Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XIV - НАЧАЛА XX ВЕКА

Нечуй-Левицкий Иван Семенович (1838-1918)

 

Иван Семенович Левицкий (литературный псевдоним Нечуй) родился 25 ноября 1838 г. в Стеблеве, в семье сельского священника. Отец его был образованным человеком прогрессивных взглядов, имел большую домашнюю библиотеку и на собственные средства устроил школу для крестьян, в которой его сын и научился читать и писать.

С Детства И. Левицкий познакомился с историей Украины из книг в отцовской библиотеке. На седьмом году жизни парня отдали в науку к дяде, который преподавал в духовном училище при Богуславском монастыри. Там освоил латинский, греческий и церковнославянский языки. Несмотря на строгую дисциплину, наказания и схоластические методы преподавания, Левицкий учился успешно и после училища в чотирнадцятилітньому возрасте поступил в Киевской духовной семинарии, где учился с 1853 по 1859 гг.

В семинарии увлекался произведениями Т. Шевченко, О. Пушкина и М. Гоголя. Окончив семинарию, И. Левицкий год болел, а потом некоторое время работал в Богуславском духовном училище преподавателем церковнославянского языка, арифметики и географии. 1861 г. Левицкий вступает в Киевской духовной академии. Не довольствуясь уровнем образования в академии, совершенствует свои знания самостоятельно: изучает французский и немецкий языки, читает произведения украинской и русской классики, европейских писателей Данте, Сервантеса, Лесажа и др., интересуется произведениями прогрессивных философов того времени.

1865 p. И. Левицкий заканчивает академию со званием магистра, но отказывается от духовной карьеры и преподает русский язык, литературу, историю и географию в Полтавской духовной семинарии (1865-1866), в гимназиях Калиша (1866-1867) и Седлеця (1867-1872). Одновременно с педагогической деятельностью И. Левицкий начинает писать. В 1860-х годах он написал комедию «Жизнь пропил, судьбу проспал» и повесть «Наемник Яриш Джеря».

Работая в Полтавской семинарии, он в 1865 г. создает повесть «Две московки». Впоследствии появились рассказы «Панас Круть» и большая статья «Мировоззрение украинского народа в примере сьогочасності», увидевшие свет в львовском журнале «Правда», поскольку через Валуевский циркуляр 1863 г. украинская литература на Приднепровье была под запретом.

С 1873 p. И. Левицкий работает в Кишиневской мужской гимназии преподавателем русского словесности, где возглавляет кружок прогрессивно настроенных учителей, которые на тайных собраниях обсуждали острые национальные и социальные проблемы. В то время И. Левицкий, который пропагандировал в Кишиневе украинскую литературу, попал под тайный надзор жандармерии. 1874 г. вышел в свет роман «Облака», а в следующем году - драматические произведения «Маруся Богуславка», «На Кожемяках» и рассказы «Благословите бабе Палажці скоропостижно умереть».

Позже писатель создает такие шедевры украинской литературы, как «Микола Джеря» (1878), «Кайдашева семья» (1879), «Бурлачка» (1880), «Старосветские батюшки и матушки» (1884). 1885 p. И. Нечуй - Левицкий уходит в отставку и перебирается в Киева, где посвящает себя исключительно литературному труду. В Киеве он написал рассказ «Пропащие» (1888) и «Афонский проходимец» (1890), сказку «Обиженные» (1892), повесть «Между порогами» (1893).

В начале века писатель обращается к малым формам прозы, пишет в основном статьи, очерки, в частности статьи «Сорок пятую годовщину смерти Тараса Шевченко» (1906) и «Украинская поэзия». К концу жизни И. Левицкий жил почти в нищете, в маленькой квартире на Пушкинской улице, только летом выезжал к родственникам в деревню или в Белую Церковь. До последних сил работал, чтобы завершить литературные произведения. Последние дни провел на Дегтярівці, в так называемом «госпитале для одиноких людей», где и умер без ухода 1918 г. Похоронен на Байковом кладбище.

В отличие от своих предшественников - Квитки-Основьяненко и Марка Вовчка, он подробнее разрабатывал характеры, полнее освещал социальный быт, показывал своих героев в острых столкновениях с социальными условиями. В пореформенный время усложнялись общественные отношения, возникали новые конфликты между основными слоями населения. Развитие капитализма, пролетаризація крестьянства, которое заполняло города, обусловили появление нового типа спролетаризованого крестьянина и новые общественные условия его жизни в городе. Одно слово, новые условия требовали появления новых видов и жанров, которые бы могли глубже и достеменніше охватить всю сложность и многообразие проявлений тогдашней жизни.

