УРОК 18
Тема. Григорий Сковорода. Сборник "Сад божественных песен". Поэзии "Всякому городу - обычай и права", "De libertate".
Цель: ознакомить учащихся с поэтическим творчеством Г. Сковороды, проанализировать содержание стихов "Всякому городу - обычай и права" и "De libertate"; развивать навыки анализа стихотворений; воспитывать лучшие нравственные качества учащихся.
Оборудование: сборник Г. Сковороды "Сад божественных песен", иллюстрации к стихотворениям, раздаточный материал, фонозапис песни "Всякому городу - обычай и права".
...Куплю лист бумаги. И сделаю Маленькую книжечку. Крестами 1 узорами с цветами Кругом листочки обведу И списываю Сковороду...
Т. Шевченко
Ход урока
И. Актуализация опорных знаний.
1. Выразительное чтение учениками афоризмов Г. Сковороды наизусть.
2. Работа на карточках.
Отдельные учащиеся получают индивидуальные задания на карточках:
а) напишите, что вас особенно поразило в образе жизни Григория Сковороды. Чем, по вашему мнению, подобные судьбы Сковороды и Вышенского?
б) докажите или опровергните утверждение: "Сковорода жил так, как учил, и учил так, как жил";
в) охарактеризуйте философские взгляды Г. Сковороды, его христианские морально-этические идеалы (по произведению "Вступительные двери к христианской добронравности").
3. "Биографический диктант".
Учитель называет дату, а ученики, в ответ, - событие из жизни Григория Сковороды, связанный с этой датой.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель зачитывает цитату из статьи Н.И. Костомарова "Слово о Сковороде", напечатанный в журнале "Основа" (1861, кн. 7): "...во многих домах висят его портреты; всякий грамотный малороссиянин знает о нем; имя его известно очень многим из неграмотного народа; его путешествующую жизнь служит предметом рассказов и анекдотов; в некоторых местах потомки от родителей и дедов знают о местах, которые он посещал, где любил находиться, и указывают на них с почтением; приязнь Сковороды к некоторым из его современников составляет семейную гордость внуков; странствующие певцы усвоили его песни; на храмовом празднике, на торжище нередко можно встретить толпу народа, который окружает группу этих рапсодів и со слезами умиления слушает: "Всякому городу - обычай и права".
III. Сообщения темы на ожидаемых результатов урока.
1. Рассказ учителя.
- Григорий Сковорода был выдающимся поэтом своего времени. Стихи он писал всю жизнь. Активное поэтическое творчество Сковорода начал после возвращения из-за границы в Переяслав (1753 г.) из стихов, что были созданы в 1757-1785рр., поэт объединил в рукописной сборнике "Сад божественных песен" - здесь тридцать произведений. Кроме того, до нас дошло еще более двадцати оригинальных стихотворений (часть их написана на латинском языке) и переводов с разных литератур.
Почему Сковорода именно так назвал свой сборник стихов? Во-первых, по давней поэтической традиции (известные сборники того времени - "Сад страданій Христа..." или курс пиитики Митрофана Довгалевського "Hortus poeticus" ("Сад поэзии"), а если своих песен эпиграфы из Библии, по-своему переосмысливая библейские мотивы, Сковорода называет их "божественными".
Во-вторых, одним из любимых занятий Сковороды была музыка; он искусно играл на многих инструментах: скрипке, флейте, бандуре, гуслях, органе, создал духовные концерты, положил некоторые псалмы и ряд стихотворений на музыку (позже песни Сковороды были записаны из уст кобзарей, лирников).
Ведущими в сборнике "Сад божественных песен" есть мотивы прославления Христа, любви к нему и посвящения себя Господу (песни 1, 3, 17, 28, ЗО), преодоление страстей суетного мира, отвержение власти плоти над душой (2, 11, 29), свободы (9, 12), гармонии человека с собой и окружающим миром и т.д. Хотя Сковорода все свои стихи назвал песнями, но они не однотипные по особенностям изложения. Среди них есть собственно песни, оды, панегирики, канты, псалмы. Объединяет же все поэзии Сковороды бесспорна напевность, медитативность (роздумливість), философский характер - о высоком назначении человека на земле.
