УРОК 20
Тема. РРБ №ґ. Устное сочинение-размышление по творчеству Григория Сковороды. Подготовка к контрольному домашнему сочинению.
Цель: выявить уровень знаний учащихся о творчестве Г. Сковороды, учить устно связно излагать свои мысли; формировать умение анализировать и делать выводы; развивать творческие способности; воспитывать чувство гордости за славное прошлое украинского народа.
Оборудование: сборники произведений Г. Сковороды, иллюстрации к ним.
Ход работы
И. Сообщение темы и ожидаемых результатов урока.
1. Слово учителя.
- Творчество Г.С. Сковороды оказала большое влияние на дальнейшее развитие как украинской, так и мировой литературы, философии, духовной культуры. К его идеям обращаются учредители новой украинской литературы - писатели XIX века. (И. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко, Т. Шевченко, художники XX вв. (П. Тычина, М. Рыльский, В. Барка). И даже писатели эпохи постмодернизма, которые не склонны обращать внимание на авторитеты, не избегают апеллировать к мнению великого мыслителя. Взгляды Г. Сковороды сказались на творчестве русских писателей и философов (JI. Толстой, Ф. Достоевский, М. Булгаков). Философия украинского путешественника легла в основу философских построений выдающихся мыслителей XIX-XX вв. - П. Юркевича, Вл. Соловьева, М. Бердяева. Ее знал и высоко ценил Папа Римский Иоанн Павел II - образец человека духовной XX вв. Ею восхищается современный актуальный бразильский писатель Пабло Коэльо.
"В тысячелетней истории украинской литературы Григорий Сковорода занимает особое место. Он был великим писателем XVIII века; чьи "божественные песни", басни, диалоги, трактаты, притчи, письма завершают золотую эпоху украинского барокко, а может, и барокко литературу всей Европы. Кроме того, Сковорода - удивительно глубокий философ и богослов. Недаром его принято рассматривать либо как мисленника, что вторував "исконно восточнославянское тропу постижения реальности", или как основателя "философии сердца", или даже как "крупнейшего после первых отцов Церкви христианского философа мира".
Не боясь пересади, можно утверждать, что на сегодня Григорий Сковорода предстает настоящим символом украинской духовности" (Л. Ушкалов).
Сегодня вы имеете возможность проявить свои творческие способности, составив сочинение на тему: "Счастье в понимании Григория Сковороды".
Работа должна по объему соответствовать нормам, возбуждать не только собственные мысли, но и чувства, однако обязательно опираться на творчество известного украинского писателя и философа.
2. Эвристическая беседа.
- В каких произведениях Григория Сковороды раскрывается тема счастья?
- Как понимал понятие "счастье" писатель? Подтвердите свои рассуждения ссылками на тексты.
- Актуальны ли мысли Сковороды о счастье в наше время?
3. Чтение образца ученического произведения.
От поколения к поколению, из уст в уста, из книги в книгу передаются сказания о Григории Сковороде. Его жизнеописание составляли писатели, историки, философы, а отдельно от них из преданий и легенд создавала привлекательный образ богатейшее поэтическое воображение народа.
То, что оставил он нам в наследство, - это живительный, животворный источник, из которого черпают вдохновение еще десятки поколений. Григорий Саввич Сковорода до самой смерти был странствующим философом, дал редкий пример гармонии слова и дела, науки и жизни. Он учил, как жил, а жил, как учил. Этот выдающийся просветитель всего себя посвятил высокому и благородному делу духовного пробуждения украинского народа.
Счастье... А что такое счастье? Для одних - это богатство, карьера, а для других? По моему мнению, счастье зависит от личности, она его кует течение всей своей жизни. Немало художественных произведений и научных трактатов, которые по-разному объясняют, в чем счастье человека.
Украинский философ и просветитель Григорий Сковорода видел счастье в труде, единении с природой, в честном жизни, в душевном согласии с самим собой, в свободном и независимом государстве.
Выдающийся мыслитель развил идею "работы", то есть такой, которая соответствует склонностям и способностям человека. Именно в любимой труда видел писатель единственное средство достижения счастья. Когда человек работает по призванию, тогда она принесет больше пользы обществу, и такая родственная труд делает ее по-настоящему счастливой.
В своих баснях Сковорода показал труд как смысл жизни, как необходимую естественную потребность. Таким произведением является "Пчела и Шершень", где противопоставлены трудяги и бездельники. Шершни - паразиты, "что живут кражей чужого", а Пчела - это символ мудрого человека, который в врожденном деле трудится". В баснях "Две Курицы", "Орел и Сорока", "Кукушка и Дрозд" и во многих других Сковорода отмечал, что "наша работа - источник радости", и кто не любит своего труда, тот не может быть счастливым.
Кроме того, странствующий философ видел счастье еще и в честном жизни, в гармонии со всем, что окружает человека, в доброте. И только тот может быть счастливым, кто имеет совесть, как чистый хрусталь" ("Всякому городу - обычай и права").
Ища ответ на вопрос, в чем все-таки счастье человека, Сковорода в стихах "Счастье, а где ты живешь?", "Підіймись на небеса в версальский хоть бы сад" осветил не менее важные проблемы своего времени. Философ-просветитель считал, что смысл жизни не в имениях, славе, шумных балах, охоте, а в том, чтобы приносить пользу и радость другим.
О блаженная и святая - удел мой, бідносте,
О, счастлив, кто смог заприяднить тебя,
Не в старчачих сумках, бідносте, ты живешь,
В сердце чистом и справедливом
(Ода "Похвала бедности").
В философском произведении "Входные двери к христианской благотворительности" автор пишет, что счастье всегда и везде вместе с человеком, его только надо познать.
В песнях "В огород не пойду богатый", "Уже туча прошла", "Гей поля, поля зеленые" Г. Сковорода отмечал, что "приобрести мудрость жизни" можно лишь тогда, когда находишься в единении с окружающей средой. В них отразилась любовь поэта к природе и желание избежать городской суеты. Его идеал - сельская тишина дубравы, рощи, где он находит себе волю, спокойствие и неудержимый полет мысли.
Путешествуя страной, Сковорода везде видел страдания и неописуемые мучения крепостным крестьянам, поэтому он считал, что воля есть самая большая ценность в мире, большая, чем "злато".
Просветитель очень болел за свой народ и в поэзии "De libertate" высоко оценил национально-освободительную борьбу за свободу во главе с Хмельницким.
Общественный идеал Сковороды - это счастье всех людей, страна, где нет вражды и раздора, а царят мир, согласие, благополучие.
А покоя наш любимый!
Где тебя найти в наше время?
Ты всем нам прежаданий, в разные стороны раскинул нас
("О покоя наш любимый!").
"Всякий должен узнать свой народ и в народе себя", - писал Сковорода, не представляя себя вне отчим краем, без связи со своим народом. Отказавшись от личного счастья, идет просветитель в широкий мир с единственным желанием: открывать людям истину, учить правде жизни, объяснять его смысл.
На протяжении всей его подвижнической жизни мир ловил Григория Сковороду, но так и не поймал...
4. Самостоятельная работа учеников.
5. Устные ответы учащихся, их обсуждение и оценка.
II. Подведение итогов.
III. Домашнее задание.
Напишите контрольное сочинение на одну из предложенных тем.