Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС начала XX века (1900-1930 гг.)

Николай Гурович Кулиш (1892-1937 гг.)

Жизненный и творческий путь




Николай Кулиш - один из самых ярких и оригинальных украинских драматургов первой половины прошлого века. Расцвет его творчества пришелся на 20-е - начало 30-х pp. - период возрождения, развития и трагедии Украины.

Николаю Гуровичу Кулеша суждено прожить лишь 45 лет. Но за это время он успел сделать несравненно много. Его творческая жизнь современники сравнивали с салютом - яркое и... мимолетное.

М. Кулиш - один из основателей украинской современной драматургии. Его пьесы являются лучшим образцом мирового искусства. их постановка в «Березолі» Леся Курбаса дала возможность двум корифеям украинского театра, синтезировав текст и режиссерский талант, показать самые болезненные проблемы тех лет.

Николай Гурович Кулиш родился 5 декабря 1892 г. в селе Чаплинка Херсонской области. Семья его родителей жила бедно: отец почти всю жизнь провел в наймах.

Мать была родом с Полтавщины, но пришла в Таврию на заработки и осталась там навсегда. Была неграмотной, но от природы - чрезвычайно одаренным. Она имела талант в раскрашивании домов, за что хорошо платили. На эти средства семья и жила. Для Николая она навсегда осталась молодой: умерла, когда сыну было всего 8 лет. Мальчику с детства пришлось служить в помещичьих экономиях и зажиточных крестьянских семьях. С пяти лет он уже пас чужих овец, испытал горечи пребывания в наймах. «Люблю... голоту. Сердцем ее люблю», - напишет впоследствии драматург.

За десять лет писательской жизни он создал десяток пьес. Почти каждый из его произведений был блестящим драматургическим материалом для постановки в театре и определенным этапом в развитии театрального искусства. Ни один из советских драматургов не способствовал развитию театра в такой степени, как Николай Кулиш.



ЭТО ИНТЕРЕСНО

В неполных 8 лет мать наняла его пастушити до богатого крестьянина. Заранее выплаченные деньги она неосмотрительно потратила на домашние нужды, а Николай сбежал и отказался возвращаться батрачить. Лишь обещание матери отдать его осенью в школу заставил мальчика вернуться к противной труда.



Как только Николай научился грамоте, ничто уже не могло помешать ему читать книжки ни в раннем возрасте, ни в юношеские годы. Мальчик практически не обходил ни одной библиотеки, и уже в 14 лет с удовольствием разговаривал со взрослыми о достижениях мировой литературы, выявляя такие знания классики, которые имел далеко не каждый дипломированный специалист.

Сначала Коля пошел в начальную школу. Несмотря на тяжелые нищета болезненность и отсутствие условий для учебы, учился охотно и старательно. Учителя отмечали его незаурядные способности. Желание продолжать образование у мальчика было настолько большим, что чаплинские учителя собрали 100 рублей для его обучения. И в 1905 г. он стал учеником четырехклассного училища уездного городка Олешки. И когда закончились деньги, Николай лишился крыши над головой и куска хлеба. К счастью, мальчика приняли к сиротского приюта и он продолжал посещать училище. Но жизнь его в приюте не было легким: заведующая приютом издевалась над мальчиком, а он не умел и не хотел терпеть. Впоследствии эта черствая и жестокая женщина станет прототипом шовіністки Бароновой-Козино в пьесе драматурга Кулиша «Мина Мазайло».

В 1908 г. за бунтарский дух Николая Кулиша исключили из школы. Здесь во второй раз на помощь будущему драматургу приходит прогрессивная интеллигенция. Благодаря заботам молодых учителей Николай поступает в общественной мужской гимназии. Он проявил себя как талантливый и всесторонне развитый юноша: выпускал рукописный журнал, писал стихи, ставил любительские спектакли. В гимназии Николай знакомится и начинает дружить с И. Шевченко (гимназическое прозвище «Жан»), будущим драматургом и прозаиком, известным под именем Иоанна Днепровского.

Жить было где. Зачастую Николая принимали друзья, в частности брать Невелі, в которых была сестренка Тося, красивая девушка с роскошными волосами и большими зелеными глазами. Между красавицей Антониной и невзрачным Николаем возникла большая любовь, которая оказалась единственной в их жизни. И когда гимназию закрыли, сдавать гимназический курс пришлось экстерном. Юноша мечтал поступить в высшее учебное заведение, был принят на историко-филологический факультет Одесского университета, но Первая мировая война перечеркнула все планы.

