Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС начала XX века (1900-1930 гг.)

Василий Барка

«Желтый князь»

В романе Василия Барки «Желтый князь» воссозданы реальные события и явления голодомора. Тема голода в Украине 1932-1933 pp. - самая больная рассказ В. Барки, которой он, помимо поэтических произведений, посвятил большие эпические полотна - романы «Желтый князь» и «Рай».

За основу произведения «Желтый князь» писатель взял воспоминания земляка, который описал судьбу близкой ему семьи. Кроме этого, Василий Барка видел голод на собственные глаза, когда в 1933 г. посетил семью своего брата на Полтавщине и был потрясен страшной трагедией.

Голод был сознательно спланирован партийной верхушкой еще с лета 1932 г. Планы сдачи зерна государству были выше, чем реальный урожай. В октябре 1932 г. партийно-государственная верхушка хладнокровно приняла решение о выходе из кризиса путем конфискации запасов зерна у крестьян. За несколько месяцев чрезвычайные комиссии под руководством ближайших соратников Сталина - Кагановича, Молотова, Постышева - выкачали из украинских крестьян все запасы зерна - продовольственный, фуражный, семенной. Это был самый обыкновенный разбой. Много крестьян накладывали на себя руки.

В произведении писатель пытался воссоздать страшные картины искусственного голодомора в Украине в 1932-1933 гг., показать миру ужасную правду о тоталитарную систему, которая уничтожает все светлое и гуманное на своем пути, собственно, «пожирает своих детей», потому что она сама - «желтый князь».

Писатель использовал мифологические образы и приемы, которые помогают охватить полную картину всенародной драмы - в ее политических, социальных и психологических признаках и наметил три планы в смысле, которые изложил в предисловии к произведению, написанной уже в 1989 г.:

- реалистичное изображение несчастье в семье простого крестьянина во время голодомора;

- передача внутреннего, психического состояния человека, который погибает от голода;

- освещение духовного состояния крестьян за изображенного Желтого князя на картине неизвестного мастера.

Произведение В. Барки «Желтый князь» по жанру - роман, хотя его можно было бы назвать традиционной семейной хроникой: в нем рассказывается об обычной земледельческую семью Мирона Катранника, которая живет по христианским заповедям в атмосфере теплоты и семейного благополучия. В конкретную семью Катранників входит голод, который постепенно разрушает привычный крестьянский быт, устоявшиеся веками традиции.

В силу нечеловеческих обстоятельств семейная хроника от осени 1932 до жатвы 1933 гг. неотвратимо превращается в мартиролог. Причем вполне подходят оба значения этого слова: сборник повіствувань о мучениках и святых (мученики - все члены семьи Мирона Катранника); перечень жертв преследований, гонений, а также перенесенных ими страданий.

В произведении основательно выписаны натуралистические сцены, автор глубоко проникает в психику героев. Но нельзя воспринимать произведение только как реалистическое изображение трагедии одной семьи. Через символику многих образов, через мистические эпизоды прослеживаются глобальные проблемы, которые поднимает автор.

Авторский замысел выходил далеко за пределы подробного описания голодомора в Украине. Барка стремился нарушить немало болезненных проблем украинской нации, Украины как подневольной, а не суверенного государства. Он хотел, используя впечатляющий жизненный материал, показать миру истинную картину советской жизни, антигуманную мораль тоталитарного, чуждого человеческой природе общества.

Его описание, повествование, образ, деталь, пейзаж, картина постоянно приобретают символический, а потому и обобщающего содержания, притчового подтекста. Свои мысли, идеи автор выражает лишь косвенно, без публицистических или лирических отступлений. Однако это не уменьшает актуальность звучание многих «вечных» морально-философских понятий, таких, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, вера и безнадежность, верность и предательство, родители и дети, зло и добро, толпа и индивидуальность. Роман прославляет твердость человеческого духа и веры, которые помогли героям оставаться людьми в самых тяжелых обстоятельствах. Автор также предостерегает потомков от повторения ошибок истории.

