Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XIV - НАЧАЛА XX ВЕКА

Карпенко-Карый Иван (1845-1907)

 

Родился И. К. Тобилевич (псевдоним - Карпенко-Карый) 29 сентября 1845 г. в с. Арсеньевка вблизи Елисаветграда; отец его происходил из старинного обнищавшего дворянского рода и работал приказчиком помещичьего имения, а мать была простой крестьянкой. Образование, к которому так тянулся парень, пришлось из-за материальных трудностей ограничить чотирикласним училищем и с четырнадцати лет зарабатывать на жизнь. Почти два десятилетия забрала в И. Тобилевича служба в различных канцеляриях - от писарчука к секретаря городского полицейского управления.

Находясь в Елисаветграде (1865-1884), Тобилевич знакомится с произведениями Руссо, Дидро, Вольтера, Герцена, с экономическими трактатами Бокля, Милля, вместе со своим другом М. Кропивницким читает западноевропейских писателей, философов, социологов. Переведен чуть более чем на год до Херсона, он познакомился с бывшим участником Кирилло-Мефодиевского общества и товарищем Т. Шевченко Д. П. Пильчиковим, под влиянием которого прочитал «много полезных книг по истории народов, с классической литературы, среди которой Шекспир и Островский заняли первое место».

До первого этапа литературного творчества Тобилевича принадлежит рассказ «Новобранец» (написанное в 1881 p., опубликовано в 1889 г. под псевдонимом Гнат Карый). В нем говорится о тяжелой судьбе крестьянской семьи, которая с огромными усилиями выбивается из нищеты и, кажется, могла бы уже в конце концов достичь какого благосостояния, если бы не вмешательство государственной машины.

Насколько плотно в жизни Тобилевича сочетались творческая и общественно-политическая деятельность, свидетельствует тот факт, что и рассказ «Новобранец», и первую свою драму «Бродяга» («Чабан», 1883) он подавал на обсуждение нелегального кружка. Завершать «Бродягу», как и «Кто виноват?» («Бесталанная»), драматургу пришлось уже в Новочеркасске, куда его было выслано в мае 1884 г. за участие в деятельности кружка и за помощь политическим «преступникам». Чтобы заработать на жизнь, поднадзорный Тобилевич работал подручным кузнеца, а впоследствии открыл переплетную мастерскую.

В 1886 г. в Херсоне было выдано первый «Сборник драматических произведений». Карпенко-Карого, в который вошли драмы «Бондаривна» и «Кто виноват?» и комедия «Умный и дурак», а в 1887 г. опубликовано «Наймичку». Но их почти не покупали, потому что публика не была приучена читать пьесы.

Пьесы, созданные Карпенко-Карым в течение почти пятнадцати лет, отражают эволюцию явления, которое видозмінювалось буквально на глазах драматурга, - глитайства. Его персонажам - Михаилу Михайловичу («Бродяга»), Окуню («Умный и дурак», 1885), Цокулю («Наймичка», 1885), Мошне («Сто тысяч», 1890), Пузиреві («Хозяин», 1900) - присуще не просто увеличение экономических масштабов их деятельности, их вымогательства, оно еще ярче выявляет их человеческое мелкость, а то и ничтожество, духовную пустоту. Несколько в стороне их стоит Мартын Боруля, который добивается дворянского звания.

Две последние горькие комедии - «Суета» (1903) и «Житейское море» (1904; определена автором как «сквозняк», то есть продолжение, «Суеты») - драматург назвал «сценами», словно признавая принадлежность к европейской новой драмы. Так, в «Суете» отсутствует главный герой, и пьеса представляет собой ряд сцен, призванных характеризовать образ жизни и мышление зажиточного крестьянина и его взрослых детей, которые представляют различные социальные слои общества (хлебороб, учитель, мелкие служащие).

ЗАПОМНИ

Основные произведения: «Наймичка», «Сто тысяч», «Бондаривна», «Хозяин», «Суета» «Житейское море», »Мартын Боруля», «Савва Чалый», «Умный и дурак», «Бродяга».

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Сатирическое зерно комедии «Мартын Боруля» (1886) связано уже не со средствами обогащения или присвоение того, что принадлежит другим, а со стремлением сельской буржуазии к политически-правовой равенства с дворянством.

Весной 1887 p. И. Карпенкові-Карем было разрешено вернуться на Украину, но еще до конца 1888 г. он находился на хуторе «Надежда» (теперь заповедник в Кировоградской области) под гласным надзором полиции (негласный надзор был снят с него 12 марта 1903 p.). Достав гражданские права, Карпенко-Карый присоединился к новой театральной труппы, созданной его братом П. Саксаганским, в которой до конца жизни работал активно и напряженно как артист, режиссер, драматург. В 1897 г. он составляет «Записку к съезда сценических деятелей», где с болью пишет о бесправном положении украинского театра, о цензурных и другие правительственные притеснения.

