Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



ПОЛНЫЙ НОВЕЙШИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРА XIV - НАЧАЛА XX ВЕКА

Волчок Марко (1833-1907)

 

Родилась Мария Александровна Вилинская (литературный псевдоним - Марко Вовчок) 10 (22) декабря 1833 г. в имении Екатерининское Елецкого уезда Орловской губернии в обедневшей дворянской семьи. Воспитывалась в частном пансионе в Харькове.

На формировании взглядов писательницы сказалось длительное пребывание в интеллигентных семьях родственников, в частности родителей Д. И. Писарева (позже - выдающегося критика и близкого друга писательницы). В салоне ее тети К. П. Мардовіної в Орле собирались известные писатели и фольклористы. Там Мария познакомилась с будущим своим мужем, украинским фольклористом и этнографом В. В. Марковичем, который отбывал ссылку в Орле за участие в деятельности Кирилло-Мефодиевского общества.

Проживая в 1851-1858 гг. в Чернигове, Киеве, Немирове на Винничине, Мария Александровна в совершенстве изучила жизнь, культуру, язык украинского народа. Позже в Петербурге (1859) она уже как автор сборника «Народные рассказы» попадает в круг таких литераторов, как Т. Шевченко, И. Тургенев, М. Некрасов, А. Плещеєв, О. Писемский, польский поэт и драматург Эдуард Желіговський. Супружеской принял писательницу также кружок украинских культурных деятелей в Петербурге, в частности бывшие кирилло-мефодиевцы В. Белозерский, Г. Костомаров, а также П. Кулиш, который еще к тому редактировал и выдавал ее произведения.

Во время пребывания в 1859-1867 гг. за рубежом (Германия, Швейцария, Италия и преимущественно Франция) Марко Вовчок встречается с Д. Менделеевым, А. Бородиным, И. Сеченовым. При содействии И. Тургенева состоялось ее знакомство с А. Герценом, Л. Толстым, Жюлем Берном.

Особую роль в формировании идейно-эстетических взглядов Марка Вовчка отыграл М. Добролюбов. Встречалась Марко Вовчок с чешскими писателями - И. Фричем, Я. Нерудою, была близкой в круг польских литераторов и революционных эмигрантов. Писательница берет участие в распространении в России революционных изданий Герцена, организует для «Колокола» материалы военно-обличительного характера.

После возвращения из-за границы Марко Волчок сближается с издателями «Отечественных записок» М. Некрасовым, М. Салтыковым-Щедриным, Г. Елисеевым, ведет в этом журнале рубрику зарубежной литературы, публикует свои оригинальные произведения и переводы.

Сборка первых произведений Марка Вовчка, написанных в немировский период жизни, вышла в Петербурге под названием «Народные рассказы» (1857).

В Немирове написаны большинство ее первых рассказов на русском языке (сборник «Рассказы из народного русского быи», 1859), повесть «Институтка», писательница начала 1858 г. в Немирове, а завершала следующего года в Петербурге.

В первые годы проживания за границей законченные рассказы «Ледащиця», «Проходимец», написанное рассказ «Два сына» (1861). Период пребывания за границей особенно характерен тем, что Марко Волчок как украинский прозаик разрабатывает жанры психологической повести («Три судьбы») и рассказы («Павел Чернокрыл», «Не пара»), исторической повести и рассказы для детей («Кармелюк», «Невольница», «Маруся»), создает жанр социально-бытовой сказки («Девять братьев и десятая сестрица Галя»).

Часть этих произведений вошла ко второй сборника «Народных рассказов» (Петербург, 1862). Активно выступает писательница в жанре повести на русском языке: «Жили да были три сестры», «Червонньїй король», «Тюлевая баба», «Глухой городок». Ряд рассказов и сказок, написанных на французском языке, Марко Вовчок печатает в парижском «Журнале воспитания и развлечения» П.-Ж. Сталя (Етцеля). На материале французской действительности писательница создает художественные очерки, объединенные названиями «Письма из Парижа» (львовский журнал «Мета», 1863) и «Отрывки писем из Парижа» («Санкт-Петербургские ведомости», 1864-1866).