Сквозной, не основной, художественной «модели» романа «Желтый князь» является модель тоталитарного общества.

В обществе властвовал желтый князь - сила Зла. Это подтверждают реалистичные, подробные описания, объединенные художником с условными, мистическими сценами. Но Злу неотступно противостоит Добро, носителями которого являются, прежде всего, неиспорченные души, а символическим олицетворением - вечное светило Солнце, появляющееся из-за зимние снегопады и весенние туманы.

Роман В. Барки - о людях, хотя это слово почти не встречается на страницах произведения. Чаще всего это «существа», «півістоти». Если это люди, то они похожи на теней. Люди в произведении приравниваются к мух за свое бессилие, второстепенность и малость. Это «мертвяки», «живые трупы», ибо «земледельцев домучено». Те, что не умерли, большинством на земле валялись: совсем опухшие - из потрескавшейся кожи сочилась водица; или сухие они, как доска... Везде по нивах полно покойников...» Собственно украинские «жатва» автор скептически называет «уборочною кампанией». Еще недавно живописное село Кленоточі стало «сплошной руиной смерти», «улицы пустырник - речушки сорняков, жилище человека превратилась в гроб».

В романе воссозданы два мира людей: те, что творят ад, и те, что мучаются. Когда для первых главное «спихивать кого-то с жизненной тропы», то вторые охотно работали бы на крайчику земли, растили бы детей. Есть между этими двумя крайними мирами такие люди, в душе которых закралось сомнение.

Мир страдальцев обречен на медленное уничтожение, мир воров имеет все возможные блага. Обращаясь к изречений из Библии, Барка убеждает, что обидчикам «голод на печени огнем станет». Бог может все: уничтожить сытого, как сделал с Незрідним, не дать урожая на политые искусственным дождем поля, а может, наоборот, дать неслыханный урожай.

Главные герои в романе группируются по хлебной проблемой на противоположных полюсах. С одной стороны - «хліботруди», с другой - «хліботруси». Между ними - «хлібокуси», «хлібопроси», «хлібокупи» и «хлібокради».

Главное внимание автора, естественно, сосредотачивается на тех, кто выращивает хлеб и кто отбирает его у крестьян. И не все так однозначно, ибо жизнь вносит свои коррективы.

Например, один из «хлібохапів», секретарь райкома, покончил жизнь самоубийством. Казалось бы, он имел все: щедрый паек, власть над людьми. Но есть что-то больше от хлебной пайки: не соглашаясь с директивой об отдаче девяноста процентов зерна государству, он протестует собственной смертью, оставляя записку: «Эта директива - смертный приговор для трудового крестьянства».

Очень метко подбирает писатель названия для представителей различных миров: «своєземці», «чужеземці», «гости, да еще и непрошеные», которых часто пренебрежительно автор называет «эти», «отправленные», «татарва», «татарщина». Партию, которая привела крестьянство к такого неслыханного бедствия, В. Барка называет «колоссальной безрогой в лужу», что с наслаждением купается во лжи.

Плоскость поединка разных взглядов в произведении широкая и трагическая. Барка рассматривает голодомор как Голгофу, на которую сошел украинский народ. Но и распят, приняв «крещение огнем», звідавши муки, «подобные крестным», он остался непобедимым, потому что стоял до конца на своей жизненной правде.

Рассматривая образы романа, стоит обратить особое внимание на такие духовные аспекты, как национальный, морально-этический и философский. Философско-эстетическое начало, которое объединяет семью Кат-ранників, - это понимание красоты жизни, в частности, красоты природы, которая является не только матерью-кормилицей, но и источником эстетического наслаждения.

