Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XIV - НАЧАЛА XX ВЕКА

Федькович Юрий (1834-1888)

 

Юрий Федькович (полное имя - Осип Доминик Гординский где Федькович; имя Юрий писатель убрал в зрелом возрасте) родился 8 августа 1834 г. в с. Сторонец-Путилов (теперь пгт Путила Черновицкой обл.). Отец его - спольщений шляхтич - занимал на время рождения сына и позже незначительные правительственные должности. Мать происходила из семьи украинского священника, однако в быту придерживалась крестьянских обычаев - эту черту перенял от нее и будущий писатель.

В 1846-1848 гг. Федькович учится в нижней реальной школе в Черновцах. Обстоятельное и дополненное впоследствии знания языка, которое вынес Федькович из школы, стало предпосылкой его немецкоязычной творчества, начавшаяся в годы заробитчанских странствий юношу по Северной Молдавии и Румынии.

Первыми печатными произведениями Федьковича были немецкая баллада и романтическое повествование «Der Renegat» (1859, следы баллады, опубликованной отдельно, утеряно).

Творчество на немецком языке писатель не прекращал до конца жизни, издав два сборника стихотворений Gedichte», 1865; «Am Tscheremusch. Gedichte eines Uzulen», 1882) и напечатав ряд стихотворений в журналах. Несколько произведений, в том числе немецкий перевод трагедии «Довбуш», остались в рукописях.

С ноября 1852 г. до февраля 1863 г. Федькович находится на службе в цесарской армии. Представители молодой западноукраинской интеллигенции поощрили офицера австрийской армии начать писать также на родном языке. Первые украинские стихи Федьковича были опубликованы в брошюре А. Кобылянского «Slovo па slovo do redaktora «Slova» (1861) и восторженно восприняты читателями. Брошюра была направлена против «москвофильской» ориентации редактируемой Бы. Дідицьким газеты «Слово».

Еще находясь в армии, Федькович сближается с рядовыми солдатами, поет с ними народных песен и сам выступает в роли составителя «песен». С этими напівфольклорними, напівлітературними произведениями связан его первый украинский стихотворение «Ночлег» («Звезды по небесном граде»), составленный, вероятно, в мае 1859 г. во время похода полка в Италию.

В 1863 г. во львовском еженедельнике «Вечерниці» (идея его основания принадлежала Федьковичу) помещены первые его украинские рассказы - «Люба-пагуба», «Сердце не научить», «Штефан Славич».

Творчество характеризует Федьковича круг сквозных тем и мотивов: красота гуцульских обычаев изображенная им в многих стихотворениях и большинства рассказов, в драмах «Рулевой» и «Сватанье на гостинцы»; тяготы жовнірського жизни представлены в ряде лирических произведений первых лет, в поэмах «Новобранчик» (1862) и «Дезертир» (1867), в рассказах «Три как родные братья», «Штефан Славич»; мотив дезертирства воплощено в трех поэтических произведениях одного названия «Дезертир». Мотив этот, представленный как романтическая идея бегства от казенного, официального мира, существующий также в других произведениях писателя. Постоянной для творчества Федьковича была тема опришковщины. Немало произведений посвящено разработке темы любви как «люби-пагубе», ситуации выбора общественной роли героем и т.д.

За исключением непродолжительного пребывания во Львове, Федькович с 1863 до 1876 г. жил преимущественно в Сторонке-Путилові, был несколько лет школьным инспектором Вижницкого округа. Он вынашивает планы преподавание в школах на народном языке, выдает «Песенник для хозяйственных детишек» (1869), где вмещает немало своих произведений для детей, составляет «Букварь» (не напечатан). Как педагог Федькович отстаивал связь школы с жизнью, хозяйственной деятельностью, критиковал засилье церковной схоластики.

В 1860-х гг. Федькович активно выступает на страницах галицкой прессы с художественными произведениями (стихи, поэмы, рассказы и драмы), делает попытки расширения их тематики, развития поэтики, что, однако, не всегда находило понимание и поддержку.

1876 г. Ю. Федькович завершает поэтический цикл «Дикие думы», что представляет собой своеобразный итоговый обзор художественных идей и мотивов его поэзии. Началом того же года датированы «Повести Юрия Федьковича» - книга, изданная мерами М. Драгоманова в Киеве и составлена с рассказов, что до тех пор печатались в периодике. Однако писатель на то время уже потерял интерес к прозе, преимущественные усилия сосредоточив на писании драматических произведений.

Первым драматическим произведением Федьковича была шутка в одном действии «Так вам надо!». Позже (1884) Федькович расширил пьесу до трех действий.

В так называемый львовский период деятельности Федькович осуществил ряд переводов и переделок иностранных пьес авторов. Наиболее творческим подходом отмечается переработка комедии немецкого драматурга Е. Раупаха, получившей название «Запечатанный дворник» (при жизни автора не печаталась; в советское время с успехом ставится на сцене Черновицкого музыкально-драматического театра им. О. Кобылянской). С немецкого языка Федьковичем переведено драму Г. Готшаля «Мазепа». Одним из первых среди украинских писателей Федькович обратился к наследию Шекспира, травестувавши его комедию «Укрощение строптивой» в «фрашку» «Как козам рога исправляют» (1872), а также переложив трагедии «Макбет» и «Гамлет».

По сведениям биографов, Федькович, кроме перевода «Мазепы», написал оригинальный драматическое произведение под таким же названием (до сих пор не известен), а также вынашивал планы написать трагедии «Гонта» и «Кара Діорді» (Кара Дьордій - деятель сербского национально-освободительного движения). Однако писателю не удалось полностью реализовать свои творческие замыслы.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Фольклорные интерес Федькович пронес через всю жизнь, став великим знатоком, собирателем и популяризатором как поэтических (песни, частушки), так и прозаических (сказки, анекдоты, присказки) произведений.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Федькович уделял драматургии значительные творческие усилия начиная с 1865 г. Драматический род литературы писатель считал самым главным - как в проявлении способностей автора, так и в характеристике самой литературы, относя драму до поры ее расцвета.

 

ЗАПОМНИ

Основные произведения: «Прицепа», «Гориславська ночь», «Две московки», «Облака», «Николай Джеря», «Кайдашева семья», «Бурлачка», «Старосветские батюшки и матушки», «Панас Круть», рассказы «Отпетые», «Афонский проходимец», сказка «Обиженные», повесть «Между порогами».

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

В бытовых типах видим лица с такими характерными признаками, которые дают их познать как представителей определенных национальных, общественных или общественных кругов. Бытовые типы в каждом национальном писательстве создают целые галереи; каждая эпоха литературы имеет типичных представителей своего времени в романе, повести и новелле, в эпической и драматической поэзии. Так, например, широко закроєні и обрисовані типы украинца-интеллигента 1860-х гг. И дал. Левицкий в своей повести «Облака» в лицах Дашковича и молодого Радюка.

 

В Черновцах, куда после смерти отца переехал жить Федькович, углубляется уединение писателя. Он отходит от любой литературной работы, дает волю древнем заинтересованности астрологией. 1884 г. буковинская интеллигенция делает попытки обратить писателя в литературной и общественной жизни. С января 1885 г. Федькович как редактор подписывает новую газету «Буковина», где печатает несколько новых своих произведений. В следующем году местная общественность отметила 25-летний юбилей литературной деятельности Федьковича, что стало определенным поощрением его к дальнейшей работы.

Умер писатель 11 января 1888 г.