В 1867-1878 гг. наиболее ярко оказался талант писательницы как российского романиста. Ею создано или завершено российские романы «Живая душа», «Записки причетника», «В глуши», а также повести «Теплое гнездышко», «Сельская идиллия» (опубликованы в «Отечественных записках»), переведены на русский языком много произведений с французского, английского, немецкого, польского литератур, в частности пятнадцать романов Жюля Верна. Выступает Марко Вовчок и как критик (цикл «Мрачные картины»), редактор петербургского журнала «Переводы лучших иностранных писателей» (к участию в журнале она привлекает много женщин-переводчиц).

Исторические повести и рассказы для детей «Кармелюк», «Невольница», «Маруся» еще при жизни Марка Вовчка получили широкую популярность. Повесть «Маруся», например, была переведена на несколько европейскими языками. В переработанном П.-Ж. Сталем виде она стала любимой детской книгой во Франции, отмечена премией Французской академии и рекомендована Министерством образования Франции для школьных библиотек. Самая историческая повесть-сказка Марка Вовчка «Кармелюк» написан в 1862-1863 гг.

В немировский период, во время большого творческого подъема, Марко Вовчок наряду с украинскими произведениями пишет рассказы на русском языке- «Надежа», «Маша», «Катерина», «Саша», «Купеческая дочь», «Игрушечка», которые вошли в сборник «Рассказы из народного русского быи». В творчестве русском языке Марко Вовчок обнаружила себя мастером и больших прозаических жанров, автором проблемных романов и повестей («Червонньїй король» (1860), «Тюлевая баба» (1861), «Жили да были три сестры» (позднее название - «Три сестры», 1861), «Глухой городок» (1862), «Живая душа» (1868), «Записки причетника» (1869-1870), «Теплое гнездышко» (1873), «В глуши» (1875), «Отдых в деревне» (1876-1899)).

С творчеством Марка Вовчка растет международная роль украинской литературы. По свидетельству Петко Тодорова, проза писательницы в 1860 - 1870-х pp. XIX в. имела решающее влияние на развитие болгарской беллетристики. Произведения Марка Вовчка за ее жизнь, начиная с 1859 p., появляются в чешских, болгарских, польских, сербских, словенских переводах, выходят во Франции, Англии, Германии, Италии и других европейских странах.

«Институтка». «Институтка» - лучшее произведение Марка Вовчка, первая в украинской литературе социальная повесть, над которой писательница работала в 1859-1861 гг. Начала писать в Немирове, продолжала в Петербурге, а завершила в Париже. Первоначальное название повести - «Барышня». Отдельные разделы повести автор читала Шевченко и Тургеневу, а закончив, посвятила свой произведение великому Кобзарю.

ЗАПОМНИ

Марко Вовчок обогатила украинскую литературу жанрами социально-проблемного рассказа («Казачка», «Одарка», «Аграфена», «Ледащиця», «Два сына»), балладного повествования («Чары», «Максим Держатель», «Данило Гурч»), социальной повести («Институтка»), психологического рассказы и повести («Павел Чернокрыл», «Три судьбы»), социальной сказки («Девять братьев и десятая сестрица Галя»), художественного очерка («Письма с Парижа»).

Словарь

Синекдоха (греч. syner- doche - соотнесение) - особый вид метонімії, основанный на количественной замене понятий: замена единственного числа множественным числом, определенного числа вместо неопределенного, видового понятия вместо родового.

 

Жанр повести дал возможность писательницы шире, чем в рассказах, охватить жизнь, описать больше людей. Первый раздел повести является ее экспозицией: здесь описано нрав Устины, сквозь призму мировосприятие которой рассказывается о людях и событиях. Завязкой является приезд барышни и избрание Устины в горничные. Развитие действия наступает через обострение отношений барышни с крепостными, его женитьба и переезд на хутор. Кульминация сюжета произведения - сцена, в которой госпожа избила старую крепостную. Она пыталась побить и Устину, но вмешался и помешал Прокоп. Развязка: Прокопа отдают в рекруты, а Устина переходит к городу наймичкой.

Тематика повести: реалистичный показ невыносимого положения крестьян, вызванного эксплуатацией и жестокостью крепостников, нарастание стихийного протеста против господ, первые проявления неповиновения угнетенных, изображения морали господ и трудового народа, состояния тогдашней образования.

ЗАПОМНИ

Основные произведения: «Три как родные братья», «Лукьян Кобылица», «Люба-пагуба», «Сердце не научить», «Штефан Славич», «Новобранчик», «Дезертир».