Проходя окраиной села, Дарья Александровна вспоминает: «...здесь всегда белели домики в садах, над ними тополя зеленели, в шнурок или парами, словно стерег ворота и калитку, а листья вершинок - вплоть круг солнца. Везде так чисто было и приятно для зрения человеческого. С каждого двора от віконня высвечивали красочно квітнички: мак жарів, подсолнухи полыхали ярче, чем ткачество на ризах, странность вздымалась, зоріючи мягкими цветами. Дети в светлых одежках, словно ангелочки, ходили - играли. Птички везде подавали голос. Все было, как Бог велел; жили в красном мире, благодаря за милости».

Семейная педагогика крестьянства основывается на вековых традициях украинского народа, заключается в глубоком уважении к человеку, в законах христианской морали. Хранительницей в семье Катранників была бабушка, которая щедро наделяла своей любовью и Мирона с Докією, и внуков. «Семья жила родным группой, где одно было для одного дорого, как весь мир.» Эта этика передается детям через родительские чувства, через отношение к ним в семье. Мать наряжает дочку: «...кажется, это собственное сердце, выбранное из груди, отдельно радуется». Отец «был светлый словом и сердцем к ним, как при небе, - никогда не слышали окрика недоброго». Старший сын Николай «всегда был мирный, с теплым словом, - никогда не крикнет. Только глянет тихими глазами, подождет, думая что-то, будто совсем постороннее и хорошее, тогда сделает, - о... просили. Светился добрістю...». Писатель не идеализирует, а убедительно воспроизводит этот семейный уклад. Все дальнейшее развитие сюжета романа подтверждает это. Они жили друг для друга.

Глава семьи - Мирон Катранник - унаследовал от своего народа самое главное: человеколюбие, глубокую эмоциональность, уважение к труду, к земле, самостоятельность, патриотизм. В этом образе уособлено духовную силу нации. Крестьянина уважают люди. К нему идут за советом, открывают самые сокровенные мысли. Ему передают церковную святыню - чашу. Потому что знают, что не предаст. Он не стоит в стороне общечеловеческой беды, а находится в постоянном поиске путей выхода из нее, даже доведенный до смерти, он не перестает бороться. И лишь полностью исчерпав физические и духовные силы, Мирон умирает. Однако оставляет после себя сына, который наследует от отца и чувство красоты, и любовь к жизни и уважение к человеку и его труду, и понимания истинной стоимости хлеба. Мирон Катранник имеет не только украинское фамилию, и приметы украинского национального характера - кротость, покорность, безоговорочную веру в Бога, в судьбу, жажду к жизни, уважение к женщине, любовь к детям.

Его идейного противника Отроходіна ничто не связывает с нацией, разве что фамилия. Он возглавляет кампанию уничтожения крестьянства в округе. Григорий Отроходін - один из «тысячников», посланный в село отобрать хлеб у крестьян, выполнить сталинскую программу.

Родился он и жил в столице, «для нее ладен мир перетрясти - в перемену или гибель». Все свои жизненные силы Отроходін направил на достижение любой ценой партийной карьеры. Добраться к вершинам партийного руководства и получить «великориб'ячу чешую: ордена, «путьовки», абонементы на зрелища, денежные конверты...» - вот его заветная мечта. С высоты своего партийного класса, своего привилегированного положения он презрительно смотрит на «зерносіїв» и «борщоїдів». Его даже возмущает «непокорность дядек: отказались молча отходить в землю». Следовательно, это полностью денаціоналізований, жестокий и властолюбивый тип, в центре вселенной которого стоит его собственное эгоистичное «я».

Отроходін в постоянных поисках - где бы отобрать что-то, чтобы еще сделать на подтверждение своей, не ограниченной даже здравым смыслом, власти в селе. В Отроходіна «почет вождя безгранична; френч заказано, как в него: выкройку півфронтовий и - зеленкавість, потому что действительно война», а «бумаги инструкций дышали апрелем». Его девиз - выполнять постановления любой ценой, даже вопреки здравому смыслу, потому что это единственный путь «продвинуться» вверх, до «вкусных мест, занятых рибищами». Жизнь крестьян для этого партийного деятеля ничего не стоит. Ему нравится унижать и запугивать людей, ломать их волю. И это уже не «по инструкции»,а ради собственного удовольствия. Следовательно, ни о каких морально-этические нормы здесь не говорится, поэтому действия, поступки и слова Отроходіна и ему подобных дикие, жестокие, человеконенавистнические. Недаром автор нигде не упоминает ни о семье этих персо: нажів, ни о любви. Единственное свое восхищение техническим секретарем обкома Григорий Отроходін считал обидным, чуть ли не роковой ошибкой.

