ЛИТЕРАТУРА XIV - НАЧАЛА XX ВЕКА
Карпенко-Карый Иван (1845-1907)
Родился И. К. Тобилевич (псевдоним
- Карпенко-Карый) 29 сентября 1845 г. в с. Арсеньевка вблизи Елисаветграда;
отец его происходил из старинного обнищавшего дворянского рода и работал
приказчиком помещичьего имения, а мать была простой крестьянкой. Образование, к которому
так тянулся парень, пришлось из-за материальных трудностей ограничить чотирикласним
училищем и с четырнадцати лет зарабатывать на жизнь. Почти два десятилетия
забрала в И. Тобилевича служба в различных канцеляриях - от писарчука к
секретаря городского полицейского управления.
Находясь в Елисаветграде
(1865-1884), Тобилевич знакомится с произведениями Руссо, Дидро, Вольтера, Герцена, с
экономическими трактатами Бокля, Милля, вместе со своим другом М. Кропивницким
читает западноевропейских писателей, философов, социологов. Переведен
чуть более чем на год до Херсона, он познакомился с бывшим участником
Кирилло-Мефодиевского общества и товарищем Т. Шевченко Д. П. Пильчиковим, под
влиянием которого прочитал «много полезных книг по истории народов, с классической
литературы, среди которой Шекспир и Островский заняли первое место».
До первого этапа литературного
творчества Тобилевича принадлежит рассказ «Новобранец» (написанное в 1881 p., опубликовано в 1889 г. под псевдонимом Гнат Карый). В
нем говорится о тяжелой судьбе крестьянской семьи, которая с огромными усилиями
выбивается из нищеты и, кажется, могла бы уже в конце концов достичь какого
благосостояния, если бы не вмешательство государственной машины.
Насколько плотно в жизни Тобилевича
сочетались творческая и общественно-политическая деятельность, свидетельствует тот факт, что и
рассказ «Новобранец», и первую свою драму «Бродяга» («Чабан», 1883) он
подавал на обсуждение нелегального кружка. Завершать «Бродягу», как и «Кто
виноват?» («Бесталанная»), драматургу пришлось уже в Новочеркасске, куда его
было выслано в мае 1884 г. за участие в деятельности кружка и за помощь
политическим «преступникам». Чтобы заработать на жизнь, поднадзорный Тобилевич
работал подручным кузнеца, а впоследствии открыл переплетную мастерскую.
В 1886 г. в Херсоне было выдано
первый «Сборник драматических произведений». Карпенко-Карого, в который вошли драмы
«Бондаривна» и «Кто виноват?» и комедия «Умный и дурак», а в 1887 г. опубликовано
«Наймичку». Но их почти не покупали, потому что публика не была приучена читать пьесы.
Пьесы, созданные Карпенко-Карым
в течение почти пятнадцати лет, отражают эволюцию явления, которое
видозмінювалось буквально на глазах драматурга, - глитайства. Его персонажам -
Михаилу Михайловичу («Бродяга»), Окуню («Умный и дурак», 1885), Цокулю
(«Наймичка», 1885), Мошне («Сто тысяч», 1890), Пузиреві («Хозяин», 1900) -
присуще не просто увеличение экономических масштабов их деятельности,
их вымогательства, оно еще ярче выявляет их человеческое мелкость, а то и
ничтожество, духовную пустоту. Несколько в стороне их стоит Мартын Боруля, который добивается
дворянского звания.
Две последние горькие комедии - «Суета»
(1903) и «Житейское море» (1904; определена автором как «сквозняк», то есть
продолжение, «Суеты») - драматург назвал «сценами», словно признавая принадлежность
к европейской новой драмы. Так, в «Суете» отсутствует главный герой, и
пьеса представляет собой ряд сцен, призванных характеризовать образ жизни и
мышление зажиточного крестьянина и его взрослых детей, которые представляют различные
социальные слои общества (хлебороб, учитель, мелкие служащие).
ЗАПОМНИ
Основные произведения: «Наймичка», «Сто
тысяч», «Бондаривна», «Хозяин», «Суета» «Житейское море», »Мартын Боруля»,
«Савва Чалый», «Умный и дурак», «Бродяга».
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Сатирическое зерно комедии «Мартын
Боруля» (1886) связано уже не со средствами обогащения или присвоение того, что
принадлежит другим, а со стремлением сельской буржуазии к политически-правовой
равенства с дворянством.
Весной 1887 p. И. Карпенкові-Карем было разрешено вернуться на
Украину, но еще до конца 1888 г. он находился на хуторе «Надежда» (теперь
заповедник в Кировоградской области) под гласным надзором полиции (негласный
надзор был снят с него 12 марта 1903 p.). Достав
гражданские права, Карпенко-Карый присоединился к новой театральной труппы,
созданной его братом П. Саксаганским, в которой до конца жизни работал активно
и напряженно как артист, режиссер, драматург. В 1897 г. он составляет «Записку к
съезда сценических деятелей», где с болью пишет о бесправном положении украинского
театра, о цензурных и другие правительственные притеснения.
