ЛИТЕРАТУРА XIV - НАЧАЛА XX ВЕКА
Федькович
Юрий (1834-1888)
Юрий Федькович (полное имя - Осип
Доминик Гординский где Федькович; имя Юрий писатель убрал в зрелом возрасте)
родился 8 августа 1834 г. в с. Сторонец-Путилов (теперь пгт Путила
Черновицкой обл.). Отец его - спольщений шляхтич - занимал на время рождения
сына и позже незначительные правительственные должности. Мать происходила из семьи украинского
священника, однако в быту придерживалась крестьянских обычаев - эту черту перенял
от нее и будущий писатель.
В 1846-1848 гг. Федькович учится
в нижней реальной школе в Черновцах. Обстоятельное и дополненное впоследствии знания языка,
которое вынес Федькович из школы, стало предпосылкой его немецкоязычной творчества,
начавшаяся в годы заробитчанских странствий юношу по Северной Молдавии и
Румынии.
Первыми печатными произведениями
Федьковича были немецкая баллада и романтическое повествование «Der Renegat» (1859, следы баллады, опубликованной отдельно, утеряно).
Творчество на немецком языке писатель
не прекращал до конца жизни, издав два сборника стихотворений («Gedichte», 1865; «Am Tscheremusch. Gedichte eines Uzulen», 1882) и
напечатав ряд стихотворений в журналах. Несколько произведений, в том числе немецкий
перевод трагедии «Довбуш», остались в рукописях.
С ноября 1852 г. до февраля 1863
г. Федькович находится на службе в цесарской армии. Представители молодой
западноукраинской интеллигенции поощрили офицера австрийской армии начать
писать также на родном языке. Первые украинские стихи Федьковича были опубликованы
в брошюре А. Кобылянского «Slovo па slovo do redaktora «Slova» (1861) и
восторженно восприняты читателями. Брошюра была направлена против «москвофильской»
ориентации редактируемой Бы. Дідицьким газеты «Слово».
Еще находясь в армии, Федькович
сближается с рядовыми солдатами, поет с ними народных песен и сам выступает
в роли составителя «песен». С этими напівфольклорними, напівлітературними
произведениями связан его первый украинский стихотворение «Ночлег» («Звезды по небесном
граде»), составленный, вероятно, в мае 1859 г. во время похода полка в Италию.
В 1863 г. во львовском еженедельнике
«Вечерниці» (идея его основания принадлежала Федьковичу) помещены первые его
украинские рассказы - «Люба-пагуба», «Сердце не научить», «Штефан Славич».
Творчество характеризует Федьковича
круг сквозных тем и мотивов: красота гуцульских обычаев изображенная им в
многих стихотворениях и большинства рассказов, в драмах «Рулевой» и «Сватанье на
гостинцы»; тяготы жовнірського жизни представлены в ряде лирических произведений первых
лет, в поэмах «Новобранчик» (1862) и «Дезертир» (1867), в рассказах «Три как
родные братья», «Штефан Славич»; мотив дезертирства воплощено в трех поэтических
произведениях одного названия «Дезертир». Мотив этот, представленный как романтическая идея
бегства от казенного, официального мира, существующий также в других произведениях
писателя. Постоянной для творчества Федьковича была тема опришковщины. Немало
произведений посвящено разработке темы любви как «люби-пагубе», ситуации выбора
общественной роли героем и т.д.
За исключением непродолжительного пребывания
во Львове, Федькович с 1863 до 1876 г. жил преимущественно в Сторонке-Путилові, был
несколько лет школьным инспектором Вижницкого округа. Он вынашивает планы
преподавание в школах на народном языке, выдает «Песенник для хозяйственных детишек»
(1869), где вмещает немало своих произведений для детей, составляет «Букварь» (не
напечатан). Как педагог Федькович отстаивал связь школы с жизнью,
хозяйственной деятельностью, критиковал засилье церковной схоластики.