Работая над произведением, В. Барка продумал даже фамилии персонажей, которые являются весьма символичными: Отроходін - то от российского «отродье», Катранник («катран»- лечебное растение, что росла в степях и использовалась как горчичник), Кайданець - от «кандалы», Кантарик - «кантар» - диалектное «уздечка», Вартимець - от «стража», потому председатель колхоза; Безродный - хотя имеет жену и детей, но не имеет духовного убежища, потому что стал безбожником, Шкирятов напоминает слово «шкіритися» (смеяться со злом).

Название романа тоже символическая. «Желтый князь» - символ зла, демонической силы, голода, тоталитаризма. Повсюду встречается желтый цвет. Желтеют люди от длительного недоедания, желтеют стены зданий, когда в них никто не живет. Дверь в райкоме «сернисто-желтые», «Мирон Данилович стоит, как ботинки, связанные желтой травой», крестьянину во сне появляется страшный рыжий ящер.

Остроту трагедии воспроизводит и новый крестьянский календарь: теперь месяца новые - вчера нам сосед говорил... декабрь... трупень... январь... могилень... сентябрь... розбоєнь, потому что грабили всех, октябрь - худень, а ноябрь - пухлень... Февраль - людоїдень, март - пустирень, апрель - чумень...». Так мир, который всегда нес радость земледельцу, который жил в извечной гармонии с землей, превратился в зону смерти.

Мельница в начале произведения - это не то мельница, о котором идет речь в конце, потому что первый молол муку, второй - муку, по-барківському - мукомольня. В поисках съестного сбегаются к нему люди со всей округи, а взамен получают смерть.

Голодомор - это не просто «голод», что быстро пройдет, как считают люди, а состояние, в котором люди находятся длительное время: «голодність», даже «люта» голодність. Дальше это уже «страх, который пугает людей круглосуточно. Дети говорят, что это «чума», а взрослые знают, что это- «государство». Есть и такие люди, которые верят в святость тогдашней правды, считая все «временными трудностями». Но постепенно всем становится понятно, что это заранее очень продуманная акция, поэтому в тексте появляется страшное слово «руина». Разруха не только материального, но и духовного мира крестьян. «Решено совершать руину», - считает праведный старец, которому верят люди.

Роман интересен не только своей исторической правдивостью, но и глубиной морально-этических и философских проблем: например, все действия человека можно оправдали екстремальністю ситуации (забрать хлеб у мертвого человека, убить и съесть суслика, шпака, воробьев, собаку, отогнать слабого),- ведут эти поступки до разрушения своей внутренней сущности? Автор не дает ответов, а заставляет думать самостоятельно, просто описывая события: Андрей «... отрезает кусок и жует быстро... и снова жует. Но чувствует странную неловкость: поднимает голову и вдруг смущается: вблизи пожилая женщина стоит и наблюдает, как он ест... Аж черная: высохла от голода. Стоит и всеми глазами смотрит на суслика, словно завороженная. Ни слова не говорит. Тень - и хватит. Парню стало так нехорошо, что он впопыхах сложился и ушел." Оправдывался в мнении, мол, теперь «каждый - себе».

Однако через минуту стало еще хуже, вплоть похолодало їдкістю на сердце! Он оглянулся... Где стояла женщина, там и застыла... не кричит, не просит. Только смотрит как снохода. Вернулся парень к пригаслої костра, отделив часть суслика и положив на бумагу, протянул женщине: "Тетя; возьмите!". И мы понимаем, что Андрей не мог поступить иначе, потому что такая этика его поведения основывается на глубоком уважении к человеку, на законах христианской морали.