Ивана Нечуя-Левицкого позвали к писательского труда муза Шевченко, романы Тургенева, повести Гоголя и статьи Писарева. Особенно поэзия Шевченко, с которой он впервые познакомился в журнале «Основа» 1861 г. и для которого впервые начал писать рассказы. Но журнал вскоре перестал выходить, и его замысел остался неосуществленным. В этом невыданному рассказе он устами своего героя заявил: «Буду писать стихи, состав стихами книгу, такую, как «Екатерина»... Напишу про деда Хтодося о... несчастных, прибитых судьбой... О них! О них!» Это была программа, над которой он работал всю свою жизнь.

Например: «Широкой долиной между двумя рядами развесистых гор тихо течет по Васильковщине небольшая речка Раставица. Среди долины зеленеют роскошные густые и высокие ивы, там вроде утонуло в ивах село Вербовка. Между ивами очень определенно ясно блестит против солнца высокая белая церковь с тремя куполами, а возле нее небольшая колокольня как будто запуталась в зеленом ветвях старых груш...» В этом отрывке из повести И. Нечуя-Левицкого «Николай Джеря», помимо стилистически нейтральной лексики, имеются такие художественные тропы: метафоры, сравнения, семантически окрашенное слово, что свидетельствует о невозможность разделения поэтического языка в художественном произведении на стилистически нейтральную и стилистически окрашенную лексику (стилистически маркированную).

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

И. Нечуй-Левицкий вошел в историю украинской литературы как выдающийся мастер художественной прозы. Создав ряд высокохудожественных социально-бытовых рассказов и повестей, отразив в них тяжелая жизнь украинского народа второй половины XIX в., показав жизнь крестьянства и работников, нищетой гонимых из родных жилищ на фабрики и рыбные промыслы, И. Нечуй-Левицкий ввел в украинскую литературу новые темы и мотивы, изобразил их яркими художественными средствами.

СЛОВАРЬ

Номинативная лексика - слова, употребленные в прямом смысле. Стилистически нейтральная лексика составляет основу художественного произведения, служит средством точной пере дач И событий И поступков персонажей.

Словарь

В художественном вещании просторечные слова используются для описания определенной местности, этнографических описаний, характеристики персонажей - представителей разных слоев населения.

 

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

За полвека творческой деятельности И. Нечуй-Левицкий написал более пятидесяти высокохудожественных романов, повестей, рассказов, пьес, сказок, очерков, юморесок, литературно-критических статей.

 

Общественно-политические взгляды и эстетические вкусы Нечуя-Левицкого формировались в 1860-1870-х годах, в условиях жестокой реакции и национального угнетения, когда действовал Валуевский циркуляр о запрете украинского слова. Вместе с тем в те времена интенсивно развивался капитализм, возникали новые общественно-экономические отношения и противоречия.

Реформа 1861 p., формально отменив крепостное право, не облегчила жизнь крестьянства, которое страдало от арендаторов, промышленников, посесорів. Чтобы прокормить семьи, тысячи людей путешествуют по россии в поисках заработков, везде сталкиваясь с произволом чиновников и промышленников, новой буржуазии, которая, так равно как и помещики, угнетала народ. В годы учебы в духовной семинарии И. Нечуй-Левицкий в полемиках со студентами производил свои устойчивые национальные взгляды на развитие украинской нации и культуры.

Царское правительство устами Валуева провозгласил, что «никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может». Проводились широкие мероприятия по русификации населения, запрета книг и обучение на родном языке, запрещалась деятельность украинских культурных обществ. Нечуй-Левицкий, не имея возможности печатать свои произведения на украинском языке на Приднепровье, воспользовавшись помощью П. Кулиша, публикует в львовском журнале «Правда» статью «Настоящее литературное направление» (1878), в которой остро выступил против шовинистической политики российского правительства и некоторых русских писателей.

Позже, в 1891 p., в статье «Украинство на литературных позвах с Московщиной» он с еще большей остротой выразил протест против угнетения украинского народа царизмом. Эстетические взгляды И. Нечуя-Левицкого, кроме произведений изящной словесности, формировались под ощутимым влиянием народной творчества. И. Франко считал писателя самым выразительным представителем реалистической школы. В статье «Настоящее литературное направление» основными принципами украинской литературы Нечуй-Левицкий провозглашает «реальность, народность и национальность ».

Как реалист, Нечуй-Левицкий ориентировался на осмысление высоких жизненных идеалов и красоты жизни. Он выступал против натурализма, требовал не копировать, а обобщать явления жизни, вдохновлять их художественной правдой. Писатель ориентировался на своего учителя Т. Шевченко, который, положив в основу своего творчества народную песню, «сумел повести народный эпос в искренне народном духе». Свои взгляды на народное творчество Нечуй-Левицкий изложил в труде «Мировоззрение украинского народа от древности до современности» (1868), которая и сейчас является полезным исследованиям в области украинской мифологии. В ней писатель анализирует предания, поговорки, стихи, в которых отражены социальные конфликты и противоречия в гуще украинского народа.