Написано Карпенко-Карым течение 1890-х гг. на современную тематику обнаруживает стремление дать народу «пьесы серьезные, моральныхые, нравоисправительные, исторические». С назидательной целью создана бытовая комедия «Суженой конем не объедешь» (переработка с Еркмана- Шатріана, 1892), в социально-бытовой драме «Папина сказка» (1892) также очевидна морализаторская тенденция, подчеркнутая вторым ее названием - «Грех и покаяние». Определенным дидактизмом обозначена драма «над Днепром» (1897).

На материале исторического прошлого, осмысление которого, по убеждению И. Карпенко-Карого, призвано обогатить украинскую драматургию, написано пьесы «Бондаривна» (1884), «Паливода XVIII века» (1893; подготовительным этапом было создание в 1884 г. пьесы «С Ивана господин, а с господина Иван»), «Чумаки» (1897), «Лихая искра поле сожжет и сама исчезнет» (1896), «Савва Чалый» (1899), «Гандзя» (1902).

Произведения Карпенко-Карого «Бедствия искра поле сожжет и сама исчезнет» (1896) и «Гандзя» (1902) были попытками на фольклорном материале, посвященном древнем прошлом, выйти до философских обобщений о судьбе Украины и подать их в интересной сценической форме.

Трагедии Карпенко-Карого «Савва Чалый», так же созданной на основе народной исторической песни, присущи глубокий психологизм, точная и убедительная мотивированность действий и поступков героев.

И. Карпенко-Карый умер после тяжелой болезни 15 сентября 1907 г. в Берлине, куда ездил на лечение; похоронен на хуторе «Надежда».

В художественной разработке исторического или фольклорного материала далекого прошлого достаточно ощутимым является связь с тогдашними жизненными проблемами. Произведения Карпенко-Карого многими своими элементами входят в идейно-эстетический контекст новой европейской драмы.

«Хозяин». Своим содержанием комедия «Хозяин» (1900) посвящена исследованию деморализации человека, одержимого неудержимым поездом до обогащения. Однако сам автор справедливо считал, что в комедии «Хозяин» ему лучше «удалось разоблачить человеческое стремление к обогащению ради самого накопления богатства».

Словарь

Канцеляризмы - слова, устойчивые формы, словосочетания, употребление которых характерное для официально-делового стиля речи. В поэтической речи канцеляризмы приобретают резко негативную окраску и представляют собой так называемые сухие словосочетания - клише.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Драматургия И. Карпенко-Карого своеобразно подытожила почти столетний развитие украинской драматургии, подняв ее на новый уровень. Поражая тематическим и жанровым богатством, она в своей целостности представляет собой разнообразную картину жизни Украины на протяжении веков.

Словарь

Тема произведения - это конкретные стороны реальной действительности, которые положены в его основу.

 

Драматург был хорошо знаком с жизнью сельских богачей на украинском Юге, с методами обогащения, благодаря которым недавно обычные, но ушлые крестьяне своим имущественным положением, своими доходами не только сравнялись с бывшими дворянами-латифундистами, которые еще с времен Екатерины владели тысячами десятин земли, а порой и превосходили их. Бывшие «мужики» уже организовывали на скупленных землях экономии, имели управителей, выслушивали каждую субботу в конторах отчеты о сделанном за неделю. «Это уже была широких масштабов эксплуатация крестьянства, что потеряло всякую надежду когда-нибудь освободиться от материальной зависимости от «паука» уже, а огромной бездушной машины, хозяйского колеса», - писала об особенностях хозяйствования новых обладателей степи София Тобилевич в мемуарах «Мои тропинки и встречи».

Такой способ хозяйствования этих хозяев и определил тему комедии «Хозяин», где в центре поставлена миллионера-агрария Терентия Гавриловича Пузыря со всем его «хозяйским колесом». Раскрывая в многочисленных ситуациях методику хозяйствования хозяина, драматург на конкретном, взятом из жизни материале показывает всю механику молниеносного обогащения тех новых владельцев сотен и десятин земли, что выбились из мужиков, акцентирует на антигуманному характере их хозяйствования.

«Хозяин» - это социальная сатирическая комедия, в которой с помощью драматического отражение жизни, что кардинально отличается от эпического и лирического, создано неповторимую модель действительности, присущую только этому, а не какому-то другому автору. Создан Карпен- ком-Карим мир напоминает реальный. Показывая Пузыря, его семью, экономов, соседа-помещика, учителя гимназии, рабочих, драматург обобщил в конкретной образной форме тенденции развития общественных отношений, оценил, охарактеризовал их.

ЗАПОМНИ

Основные произведения: «Народные южнорусские сказки», «Лихой попутал», «Подоріжжя от Полтавы до Гадячого», «Разве ревут волы, как ясли полные?», повесть «Лихие люди», «Лови», «Сказка о Правде и Кривде», «Лимеривна», перепев «Дума о войско Игореве».