедиции выражает мнение оставить ребенка, ведь взять ее с собой - значит подвергнуть опасности всех участников экспедиции. И разве можно бросить беспомощного мальчишку на верную гибель? А что, если болезнь не затронула его?
Любовь Сергеевна дает приказ поставить дальше от лагеря две палатки - для себя и для мальчика. Нелегко было врачу ухаживать малого. Он пугался противочумной маски и плакал, не принимал пищи. Тогда женщина идет на риск - снимает маску. Мальчик видит ее приветливое и доброе лицо, быстро привыкает и уже на пятый день начинает выздоравливать.
Утром десятого дня знеможена Любовь Сергеевна, держа на руках мальчишки, подошла к противочумного лагеря. Ее ждал большой гурт чабанів. им она передала здорового ребенка. Тогда случилось необычное: старые чабаны стали на колени перед украинской женщиной, которая спасла монгольского мальчика.
Что же общего между женщиной-врачом и Сковородой, который жил двести лет назад? Любовь Сергеевна Соболева-Сковорода - потомок Григория Савича по линии брата Степана. Так через сотни лет відсвітився в потомках гуманизм сковородиновского рода. То, чему посвятил свою жизнь Сковорода, любовь Сковороды до людей передавались из поколения в поколение. Унаследовала это от своих славных предков и Любовь Сергеевна.
Жизнь Сковороды было образцом не только для его современников. Многому можем у него поучиться и мы. Так же такие его черты, как смелость мысли, несхитність идеалов, верность интересам простых людей, душевная щедрость, жажда знаний всегда побуждают человека к самосовершенствованию.
- Что же вы взяли для себя из жизни и творчества Григория Сковороды?
III. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Прокомментируйте слова Ивана Франко о том, что басни Г. Сковороды в "десять раз глубже и лучше рассказаны, чем Саадієві, написаны красивым, местами грациозной языке",(Саади (1213-1292) - великий персидский поэт).
Повторите изученное по разделу "Древняя украинская литература".