2. Выразительное чтение поэзии. "Всякому городу - обычай и права" и беседа по вопросам:
- Против кого направлен стихотворение Григория Сковороды и какие образы тогдашней жизни рисует поэт?
- Выделите в произведении строчки, в которых автор говорит:
а) образ жизни, интересы и стремления помещиков и купцов;
б) о толковании чиновниками законов с выгодой для себя;
в) о прислужников и подхалимов, которые стремились получить прибыльные должности;
г) о системе образования, которая наносила "студентам" больших мук.
- С помощью каких слов и художественных средств поэт выражал свое отношение к изображенным в стихотворении персонажей?
- О каких людей, по вашему мнению, поэт сказал, что у них "совесть, как чистый хрусталь"?
- Можно ли утверждать, что совесть и мудрость в этой поэзии не только противопоставлены богатству и знатности - их автор возносит над всем мелочным, обыденным, ничтожным? Почему вы так думаете?
- Рассмотрите строение произведения. Из скольких строк состоит каждая строфа? По какому принципу скомпонованы строки внутри строфы?
- Какие ритмические особенности стиха (количество слогов в строке, рифмы)? Можно ли определить стихотворный размер произведения?
(Материал для учителя.
"Песнь 10-я" - "Всякому городу нрав и права" является наивысшим достижением сковородинської поэзии, беспощадной сатирой на тогдашнюю действительность. В ней обрисована довольно колоритная картина социальных отношений на Украине во второй половине XVIII в. Эта песня утвердила за Сковородой славу поэта-обличителя, сатирика, каким он оставался до последних дней.
"Песнь 10-я" написана в селе Ковраї где в 1758-1759рр., когда автор находился в господском имении в роли учителя-слуги и пристально присматривался к жизни крестьян-крепостных, остро реагировал на жестокое обращение с ними.
Начинается стихотворение "Всякому городу нрав и права" в спокойном тоне, казалось бы, беспристрастной констатации. Автор подает свои философские размышления над вопросами о цели и смысле жизни, о человеческих вкусы и предпочтения, которые каждый понимает по-своему:
Всякому городу нрав и права;
Всякий имеет свой ум голова;
Всякому сердцу своя есть любовь;
Всякому горлу свой есть вкус каков.
А мне одна только в свете дума,
А мне одно только не йдет с ума.
В последних двух строках подано идеал поэта, человека честного, бескорыстного, которой свойственны порывы высшего порядка, ясность ум, чистая совесть. Вот почему эти строки подаются в первых трех строфах как рефрен, а в четвертой они несколько меняются, и уже прямо говорится о этот идеал:
Как бы умереть мне не без ума.
В стихотворении Сковорода кратко и остро рисует уродливые явления современной ему действительности, представляет широкие обобщения "нравов" разного дворянства, чиновничества, купечества, ростовщиков и сутяжников, что "негірестанно взыскивали грунта". Все это воплощено в убедительных, хотя и предельно сжатые мазках, в разных и точных социальных характеристиках:
Петр для чинов углы панскіи трет,
Федька-купец при аршине все лжет.
Тот строит дом свой на новый манер,
Тот все в процентах, пожалуй, поверь!
Тот непрестанно стягает грунта,
Сей инностранны заводит скота...
Сковорода остро корит и барский быт с пьяными оргиями в имениях и кабаках, с развратом, высмеивает продажно-крутійське судопроизводство, догматизм и схоластику тогдашней школы, науки, культуры:
То формируют на ловлю собак,
Сих шумит дом от гостей, как кабак,-
Строит на свой тон юриста права,
С диспут студенту трещит голова.
Тех безпокоит Венерин амур,
Всякому голову мучит свой дур...