Солдат с аттестатами зрелости набирали в Одесскую школу прапорщиков. Перед отправкой на фронт юноше дали отпуск, и он поехал к невесте. Молодожены решили обвенчаться. Николай уехал в Смоленск в распоряжение штаба (служил в чине штабс-капитана).



ЭТО ИНТЕРЕСНО

После призыва на фронт Николай побоялся, что погибнет и больше не увидит свою любимую, а потому, рискуя головой (за дезертирство тогда расстреливали), на короткое время вырвался в Алешки, чтобы попрощаться и обручиться с ней. Из Херсона пришлось добираться по Днепру на пароходе, а тогда еще 72 версты пешком. Причиной такого поведения было еще и то, что когда-то он дал слово Антонине обязательно встретиться с ней, если придется идти на войну. Когда полковник узнал, куда запропастился новобранец, то вынес такой вердикт: «Николая Кулиша, что без разрешения покинул казарму на 5 дней, наказать - месяц чистить клозеты бессменно». И эту отвратительную работу Николай выполнял только 5 дней, потому что был отправлен в школу прапорщиков.

А 3 апреля 1915 г. штабс-капитан Кулиш снова нарушил военные наставления - женился без разрешения военного начальства. Такая неповиновение со стороны офицера тогда каралось отправкой на фронт. Поэтому только обвінчаного, 23-летнего жениха посадили на гауптвахту. Наказание должно длиться целый месяц, но полковник, который симпатизировал Николаю, спас его. Пять месяцев молодые супруги прожили счастливо, а тогда Кулиш сам решил идти на фронт.

Штабс-капитан Кулиш согласился добровольно покинуть штаб и отправиться на передовые позиции. Даже во время войны писатель продолжал писать стихи, а также одноактові пьесы для солдатского драмкружка.



24 февраля 1917 г. у супругов родилась дочь Ольга. В конце апреля Николай еще раз наведался домой с фронта. Был очень переутомлен и настроен пессимистично. Жене на прощание сказал: «Молись, Тосюню, за меня, чтобы вернулся еще раз к тебе и к дочери живым». Осенью 1917 г. Кулиш после нескольких ранений вернулся с фронта, а чуть позже у супругов родился сын Владимир.

В 1917 г. Кулиша, как самого авторитетного и самого прогрессивного офицера, избран депутатом на военный съезд Западного фронта, который проходил в Луцке.

1918 г. Николай Гурович Кулиш вернулся с фронта, прибыл к родным Алешки и сразу с головой погрузился в культурно-общественную жизнь. Он возглавляет исполком городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, в Днепровском уезде организует культурно-политическое украинское общество «Просвита» и становится его председателем. Пытается решить и вопросы экономического плана, чтобы дать товары и заработок населению, отменяет царскую тюрьму в Олешках с намерением превратить ее в мастерскую. Того же года вступает в коммунистическую партию.



ЭТО ИНТЕРЕСНО

Когда на Алешки начали наступать десантники Антанты, что уничтожали всех причастных к украинской революции, Директория приказала всем отступать без боя. Несмотря на это, М. Кулиш в Херсоне собрал полторы тысячи олешковских беглецов, сформировав таким образом «Первый Украинский Днепровский Полк». С этим полком Николай Кулиш, как начальник штаба, проходит путь от Херсона до Киева. Юрий Яновский в своем романе «Всадники» описал полк Кулиша под названием «олешковское батальона Шведа», а сам Николай Гурьевич стал прототипом комиссара Данила Чабана, которого Яновский характеризует как «будущего писателя». Кстати, когда роман «Всадники» (1935 г.) вышел, сам Кулиш находился уже на Соловецкой каторге.



Летом 1919 p., во время второго наступления Деникина, Кулиш находится в подполье.

Когда советская власть вновь утвердилась на восточной Украине, Кулиш снова возвращается к родным Алешки. Здесь, вплоть до переезда в Одессу, он редактирует газету, заведующий уездным отделом народного образования, содействует открытию украинских школ и детских приютов, пишет букварь «Первичка».

В то время драматургу пришлось впервые попасть за решетку, ведь его деятельность во время войны « не совсем совпадала с интересами большевистской армии» (со слов жены писателя Антонины Кулиш, полк Николая, обрисован в романе Ю. Яновского «Всадники», совсем не «исповедовал» большевистской политики). Олешковская исполком берет Кулиша на поруки. Находясь на должности, которая требовала постоянных поездок по району, Николай Кулиш собственными глазами видел страшную трагедию голода 1921 г. Увиденное спо

нукало драматурга до написания первого произведения-драмы «97».

