Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
10 класс

Украинская драматургия и театр 70-90-х годов ХІХ века

 

Иван Франко

(1856-1916)

 

«Философия боли и жизнелюбия» (Дмитрий Павлычко)

 

В лирике Франко мощно развивалась не только гражданская лирика, но и интимная. Это подчеркнул Михаил Коцюбинский, анализируя сборник «Увядшие листья»: «Человек, какая бы она сильная не была, не может жить самой борьбой, самими гражданскими интересами. У Франка есть прекрасная вещь - лирическая драма «Увядшие листья». Это такие легкие, нежные стихи, с такой широкой гаммой чувств и пониманием души человеческой, что, читая их, не знаешь, кому отдать предпочтение: или поэту борьбы, или поэту-лірикові, певцу любви и настроений... Франко - лирик высокой пробы, и его лирические произведения часто просятся в музыку».

В предисловии к сборнику «Увядшие листья» (1896) автор отметил, что толчком к написанию лирики был дневник юноши, разочарованного безответной любовью. Однако Франко по-своему трансформировал единичные детали, признание и настроения влюбленного. Автор хотел, чтобы читатели воспринимали его поэзию не в «автобиографическом ключе», а как художественные творения, имеющие общечеловеческое значение. Поэт подчеркнул их «самостоятельное литературное значение». Хотя некоторые стихи не лишены автобиографических ноток, сборник переросла привычные автобиографические рамки и воспроизводит глубокий духовный мир злополучного влюбленного человека искренней, мечтательной и доброй.

 

 

Михаил Брянский. Портрет Елизаветы Дараган

 

Стремясь показать многогранность чувств героя, Франко использует сложную лирическую рассказ: лирического героя, лирического персонажа, собственно автора, а также применяет голоса нескольких «Я», которые заявляют о себе в душе персонажа. Важную роль играет проекция сознательного и подсознательного героя, отражение его внутренних «Я». Таким образом разворачивается романическая сюжетная линия, то есть картина истории любви, лирический роман, в котором монологи, несобственное прямая речь, поток сознания, голоса героев образуют лирическое повествование.

Композиция сборника. В сборник входят три «пучка», то есть циклы. Компонуя книгу, Франко опирался не на хронологический, а тематический принцип, чтобы полнее выразить свое видение картины мира и чувств влюбленного человека. Каждый цикл состоит из двадцати произведений, лишь первый из них завершается еще и «Эпилогом». Оригинально определил поэт жанр сборника - лирическая драма, подчеркивает драматический сюжет развертывания в душе разочарованного героя всех перипетий соревнований с самим собой, со своей любовью, а также с внешним миром. Это свидетельствует о том, что сборник написан в русле модернистской поэтики.

В центре лирического сюжета книги - романтический юноша, который жалуется на нерасположение к нему девушки, в которую влюбился, потому испытывает разочарований между горем и надеждой.

«Ой ты, девушка, из ореха зернышко». Любовь интересовало Франко как вечная человеческая тема. В сборнике «Увядшие листья» важная роль отводится образу женщины, которая вдохновляет героя на развитие творческого начала в жизни: «Ты найтайніший порыв то, что бурит кровь, поднимает грудь», «Ты тот самый пение, что во время вітхнення снится». Такие обращения к любимой способствуют живописанию лирического героя-екзистенціала, что размышляет над смыслом бытия, над особенностями своего духовного мира.

Значительную эстетическую функцию в стихотворении выполняет песенный параллелизм, лирическое повествование выстроено с риторических вопросов: «Ой ты, девушка, из ореха зернышко, / Почему твое сердечко - колючее терние? / Почему твои устоньки - тихая молитва / А твое слово остре, как бритва?» Стилистически нейтральные слова сердечко, слово в контексте произведения приобретают нового смыслового наполнения, ассоциируются не с очаровательной, но холодной девушкой, которой безразличны глубокие чувства лирического героя. При этом красота любимого изображается в русле фольклорной поэтики, а потому противопоставляется ее норовистій нрава, ее сердцу «колючей», как шпички тернии, словам острым, как бритва. Однако эти сравнения не свидетельствуют о тяжелом характере девушки. Просто она не любит юношу, который безумно любит ее, восхищается красотой глаз, которые «сияют тем очарованием, / Что зажигает сердце пожаром», именует милую «ясной зарей». Душевные переживания лирического героя изображаются через богатую образную палитру, а также контрастные субъективные оценки: «И почему твой смех - для меня затруднения, / Сердце смущает, как буря лютая? // Ой ти, дівчино, ясная звезда! / Ты мои радости, ты мое горе!» Художник характеризует лирического персонажа с помощью антонимов, сочетание нескольких значений слов, в результате чего поэтический образ звучит многоголосо. Прекрасным есть любовь, его истинная сущность, без постижения которой человек морально погибает. Это путь в мир истинных ценностей, в мир гармонии, к самому себе и любимой.