Написано Карпенко-Карым течение
1890-х гг. на современную тематику обнаруживает стремление дать народу «пьесы серьезные, моральныхые, нравоисправительные, исторические». С назидательной целью
создана бытовая комедия «Суженой конем не объедешь» (переработка с Еркмана-
Шатріана, 1892), в социально-бытовой драме «Папина сказка» (1892) также
очевидна морализаторская тенденция, подчеркнутая вторым ее названием - «Грех и
покаяние». Определенным дидактизмом обозначена драма «над Днепром» (1897).
На материале исторического прошлого,
осмысление которого, по убеждению И. Карпенко-Карого, призвано обогатить
украинскую драматургию, написано пьесы «Бондаривна» (1884), «Паливода XVIII
века» (1893; подготовительным этапом было создание в 1884 г. пьесы «С Ивана
господин, а с господина Иван»), «Чумаки» (1897), «Лихая искра поле сожжет и сама исчезнет»
(1896), «Савва Чалый» (1899), «Гандзя» (1902).
Произведения Карпенко-Карого «Бедствия искра
поле сожжет и сама исчезнет» (1896) и «Гандзя» (1902) были попытками на
фольклорном материале, посвященном древнем прошлом, выйти до философских обобщений
о судьбе Украины и подать их в интересной сценической форме.
Трагедии Карпенко-Карого «Савва Чалый»,
так же созданной на основе народной исторической песни, присущи глубокий
психологизм, точная и убедительная мотивированность действий и поступков героев.
И. Карпенко-Карый умер после тяжелой
болезни 15 сентября 1907 г. в Берлине, куда ездил на лечение; похоронен на
хуторе «Надежда».
В художественной разработке исторического или
фольклорного материала далекого прошлого достаточно ощутимым является связь с
тогдашними жизненными проблемами. Произведения Карпенко-Карого многими своими
элементами входят в идейно-эстетический контекст новой европейской драмы.
«Хозяин». Своим содержанием комедия «Хозяин»
(1900) посвящена исследованию деморализации человека, одержимого неудержимым
поездом до обогащения. Однако сам автор справедливо считал, что в комедии
«Хозяин» ему лучше «удалось разоблачить человеческое стремление к обогащению ради
самого накопления богатства».
Словарь
Канцеляризмы - слова, устойчивые формы,
словосочетания, употребление которых
характерное для
официально-делового стиля речи. В поэтической речи канцеляризмы приобретают резко
негативную окраску и представляют собой так называемые сухие словосочетания - клише.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ
Драматургия И. Карпенко-Карого
своеобразно подытожила почти столетний развитие украинской драматургии, подняв
ее на новый уровень. Поражая тематическим и жанровым богатством, она в своей
целостности представляет собой разнообразную картину жизни Украины на протяжении веков.
Словарь
Тема произведения - это конкретные стороны
реальной действительности, которые положены в его основу.
Драматург был хорошо знаком с
жизнью сельских богачей на украинском Юге, с методами обогащения,
благодаря которым недавно обычные, но ушлые крестьяне своим имущественным положением, своими
доходами не только сравнялись с бывшими дворянами-латифундистами, которые еще с
времен Екатерины владели тысячами десятин земли, а порой и превосходили их.
Бывшие «мужики» уже организовывали на скупленных землях экономии, имели
управителей, выслушивали каждую субботу в конторах отчеты о сделанном за неделю.
«Это уже была широких масштабов эксплуатация крестьянства, что потеряло всякую надежду
когда-нибудь освободиться от материальной зависимости от «паука» уже, а
огромной бездушной машины, хозяйского колеса», - писала об особенностях
хозяйствования новых обладателей степи София Тобилевич в мемуарах «Мои тропинки и
встречи».
Такой способ хозяйствования этих
хозяев и определил тему комедии «Хозяин», где в центре поставлена миллионера-агрария
Терентия Гавриловича Пузыря со всем его «хозяйским колесом». Раскрывая в
многочисленных ситуациях методику хозяйствования хозяина, драматург на конкретном,
взятом из жизни материале показывает всю механику молниеносного обогащения тех
новых владельцев сотен и десятин земли, что выбились из мужиков, акцентирует на
антигуманному характере их хозяйствования.
«Хозяин» - это социальная сатирическая
комедия, в которой с помощью драматического отражение жизни, что кардинально
отличается от эпического и лирического, создано неповторимую модель действительности,
присущую только этому, а не какому-то другому автору. Создан Карпен-
ком-Карим мир напоминает реальный. Показывая Пузыря, его семью, экономов,
соседа-помещика, учителя гимназии, рабочих, драматург обобщил в
конкретной образной форме тенденции развития общественных отношений, оценил,
охарактеризовал их.
ЗАПОМНИ
Основные произведения: «Народные южнорусские сказки», «Лихой
попутал», «Подоріжжя от Полтавы до Гадячого», «Разве ревут волы, как ясли
полные?», повесть «Лихие люди», «Лови», «Сказка о Правде и Кривде»,
«Лимеривна», перепев «Дума о войско Игореве».