1922 г. Кулиш переезжает в Одессу. Там он работает в губнаробразовании и окончательно заканчивает драму «97» (1924 г.). В этом же 1924 г. в Кулиша возникла возможность вырваться в Харьков, где бурлила художественная жизнь. Нарком просвещения А. Шумский предложил М. Кулишу должность школьного инспектора в тогдашней украинской столице. Драматургу казалось, что здесь ему создадут все условия для творчества, поэтому в письме домой писал: «Моя бандо! Немедленно приезжайте в Харьков. Имею проживания со всеми удобствами. Подробности на месте. Ваш муж-отец и он же Николай».



ЭТО ИНТЕРЕСНО

Дом семьи' Кулиша предложили в доме, вторую половину которого занимали малолетние преступники. В первую же ночь семью Кулиша обокрали. И драматург сдружился с мальчишками, изучил их жаргон, организовал мальчишеский хор. Эйфория первых дней и большие надежды на расцвет творчества быстро исчезли, когда Николай Гурьевич глубже познакомился с темной стороной харьковского художественного и литературного жизни, в которой царили мелочность, политиканство, зависть, конкуренция и сплетни.

9 ноября 1925 г. проходит премьера пьесы «97». Только за год после написания эта пьеса была поставлена в Нью-Йорке и других городах США. Однако финал произведения, в котором автор по требованию цензуры вынужден был спасти от смерти главного героя Мусия Копистку, не удовлетворял М. Кулиша.

Тема села и его уничтожение находит свое место в драмах «Коммуна в степях» и «Прощай, село!».

В Харькове Г. Кулиш пишет пьесу «Так погиб Гуска». В пьесах Кулиша часто переплетаются комедийное и трагедийное начало. В пьесе «Так погиб Гуска» (1925 г.) главный герой осмысляется и как комедийный, и как трагичный персонаж.

«Хулий Хурина» (1926 г.) - тоже комедия, хотя и «сатира - без малейшего проблеска. Советская Украина - какая-то сплошная дурдом» - пишет о ней один из тогдашних «політрецензентів». В произведении двое мошенников, представляющие из себя партийных боссов, в течение определенного времени обманывают целый городок во главе с местными партийными чиновниками. Пьесу пронизывает атмосферой трагической сатиры, потому что автор показывает абсурдность официальной советской действительности, которая изображена в форме балагана.

В мелодрамах «Зона» (1926 г.) и «Закут» (1929 г.) драматург непосредственно обращается к теме перерождения революционной идеи, катастрофы фанатизма, освещенной в предыдущих пьесах.

Коммуны, партократизм, коммунистический фанатизм приобретают четко очерченную мысли о социализме как «больную мечту», утопический и опасный социально-психологический эксперимент в «Народном Малахии» (1927 г.). Главный герой, Малахий Стаканчик, загоревшись идеей нравственного совершенствования человечества, в конце концов теряет разум. Фанатичная вера в «голубую даль» приводит его к гибели. Премьера этой нашумевшей пьесы состоялась на сцене «Березиля» 31 марта 1928 p., но была в пух и прах раскритикована и со временем снята с репертуара.

На то время М. Кулиш был президентом ВАПЛИТЕ. В этот период начинался процесс уничтожения новейшей украинской литературы. В начале 1927 г. Николай Кулиш и другие члены ВАПЛИТЕ по требованию ЦК КП(б)вынуждены были исключить из организации Волнового, Ялового и Досвитнего. 25-28 января 1927 г. с целью создания новой литературной «пролетарской» организации ВУСПП (Всеукраинский Союз Пролетарских Писателей), которая должна была стать оппозицией к ВАПЛИТЕ, был проведен съезд пролетарских писателей от ЦК КП(б)У. Это было начало конца. Не помогли даже оправдания и раскаяния Волнового, Ялового и Досвитнего. И за Резолюцией Общего собрания ВАПЛИТЕ от 14 января 1928 г. в городе Харькове большинством голосов (воздержался В. Громов) союз, которая объединяла талантливых писателей (И. Днепровский, Майк Йогансен, Николай Кулиш, Петр Панч, Юрий Смолич, Павел Тычина, Юрий Яновский и др.), самоліквідувалась.