Рифмовки произведения соответствует принципу рифмовки в украинском фольклоре преобладают морфологические рифмы, то есть между собой рифмуются одинаковые части речи: очаровании - пожаром, зоря - горе и другие. Следовательно, музыкальное звучание строфы, игра тонов и полутонов сливаются в органическое единство, наполняя поэзию особым колоритом и создавая своеобразный сплав музыки и живописи, благодаря чему художественный образ становится зримым и очерченным. Стихотворение подчеркивают параллелизм («Ой ты, девушка, ясная звезда! / Ты мои радости, ты мое горе!»), а также лексические анафоры (« Ой ти, дівчино...»).

В стихотворении «Чего являешься мне?..» любовь воспроизведен как сложное явление культуры, в свете которого познается человек, его сокровенное «Я». Реальная, выдуманная и неразделенная любовь - это мир, в котором живет герой. Перед его глазами предстает привлекательный портрет любимой, таинственный духовный смысл ее внутреннего мира, представление героя о свой идеал.

 

 

Евгений Буковецкий. Женский портрет

 

По жанру стихотворение - лирический портрет, изображенный сквозь призму сна. Такие внушения обусловлены пылкой любовью лирического героя к девушке, которая не ответила ему взаимностью, и стремлением навсегда избавиться от образа виновницы его душевных страданий. Перед внутренним зрением персонажа предстают детали образа - глаза, уста. Эпитеты прекрасные, ясные, печальные глаза, немые уста, сравнения («словно колодца дно студеное») рисуют в прихотливом сплетении загадочный образ милой, изысканные чувства. Поэзия строится как монолог-исповедь героя, сквозь призму которого разворачивается лирический сюжет. Риторические вопросы к девушке звучат как непонимание: «упрек, какое страдание, Какое не исполненное желание / На них, словно зарево красное, / Занимается и снова тонет В тьме?» Гамма чувств и переживаний героя нарастает с новой силой: влюбленный не может выкарабкаться из потока эмоций, логически обосновать свои попытки избавиться от навязчивого образа, навсегда стереть его из сознания, ведь милая безразлична к миру его чувств. Лирическое повествование в третьей строфе контрастирует с двумя предыдущими: герой не только не может, но и не желает вырвать из сердца желанный образ, стремится, чтобы он жил в его сердце всегда, ласкал его несбыточные мечты: «О нет! / Являйся, лапушка, мне! Хоть во сне! В жизни мне весь век горевать - / Не жить». Лирический герой самоотверженно будет любить свою избранницу всегда.

В моделировании поэтической картины мира и воспроизведении гаммы чувств персонажа важную эстетическую функцию играют тропы. Поэт мастерски сочетает рима с анафорою, подчеркивая эмоциональную наснаженість произведения. Этой же цели подчиняются мужские рифмы с их заключительным наголошеним составом. Это одностопні строки из одной словоформы: песни - дни, а также из двух слов, которые мелодично сливаются в звуковую целостность: во сне, во тьме, о нет. Достигается это с помощью рифмовки последних слов строк с предыдущими: мне - во сне, немые - во тьме, одни гласные - песни, а также - внутренних рим: ясные - грустные, мне - хоть во сне. Мелодика стиха творится и с помощью ассонансов, аллитераций, звукопису, в частности 32 строки, объединенные рифмой ни, которая дает возможность высказанное героем то утверждать, то отрицать.

