Украинская драматургия и театр 70-90-х годов ХІХ века
Иван Франко
(1856-1916)
«Кто смел сказать, что не богиня ты?» (Иван Франко)
Настоящим шедевром является сонет «Сикстинская Мадонна» (1881), вызван размышлениями Франко над одноименной картиной Рафаэля «Сикстинская Мадонна» (1516), на которой соединено божественное и земное начала, лик Богородицы с образом босоногой женщины. Внутреннее движение этого женского образа подчеркивается тревожными тенями складок одежды, клубоченням облаков под ногами Мадонны, ее задумчивым взглядом, способностью моментально спуститься на землю и в то же время оставаться недоступной.
Эта многомерность и динамика Рафаелевого образа Мадонны проливает свет и на художественную картину сонета Франко, овеянного высоким шиллерівським духом: верой в победу красоты, неотделимой для поэта от добра, а значит, божественного начала. Перед высоким искусством эпохи Возрождения поэт низко склоняет голову. Он удивляется нетленной, неземной красоте Мадонны: «Кто смел сказать, что не богиня ты?» Эти слова Франко впоследствии послужили эпиграф к сонету «Сикстинская Мадонна» Максима Рыльского. Франко привлекает общечеловеческий смысл образа матери, которая в самоотверженной любви к сыну и самопожертвованию возвышается до Мадонны: «Да, ты богиня! Мать, райская роже, А глянь на меня со своей высоты! / Видишь, я, что в небесах не мог найти / Богов, перед тобой тоже клонюсь».
Николай Стороженко. Иллюстрация к сонету «Сикстинская мадонна» Ивана Франко
Сложным является образ лирического героя, сочетающий звучание голосов поэта, который отмежевывается от круга «безбожников» риторической фигурой («Где тот безбожник, что без сердца дрожи / В твое небесное лицо глянут может, / Наткнутий блеском твои красоты?»), и лирического «Я», что отражает внутренний мир героя, его сознание. Увлечение, любовь, а одновременно и сомнение, удивление: «Ты» - «Мадонна», «богиня», «райская роза», «красота», смысловую наполненность и многозначность образа героя передают лексемы «боги», «духи», «высота», «небо», « небеса», « лик небесный», «мать», «Мадонна».
До Мадонны лирический герой обращается доверительно, утвердительно выкрикивая («Да, ты богиня! Мать, райская роже...»), несумніваючись в божественности Мадонны. Душа героя раскрывается, освещается, он признается в своих колебаниях, неверии, даже отрицании загробной жизни, существовании фантастических существ, духов («Я, что в небесах не мог найти богов...», « О боге, духах мож ся сумнівати / И небо и ад сказкой считать...»). Шатание и поиск идеала лирического «Я» выразительна прямыми и косвенными возражениями-утверждениями, которые составляют композицию сонета.
В утверждении красоты и духовности Мадонны лирический субъект прибегает к крайностям, отвергая всех богов и гиперболизируя одну богиню - Сикстинскую Мадонну: «И время придет, когда весь мир покинет / Богов и духов, лишь тебя, богиня, / Чтить будет вечно - здесь, на полотне».
Сонет строится с помощью тезисов и антитез: в первой строфе «Ты - не богиня», во второй «Ты - богиня», синтез выразительна в двух терцетах, в которых напряжение достигает своей вершины. Так же сквозной в лирическом речи является оппозиция между божественным и земным, что помогает раскрыть мир мыслей и чувств героя. Образ богини в художественном мире сонета определяется от авторского заголовка до последней строфы, изображается мікрообразами, которые подчеркивают ореол, нимб, сияние Богоматери, ее земную и небесную сущность. Земная ипостась богини, ее красота раскрывается через образ матери, которая цветет и отцветает в соответствии с неумолимым законом жизни и смерти, ведь бытие человека является кратковременным. Зато Мадонна-мать живет вечно. Однако расцвела рожа подчеркивает «блеск... красоты» и земной матери, и небесной богини. Именно перед красотой женщины и Богоматери склоняет голову в любви и почете лирический герой: «Перед тобой тоже клонюсь». В последнем терцеті важным является утверждение о вечности образа Богоматери, который нарисован «на полотне». Так олюднюється образ Мадонны, перенесенный в измерение искусства, своими шедеврами утверждает красоту, духовный мир человека. В сонете Франко «Сикстинская мадонна» женщина-мадонна олицетворяет красоту искусства, творческое вдохновение, музу.
Образ женщины в сонете Франко многогранен, он ассоциируется с архетипом матери - символом космической и земной жизни, хранительницей плодородия, смерти и воскресения. Через символ вечного обновления ее образ вырастает до образа матери-девы, чистой и непорочной красоты. Одновременно сонет отражает феминистические взгляды Франко, лаконично высказанные автором «Фауста»: «Вечно женское возносит нас вверх». Жанровые традиции сонетної формы Франко продолжили в украинской лирике Максим Рыльский, Николай Зеров, Юрий Клен, Богдан-Игорь Антоныч, Евгений Маланюк, Андрей Малышко, Дмитрий Павлычко.