В 1932 г. выходит постановление о ликвидации литературных группировок и создание единого Союза писателей. Между Волновым и Кулешом возникает разрыв в отношениях, но через общих знакомых оба интересуются делами друг друга, следовательно, жалеют о том, что произошло.

Относительно «Патетичної сонаты», то и это произведение М. Кулиша ждала судьба распятого произведения. 4 марта 1932 г. газета «Правда» напечатала статью «О "Патетической соннате" Кулиша». Подписался под погромницьким материалом «Украинец». Это был псевдоним Лазаря Кагановича.

Затравленный прессой Николай Кулиш, в начале 1933 г. не выдержал атмосферы Харькова и, как Волновой, сделал путешествие по селам Украины. Побывал и в своем родном селе. От увиденного волос поднимался дыбом, и Кулиш вернулся в столицу сломанным. Несколько дней он стонал и кричал, как сумасшедший. Когда жена пыталась уговорить его не делать шума, отвечал: «Об этом не только писать надо, а кричать, бить в колокола тревогу!»

Дочь Ольга, учась одновременно в школе и консерватории, падала с ног от истощения и недоедания, но страдания собственного ребенка для отца казались только маленькой каплей в море народных страданий. Жена вспоминала: «Я видела, что голод уничтожает мою ребенка... и просила Николая раздобыть где-нибудь денег, чтобы прикупить продуктов. Николай мне ответил: «Что Ольга? Когда умирает с голода целый народ, вся Украина?» Писатель не думал ни о жене, ни о детях, ни о себе - еле передвигал ноги, потому что был истощен до предела.

Осенью 1933 г. Кулишу с Курбасом еще удалось поставить в «Березолі» «Маклена Граса». Эта пьеса оказалась последним произведением драматурга, который увидела публика. И правящая верхушка прекрасно поняла подтекст драмы, то, что произведение не про Польшу, а про Украину, что демонологічна роль в ней принадлежит компартии. После семи спектакля пьесу запретили, «Березиль» ликвидировали. Хоть Кулиш после «Маклены Грасы» написал еще «Закут», «Диалоги», «Вечный бунт», «Такие», но эти произведения не печатались, не інсценізувалися и пропали в годы Второй мировой войны.

1934 p. M. Кулиша исключают из коммунистической партии за написание «антипартийных националистических пьес». Лишен права заработать на жизнь, Н.кулиш находился под постоянным надзором НКВД. А 8 декабря 1934г. во время похорон ближайшего друга - И. Днепровского - М. Кулиша прямо с улицы арестовывают. Изъятая во время обыска пьеса «Такие» (рукопись) исчезла в архивах НКВД. Из киносценария «Парижком» остался только отрывок. Рукопись романа сгорел во время войны в оккупированном Харькове.



ЭТО ИНТЕРЕСНО

Когда 1 декабря 1934 г. в Ялте умер от туберкулеза Иван Днепровский, Николай Кулиш решил ехать на похороны. На стол он положил свою последнюю пьесу «Такие» и справку, что сдал в милицию револьвер. Жена вспоминала: «Очевидно, он чувствовал, что его арестуют, потому что утром попросил чистого белья, теплые сапоги и теплую куртку. Поел впопыхах, оделся и сказал: «Ну, старушка (так, шутя, он обращался к жене еще от женитьбы), Ты не пойдешь хоронить Днепровского (он знал, что у меня слабое сердце, и видел, как я волновалась), так мне с тобой надо расстаться, потому что...» - и он не договорил».

Драматургу предъявили обвинение в убийстве первого секретаря Ленинградского обкома партии Кирова, инкриминировали принадлежность к несуществующему всеукраинского террористического центра.

27-28 марта 1935 г. большую группу «националистов», среди них и М. Кулиша, осудили на 10 лет спецлагерей. Кроме стандартных в таких случаях обвинений Кулишу инкриминировали еще и членство в ОУН. Во время отбытия наказания М. Кулиш, как «особо опасный преступник», содержался заключения в специзоляторе. Его никто не видел, что приводило к существованию различных слухов относительно его пребывания и смерти в лагере. Из архивных документов известно, что «особая тройка» УНКВД Ленинградской области постановлением от 9 октября 1937 г. осудила выдающегося драматурга к расстрелу.

Писателя вместе с Николаем Зеровым расстреляли 3 ноября 1937 г. в честь двадцатилетия большевистского переворота.