В 1860-х гг. Федькович активно
выступает на страницах галицкой прессы с художественными произведениями (стихи, поэмы,
рассказы и драмы), делает попытки расширения их тематики, развития
поэтики, что, однако, не всегда находило понимание и поддержку.
1876 г. Ю. Федькович завершает
поэтический цикл «Дикие думы», что представляет собой своеобразный итоговый обзор
художественных идей и мотивов его поэзии. Началом того же года датированы «Повести
Юрия Федьковича» - книга, изданная мерами М. Драгоманова в Киеве и составлена с
рассказов, что до тех пор печатались в периодике. Однако писатель на то время уже
потерял интерес к прозе, преимущественные усилия сосредоточив на писании драматических
произведений.
Первым драматическим произведением Федьковича
была шутка в одном действии «Так вам надо!». Позже (1884) Федькович расширил пьесу
до трех действий.
В так называемый львовский период
деятельности Федькович осуществил ряд переводов и переделок иностранных пьес
авторов. Наиболее творческим подходом отмечается переработка комедии немецкого
драматурга Е. Раупаха, получившей название «Запечатанный дворник» (при жизни автора
не печаталась; в советское время с успехом ставится на сцене Черновицкого
музыкально-драматического театра им. О. Кобылянской). С немецкого языка Федьковичем
переведено драму Г. Готшаля «Мазепа». Одним из первых среди украинских
писателей Федькович обратился к наследию Шекспира, травестувавши его
комедию «Укрощение строптивой» в «фрашку» «Как козам рога исправляют» (1872),
а также переложив трагедии «Макбет» и «Гамлет».
По сведениям биографов, Федькович,
кроме перевода «Мазепы», написал оригинальный драматическое произведение под таким же
названием (до сих пор не известен), а также вынашивал планы написать трагедии «Гонта» и
«Кара Діорді» (Кара Дьордій - деятель сербского национально-освободительного движения).
Однако писателю не удалось полностью реализовать свои творческие замыслы.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Фольклорные интерес Федькович
пронес через всю жизнь, став великим знатоком, собирателем и популяризатором как
поэтических (песни, частушки), так и прозаических (сказки, анекдоты, присказки)
произведений.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Федькович уделял драматургии
значительные творческие усилия начиная с 1865 г. Драматический род литературы писатель
считал самым главным - как в проявлении способностей автора, так и в характеристике
самой литературы, относя драму до поры ее расцвета.
ЗАПОМНИ
Основные произведения: «Прицепа»,
«Гориславська ночь», «Две московки», «Облака», «Николай Джеря», «Кайдашева семья»,
«Бурлачка», «Старосветские батюшки и матушки», «Панас Круть», рассказы
«Отпетые», «Афонский проходимец», сказка «Обиженные», повесть «Между
порогами».
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
В бытовых типах видим лица с
такими характерными признаками, которые дают их познать как представителей определенных
национальных, общественных или общественных кругов. Бытовые типы в каждом
национальном писательстве создают целые галереи; каждая эпоха литературы имеет типичных
представителей своего
времени в романе, повести и новелле, в эпической и драматической поэзии. Так,
например, широко закроєні и обрисовані типы украинца-интеллигента
1860-х гг. И дал. Левицкий в своей повести «Облака» в лицах Дашковича и
молодого Радюка.
В Черновцах, куда после смерти
отца переехал жить Федькович, углубляется уединение писателя. Он
отходит от любой литературной работы, дает волю древнем заинтересованности
астрологией. 1884 г. буковинская интеллигенция делает попытки обратить
писателя в литературной и общественной жизни. С января 1885 г. Федькович
как редактор подписывает новую газету «Буковина», где печатает несколько новых
своих произведений. В следующем году местная общественность отметила 25-летний юбилей
литературной деятельности Федьковича, что стало определенным поощрением его к
дальнейшей работы.
Умер писатель 11 января 1888 г.