Возрождение измученной душе мальчика, голодом и потерей матери наступает тогда, когда он начинает замечать красоту: «Однажды утром парень шевелился между сорняками в усадьбе в поисках остатков старой овощей. Среди заросли, среди гичі - уродливой и жестокой - увидел цветы: с белыми лучами вкруг и охристыми очками посередине». Его сердце не равнодушно к красоте, а значит и к жизни. И это предвещает возрождение. Именно в показе вечности гармоничной души, которая воспитана на красоту, и заключается идея произведения.

И еще один вопрос волнует религиозного Барку: почему Украину постигло такое страшное бедствие? Писатель пытается объяснить причину голода. Устами праведных писатель спрашивает: «Может,- экзамен, пусть очистятся в горе, как в огне последнем, - за смерть Иисуса, ведь исполняется девятнадцать веков со времени совершения этого греха».

Далее в тексте писатель определяет, что причина беды - неуважительное отношение к вере. Объяснение он дает в традиционном для себя христианском ключе: большая греховность украинского народа требует обязательного искупления.

Святое исконное место для крестьян - церковь. Преобразована в звальний пункт, она все же не теряет своей ролі. ее помнят, в ней настоящие верующие ведут себя подобающе. Так, именно в церкви не может «расколоться» Мирон Данилович, как того хочется его врагам. Услышанные в церкви наставления священника люди долго будут помнить. «Заповедано нам, - сказал священник, - только любовь... Оглянімось на свое сердце! Грызня, огнем дихаєм или безразличием. Завистливым и осміюєм, лайэм черно и шкодим ближнему, как змеи: без раскаяния, как будто так и надо...»

Важную роль в тексте произведения выполняют названия религиозных предметов. Например, символический смысл приобретает церковная чаша. Укрывая его, люди рискуют жизнью. Чашу Катранникові предлагают спастись вместе с семьей, но за это он должен погубить душу. Для Мирона это невозможно, потому что скажут люди и как его встретит небо?

Чаша - символ духовного Света, спасения, который непременно придет.

Над романом «Желтый князь» Василий Барка работал в течение двух лет. То была настойчива и очень тяжелый труд, потому что сопровождалась, кроме физических усилий, глубокими эмоциональными переживаниями. Во время написания романа (1958-1961 гг.) в Нью-Йорке Барка сам был полуголодный. Это восстанавливало эмоциональную память художника, и он создал страшную хронику тяжелой судьбе украинского народа.

Писатель стремился поточнее, самое объективное «увековечить» те страшные для его народа события, рассказать миру болезненную правду о них. В то же время последовательно заботился о том, чтобы из-под пера появилась не документальная хроника, а художественный, в большой степени обобщающий, философский сочинение-размышление о советскую тоталитарную систему, которая уничтожает все светлое на своем пути.

Особое внимание писатель уделяет образам детей, которые олицетворяют будущее Украины. Устами Лены, чистого, безгрешного существа, автор еще в начале произведения провозглашает мудрую истину: жить надо на этой земле, как солнце, неся свет и любовь людям.

Последние страницы своего романа Барка снова посвящает ребенку - Андрюше,

Символична последняя сцена романа: собираясь в дорогу на рассвете, Андрюша проверяет тайник церковной чаши, тайну которой его родители и односельчане не раскрыли, «страшно умирая одни за одними в обреченном кругу». Малому кажется, что над ними, их могилами сходит не солнце, а чаша, как символ всепобеждающего добра, гуманизма, любви, гармонии между людьми, чтобы навеки принести спасение». Образ Андрюши также является символическим. Мальчик не только сумел выдержать страшное жизненное испытание, а с возрожденной надеждой отправляется в мир - где возрождение украинского народа.