В песне "Всякому городу нрав и права" пороки тогдашнего общества и сатирические типы предстают в живых, вполне реальных деталях, социальных явлениях, бытовых чертах. Изображенные здесь персонажи - это не безликие символы, маски, не просто пестрая жизненная мозаика, а типичные образы господ и підпанків, картежников и развратников, мошенников и воров. Перед нами цельная, обобщающая картина живой действительности, и этой цельности придают ей лицо поэта, его взгляд на вещи и людей, авторская позиция гуманиста-демократа. Это - один из лучших произведений украинской сатирически-юмористического стихотворство второй половины XVIII ст.
В песне "Всякому городу нрав и права" основное внимание уделено сокрушительному осмеянию и осуждению нравственных пороков тогдашней общественной жизни. Всем этим порокам мерзкого строя Сковорода противопоставил свой морально-этический идеал, идеал человека, у которого "совесть, как чистый хрусталь":
А мне одна только в свете дума,
Как бы умереть мне не без ума.
Поэтому не так уж и искусственно привязан к содержанию этой сатиры эпиграф из Библии: "Блажен муж, иже в премудрости умрет и иже в разуме своем поучается святыне".
Сатирическая песня "Всякому городу нрав и права" интересная, глубокая по своему конкретно-историческому содержанию, по своей композиции, по образно-поэтической системе. Поэтому не случайно она сразу была подхвачена народом, постоянно переделывалась, вошла в репертуар кобзарей и сохранилась в устном побутуванні вплоть до нашего времени. Ее популяризации способствовало и то, что в переработке Котляревского она вошла в "Наталки Полтавки".
Сковорода не просто изображает социальные пороки крепостнической системы, он сатирически разоблачает и отвергает весь тогдашний строй как античеловечный и аморальный. Такой ведущий мотив этой сатиры, что отражает две противоположные взгляды на мир и смысл жизни. Здесь каждый образ несет в себе большую смысловую нагрузку, за ним кроется целый комплекс тогдашних явлений и фактов. Это проявляется и в строфічній построении стиха, и в его размере, и в конструкции предложений, и в сатирических средствах изображения. Написана песня десятискладовим размером с цезурою после шестого состава. Однако поэт вносит в стихотворение элементы новаторства, применяя в нем исключительно мужские рифмы, тонизируя его и приближая к дактиля. Каждая строфа песни имеет шесть строк, из которых первые четыре дактилічні, а последние два - силабічні и звучат как ее антитеза, как рефрен. А с помощью метонімій поэт удачно выделяет нужные ему слова-понятия; этому способствуют также анафорические повторы в начале стихотворных строк, которые усиливают эмоциональное звучание произведения, способствуют его композиционной стройности и завершенности.
Для песни Сковороды характерна простота, народность стиля и языка, которые выходят далеко за пределы старокнижного поэтики. Начинается песня словами, которые напоминают старинные народные пословицы: "Что ни город, то норов", "Что ни голова, то ум". Вообще в произведении явственно проступает живая народная речь, особенно в лексике и фразеологии: "трещит голова", "юриста", "манер", "почвы", "Федька-купец", "в свете дума", "на ловлю собак", "все жереш", "чистый хрусталь", "всякому горлу", "ты не щадиш", "шумит дом..., как кабак" и др.
Говоря о песне "Всякому городу нрав и права", следует подчеркнуть, что она не была исключительным явлением в украинской литературе второй половины XVIII ст. Сковорода шел в общем русле сатирического стихосложения, в котором отдельные авторы иногда возвышались до широких социальных обобщений. Для примера можно назвать "Сатирический стих 1764 года" "Плач кіевских монахов" (1786), "Доказательства Хама Данилея Куксы потомственны", "Плач дворянина", "Песнь Пасталія" и др..
Мотивам осуждения господского произвола, критикой злоупотреблений и взятку водства чиновников сатирические стихи XVIII в. перекликаются с песней Сковороды.