Межпредметные связи. Поэзии Франко перекликаются с «Дуїнянськими елегіями» Райнера Марии Рильке, стихами из сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, лирический герой которого, как и Франков персонаж, охваченный трагической безысходностью. Как и Бодлер («Танец змеи», «Волосы», «Хмурое небо», «Приглашение к путешествию»), Франко так же рисует образ любимого через выразительные детали. В поэзии «Волос» французский поэт описывает шевелюру любимого цвета вороньего крыла, которую называет «морем черного дерева». В своих воспоминаниях лирический герой Бодлера, опьяневший от любви, погружается в черный океан волос милой, испытывает счастье. У Франка предстает образ возлюбленной с точки зрения лирического героя, который замечает «румяное личико», «личико чудесное», «глаза-красітки», ее И глазами, как море, / Супокійне, світляне», как «колодец чистая И на перловім дни». Как и Бодлерівський герой, он ведет воображаемый разговор с «девушкой-зірничкою», обращается к ней, называя ее красавицей, «истинной любовью».

«Безграничное поле в снежном завою» по жанру - романс, мелодичный и экспрессивный. Хоть и гонимый судьбой, лирический герой Франко не может примириться с что неподеленным любовью, стремится «мира и свободы», хотя в его сердце «невыносимые боли», муки сердца, досадная разлука. Он обращается к лошади - символа рыцарской воли: «Неси меня, конь, по чистому полю, / Как вихрь, что тут гуляет, А чэнь, убегу я от страшной боли, / Что сердце мое разрывает». Этот мотив подчеркивает одиночество, печаль героя, который стремится убежать от себя и своего горя, таким образом вгамовуючи свои титанические страсти. Лирический герой не находит себе места в жизни. Однако его привлекает движение, бегство, другое пространство - пространство сердца, которое никак не может угомониться. Герой Франко - інтраверт, то есть психологический тип личности, погруженной во внутренний мир своих переживаний и размышлений, склонен замыкаться в себе, жить своими фантазиями.

Лирический герой обращается к возлюбленной, девушки-зари, которая разрушила «счастье собственного подклад». Через ипостась женщины - красавицы, целомудренной и гордой, ироничной и строгой, холодной и жестокой, разворачивается картина пути-страдания, поисков и развилки, в целом философия боли существования лирического героя сборника. Поэзии Франко построено в форме монолога лирического героя, среди них можно выделить три группы монологов: монологические размышления («Не надейся ничего»), монологи - повествования героя о себе и свои чувства («Я не надеюсь ничего»), монологи-обращения («За что, красавице, я так тебя люблю»).

Элегия «Развейтесь с ветром, листочки увядшие» - один из шедевров романсової лирики Франко. Произведение вносит новый аккорд в полифонию чувств влюбленного. Лирический герой несет в сердце «замерле любви», «незгоєні раны, неутешительные сожаления», которые уподобляет увядшими листьями, ветром развеются по миру. Это драма неразделенного любви, полна тихой печали, которая запечатлела на сердце рубцы, но герой готов испить свою горькую чашу жизни до дна: «Те сокровища лучшие души молодой / Растратив напрасно, без сознания, / Нищий одинокий, навстречу скорби / Пойду я печальными тропами». Образ одинокого юношу, что потерял любовь и стал нищим в судьбе, приобретает глубокого общечеловеческого содержания. Любимыми народными романсами стали стихи «Ой ти, дівчино...», «Чего являешься мне во сне», «Как услышишь ночью край своего окна...», положенные на музыку композиторами Анатолием Кос-Анатольским, Николаем Левицким, Яковом Лопатинским, Яковом Степным, Григорием Майбородой.

Для реализации своего художественного замысла в «Увядшем листе» Франко использует ряд жанровых разновидностей лирики: песня, романс, сонет, элегию, сюжетный лирический стих, стих-видение, портрет, философскую медитацию, в которых достигает лаконизма, строго-сфокусированной эмоциональной виразительности. До песен и романсов относим стихотворения «Зеленый явор, зеленый явор», «Ой ты, девушка, из ореха зернышко», «Красная калина, чего в лугу гнешься?», «Ой ты, дубочках кудрявый», «Ой сожаления мой, сожаления», «Отсе тая тропинка» и другие. Они написаны в русле поэтики народных песен. Поэтому лирические сюжеты восходят к глубокой древности, языческого міфомислення, упоминаний о поклонении наших предков Ладе - богине мировой гармонии, Великой Матери всего сущего, плодородия, любви и брака, Купайловому - богу молодости, брака и красоты, другим богам восточных славян. Таким образом появляются міфопоетичні образы-символы матери-земли, калины, голубки, судьбы и т.д.