Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС начала XX века (1900-1930 гг.)

Василий Барка


Василий Барка принадлежал к тому поколению художников, которому приходилось начинать литературу новой социалистической эпохи, а следовательно, котором в водовороте послереволюционных лет просто невозможно было избежать ошибок. А если таких ошибок и не было, то их все равно находили: сталинская репрессивная машина нависла над всем, что называлось украинским.

Работал научным сотрудником Краснодарского художественного музея и заканчивал аспирантуру на филологическом факультете Московского педагогического института. Кандидатскую диссертацию о стиле «Божественной комедии» Данте защитил в марте 1940 г. После того он читал курс истории западноевропейской литературы Средневековья на филологическом факультете Ростовского университета.

У1941 г. советский патриот Василий Камыш ушел добровольцем в народное ополчение», хотя имел возможность быть уволенным по состоянию здоровья.

В 1942 г. в одном из боев был тяжело ранен, оказался на оккупированной территории. Выходили его, несмотря на риск, чужие люди. Немцы угрожали наказанием за помощь раненым советским воинам; с советских самолетов сбрасывали предупреждение, что все, кто остался жив после боя с немцами, - «изменники Родины». В. Барка оказался между двух огней и решил порвать с «режимом». Выздоровев, работал корректором в местной газете «Кубань». Из эвакуации вернулась его жена с сыном.

В 1943 г. была объявлена мобилизация всех мужчин на работы в Германии. Война навсегда разлучает В. Барку с родными. В тяжелом зимнем переходе поэт писал стихи, большинство из которых потерялись. В этом же году он выбрал себе псевдоним, потому что, глядя на барки, которые разгружал, сравнивал себя с ними («тянутся по реке туда-сюда, неся на себе то, что людям нужно»). Изменением фамилии на псевдоним пытался защитить свою семью от преследований. В Берлине Василию Барке удалось вырваться из лагеря. Работал корректором в издательстве «Голос».

В 1945 p., после разгрома Берлина, вместе с другими изгнанниками-беглецами писатель совершил 1000-километровый переход к Авсбурґа в лагерь «Деле» (лагерь для перемещенных лиц). Ночевал в ящике, терпел несогласия. В этот период Барка начал работу над своим первым прозаическим произведением, романом «Рай».

Начался второй период жизни писателя, на который приходится выход его поэтических сборников «Апостолы» (1946 г.) и «Белый Свет» (1947 г.). Это период, прожитый в Германии.

И третий, американский период, что является творчески наиболее интенсивным, обозначенный выходом книг стихов «Псалом голубиного поля» (1958 г.), «Океан» (1959 г.), «Лирник» (1968 г.). В 1953 году в Нью-Йорке вышел роман «Рай» (1953 p.), литературоведческие исследования и эссе «Земледельческий Орфей или клярнетизм» (1961 г.), «Правда Кобзаря» (1961 г.), «Жайворонкові источники» (1956 г.), «Всадник неба» (1965 г.).

В течение 1958-1961 гг. Василий Барка работал над романом «Желтый князь», который был опубликован в 1963 г. отдельной книгой в Нью-Йорке (переиздан в 1968 г.; в 1981 г. вышел в переводе на французском; и только в 1991 г. появился в Украине).

В романе «Желтый князь» воссозданы реальные события и явления голодомора в Украине 1932-1933 pp. Материалом для произведения послужили воспоминания очевидцев и собственные впечатления писателя, который в 1933 г. посетил семью своего брата на Полтавщине, а потом и сам пережил голод на Кубани.

В 1968 г. вышел поэтический сборник «Лирник» (согласно эстетических традиций «нью-йоркской школы»).

На протяжении 1969-1988 гг. писатель работал над романом-притчей «Спокутник и ключи земли» (о жизни украинцев в Америке). В это Время вышла эпическая поэма «Судный степь», 2-й и 3-й тома поэзии «Океан», поэтический сборник «Свидетель для солнца шестикрилих» (Нью-Йорк, 1981 г.), драматическая поэма в двух томах «Кавказ» (Киев, 1993 p.).

Поэтическое творчество В. Барки характеризуется употреблением элементов различных стилевых школ и направлений. Здесь и влияние раннего Тычины, и символістичної и футуристической русской поэзии, и итальянского Ренессанса и барочной поэзии. Такое сочетание стилей делает поэзию Барки тяжелой для восприятия.

Писатель является последовательным учеником Сковороды в самом широком смысле этого слова, но он не прибегает к навязчивого морализаторства. Следует подчеркнуть особенности его барочной строфы. Речь идет прежде всего о интонационные паузы, которые помогают почувствовать, на чем акцентирует автор:

Прошу: черешни в красном ожерелье,

ждите тут - за железными дверцами!

И они стоят, коралловые нитки перебирают...

Прошу: березы в покрытых мантиях,

там - под крашеными облаками - ждите!

И они стоят, зеленые исповеди шепчут...



Поэт Барка - мастер контрастов, с помощью которых достигает не только зрительной осязаемости, но и впечатляющего драматизма описываемого. В стихотворении «Рай» он противопоставляет идиллическое трагическом:

Гром на облаке Библию читает...

тополь шепотом: страшный

какой твой плач, Ісаіє!

Молятся подсолнухи.

Голод. Мать младенца убивает...

тополь закричала: он мой рай, Ісаіє!



Василий Барка - автор около двадцати поэтических сборников. Его роман в стихах «Свидетель для солнца шестикрилих» (1986 г.) состоит из четырех больших томов, насчитывающих две тысячи страниц текста. Тысячелетию христианства на Украине он посвятил большую поэму «Судный степь». Произведения В. Барки были изданы на английском и французском языках.

Писатель скончался 11 апреля 2003 г. в Глен Спей (украинское поселение недалеко от Нью-Йорка).