Сатирический пафос стихотворения Сковороды "Всякому городу нрав и права" вызвал много литературных подражаний не только на Украине, но и за ее пределами. Некоторые поэты конца XVIII - начала XIX в. сознательно ориентировались на сковородинский стихотворение, дополняя его новыми строфами, в которых проводили злободневные для своего времени идеи). (По Ф.М. Полищуком).
3. Прослушивание фонозапису песни "Всякому городу - обычай и права".
4. Продолжение рассказа учителя.
- Из стихотворений, не вошедших в сборник "Сад божественных песен" особенно примечательным является "De libertate" ("О свободе" - лат.) В этой оде воспето волю как самое большое богатство человека.
5. Выразительное чтение стихотворения "De libertate" и беседа по вопросам:
- Раскройте содержание поэзии. Что, по мнению Сковороды, является наибольшей ценностью для человека? Почему поэт ставит свободу выше за золото?
- Кого и за что возвышает писатель в произведении?
- Выясните, с помощью каких художественных средств Сковорода выражает свои размышления и чувства.
- Какие особенности стихотворной формы этого произведения?
- Докажите, что по жанру "De libertate" - это ода.
(Справка. Ода (от гр. ode - песня) - стихотворение увлекательного характера в честь какого-либо лица или события).
(Материал для учителя.
По царскому указу 1783 года в Украине значительно усилилось крепостничество, и свободные крестьяне были отданы помещикам в пожизненное рабство. Свои размышления над судьбой угнетенного народа Сковорода выразил во многих произведениях, в том числе и в этом стихотворении.
В те времена нередко случалось, что свободных людей помещики самовольно приписывали в своих крепостных. Вот почему вполне естественными были опасения странствующего философа, выходца из крестьян, "вольности ... остаться".
В последних строках автор провозглашает славу Богдану Хмельницкому.
Сковорода увлекался историческим подвигом гетмана, знал о нем из книг и устных преданий, дум, песен и дал его деяниям такую же высокую оценку, как сам народ. Поэт остро осуждал колониальную политику самодержавия, в частности усиление крепостничества. Еще живы были в памяти народной тяжелые бои за освобождение от социального и национального угнетения польской шляхтой, а уж трудовому крестьянству царизм накинул на шею новое ярмо, еще труднее, лишая завоеванной вольности. Приказав разрушить Запорожскую Сечь, Екатерина II распорядилась даже именно "наименованіе Мочи и запорожских казаков отдать на вечное забвеніе". Так отблагодарила порфіроносна волчица украинскому казачеству за героизм, проявленный им в русско-турецкой войне, которая закончилась за год перед тем. Это, возможно, было одной из причин, побудивших поэта к написанию стихотворения "De libertate".
Вынесения славы гетману Украины, который боролся за свободу своего народа, независимость родного края в век жестокой реакции было выражением открытого протеста против царско-помещичьей произвола, проявлением высокой политической сознательности и гражданского мужества. (По А. Бандурой).
6. Упражнения в выразительном чтении стихотворений Сковороды.
7. Заключительное слово учителя.
- Григорий Сковорода условно был последним поэтом старой украинской литературы, что отразилось и на римско-ритмических особенностях его лирических произведений. Он стоит еще на позициях силабіки, но в части его стихов уже отчетливо проявляется и влияние силабо-тоники. Некоторые его произведения ритмичной строению близки к народнопесенных размеров, что найдет свое продолжение и утверждение в творчестве романтиков и Шевченко.
"Можно сказать, - заметил Франко, - это старый мех, налитый новым вином. Все в нем: приключения и образ жизни, нравы, язык, форма писания - все имеет тот двойственный характер, является мешаниной старой традиции с новым духом".
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание.
Выучите песню "Всякому городу - обычай и права". Дайте письменный ответ на вопрос: "Какие человеческие черты Сковорода ценит, а которые осуждает?" (за выученными стихами).
Подготовьте сообщение об истории литературной басни до Сковороды (опережающий задания отдельным ученикам).