Образцом просторічної лексики является язык богомільного Емелю, персонажа повести «Кайдашева семья» И. Нечуя-Левицкого: «Врешь. Я не пропивал денег. Вот тут деньги, и тебе не дам, - сказал Кайдаш, ударив рукой вместо кармана по лежанке. - Шиш возьмешь, а не деньги».

Хорошо зная закулисные стороны церковной жизни, он остро критикует в этом труде проявления отступления от христианской морали и благочестия в среде священнослужителей.

Его повести «Прицепа», «Гориславська ночь», «Две московки», «Облака», как вспоминал И. Франко, «читала вся Малая Русь с большой вподобою». А повести «Кайдашева семья» и «Николай Джеря» и сейчас остаются среди лучших произведений украинской литературы.

«Украинская жизнь, - писал Нечуй-Левицкий, - то непочатый рудник, лежит где-то под землей, хоть за его уже брались и такие высокие таланты, как Шевченко; то бесконечный материал, только еще ждет рабочих, целых школ рабочих на литературном поле». Расцвет творчества писателя приходится на вторую половину 1870-х - начало 1880-х годов, когда вышли его рассказы из народной жизни «Николай Джеря», «Бурлачка», «Кайдашева семья», «нельзя бабе Параске вдержатись на селе», «Благословите бабе Палажці скоропостижно умереть». В этих настоящих литературных жемчужинах писатель проявил большое мастерство в изображении народных характеров.

Все это вместе ставит произведения украинского прозаика в один ряд с произведениями лучших тогдашних российских и западноевропейских писателей и выводит украинское писательство за пределы побутовізму и етнографізму прошлой, дошевченківської суток.

Одной из удельных рис творческого стиля писателя является его тонкий юмор в так называемых антиклерикальных произведениях. В них, особенно в «Афонском пройдисвіті», он обнаруживает близость своих взглядов к гоголевских, к эстетике украинской басни Григория Сковороды и Евгения Гребенки. Его смех и сатира обусловлены жизненными конфликтами и никогда не имели целью оскорбление достоинства человека, а наоборот, вселяли оптимизм и надежду на лучшее жизни.

«Кайдашева семья». В центре внимания автора - повседневный уклад жизни крестьянской семьи, в котором на первый план выдвигаются бытовые ссоры, вызванные отсутствием стремления понять друг друга. Духовная разобщенность - вот то бедствие, которое отравляет каждый день жизни и родителей, и их сыновей и невесток.

Именно такой ракурс авторского видения определял особенности создания персонажей, образов членов семьи Кайдаша. Поскольку и родители, и дети показаны уже сформировавшимися личностями, писатель акцентирует внимание на основных чертах их характеров, проявляющихся в конкретных жизненных ситуациях.

Типичным представителем старшего поколения украинского крестьянства первых пореформених лет выступает Емеля Кайдаш. Ему пришлось испытать немало бед еще за барщины, изнурительный труд на протяжении всей жизни наложило неисправимый отпечаток на его внешность. Хоть в поле в это время еще не было спешной работы, Емеля не сидел без дела, а мастерил в сарае.

Однако писатель увидел и другую сторону жизнь Кайдаша: от семейных хлопот и забот он пытается найти забвение в рюмке. Автор сопоставляет его", попытки придерживаться поста «в святую пятницу» и систематическое нарушение этических норм. Постоянное заглядывание в корчмы приводит Емелю к алкогольных грез, а в итоге и к смерти. Весь возраст крестьянин верил, что соблюдение поста спасет его от утопления, а получилось как раз так, что, возвращаясь пьяным домой, он утонул в реке.

Хотя в повести говорится о женитьбе обоих сыновей старого Кайдаша, о смерти Емелю, писатель только вспоминает об этих события. Как видим, он совсем обходит такие благодарные для его предшественников моменты из крестьянской жизни, принципиально не интересуется его этнографической стороной.

ЗАПОМНИ

Своеобразной чертой стиля Нечуя-Левицкого является тонкое сочетание реалистической конкретности описаний, большой внимание к деталям портретов и личностных характеристик, быта, обстоятельств труда, особенностей речи и поведения персонажей с живописной образностью, эмоциональностью, тяготением к ярким эпитетам.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главным для Нечуя-Левицкого есть показ конкретных обыденных ситуаций, в которых оказывается змізерніння человеческой души, обусловленное постоянной зависимостью крестьянства от материальных лишений.