Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС начала XX века (1900-1930 гг.)

Остап Вишня (1889-1956 гг.)

«Думы мои, думы мои...»

Как отмечала исследовательница творчества Остапа Вишни Г. В. Мовчан, дневник «Думы мои, думы мои...» написано в 50-х гг.: « Там есть немало лишнего пафоса, мнимости и недоговореності. Это и понятно: умер Остап Вишня ранее, чем был осужден культ «вождя всех народов» И. Сталина. Поэтому это успел духовно раскрепоститься, сказать вслух то, что спрятано глубоко в сердце.

...Не мог Остап Вишня направить свое перо сатирика против всего, что мешало его родному народу стать свободным, не мог сказать болезненной правды вслух. Делал то, что позволяли обстоятельства. Из его произведений предстала вся Украина 20-30-х pp., которая словно смотрела в зеркало и улыбалась, узнавая себя».

В дневнике - произведении мемуарной литературы - много искренних слов любви. Любви к своему народу, к родному краю, к близким людям.

И понимание ответственности за свою писательскую работу. Остап Вишня признается: «Пошли мне, судьба, силы, умения, таланта, чего хочешь - только чтобы я хоть что-нибудь сделал такое, чтобы народ мой, своим титанічнім труде, в своих печалях, горестях, размышлениях, колебаниях, - чтобы мой народ улыбнулся! Чтобы хоть не на полную грудь, а чтобы хоть одна морщина та разгладилась! Чтобы глаза моего народа, когда они порой печальные и грустью окутаны, - чтобы они отакуньким кусочком радости засветились!

И когда за всю мою работу, за все то тяжелое, что пережил я, мне повезло хоть разочек, хоть на минутку, хоть на миг разгладить морщины на челе народа моего, весело заіскрити грустные его глаза, - никакого больше «гонорара» мне не надо.

Я - слуга народный!

И я горд, я счастлив!»

В дневнике «Думы мои, думы мои...» писатель рассуждает, что же является основой труда литератора. И убедительно утверждает: талант и честность. Честность - значит, правдивость, невозможность спекулятивных тем, оценок, создание по указанию сверху («Чево ізволіте? Ямб? На сколько порций?!»). А талант - это «крылья Шевченко!

Это - нежность Леси Украинки! Это - мудрость Ивана Франко! А вообще талант - это народ!!!»

На страницах дневника Остап Вишня не раз упоминает народ: и с высоким пафосом, и с лирической нотой, и с тонкой иронией. Ибо и сам он, и его предки - плоть от плоти родного народа, мудрого, веселого, остроумного, лукавого.

В нем писатель учился, щедро черпая из колодца народного слова и юмора. Однако смеяться надо уметь так, чтобы не обидеть, не ранить человеческую душу, даже говоря о самые непривлекательные вещи. Эту мысль юморист образно выражает в дневнике так: «Юбки, безрукавки, плащи, синие брюки (не синие, а вообще широкие!) - разве я их не люблю?

Люблю и буду любить!

Хотя бы за то, что они, те широ-о-о-оки штаны, вызвали у меня широ-о-о-окий смех!

Ой широкие штаны!

Дети мои! И поймите, что снять штаны нежно, хорошее, не обижая хозяина тех штанов, - это искусство.

Заставьте его самого улыбнуться из тех штанов, - не сдирайте грубо их...»

Эти слова очень точно характеризуют творчество самого Остапа Вишни, его деликатный смех из недостатков отдельного человека и ущипливу иронию и сатиру, когда речь идет о явлениях, которые противоречат самой человеческой природе.

На страницах дневника много теплых воспоминаний о коллег-писателей, артистов, врачей (ведь Остап Вишня и сам причастен к медицине!). Здесь его известные высказывания о том, «что надо, чтобы посмеяться не врага, а друга? Надо - любить человека. Больше, чем самого себя», здесь он определяет природу смеха: «Ловите, наблюдайте контрасты - и будет смех!»

Остап Вишня выступает за подлинную народность литературы, за ее связь с жизнью, за бережное и трепетное отношение к материнской речи. Вот запись от 26 ноября 1950 г.:

«Не подумайте, что я не признаю за N языковеда!

Признаю!

Но - чтобы меня тут гром убил! - не знает N духа украинского языка, ее аромата, ее душевно нежного-нежного трембітотону, ее колыбельной души, чебрецевих ее благовоний, ее дрожь, ее шелест, ее звучание... Того, что мать над колыбелью:

Люли-люли, люлечки,

Шелковых веревочках...

Не с написанной дома из фольклорных материалов лекции перед студентами басом:

Рисованные перила

Пошли к Кирильця...

А из маминых уст... Когда мать, склонившись над колыбелью, печальными глазами на будущего академика, уставшая, смотрит, и:

Ой ну, котку, котов два,

Серые, белые, оба...

Этакий академик аромат будет знать родного языка...»

Любовью, бережным отношением к искусству продиктованы такие слова писателя: «Рецензент... как-То так получается (со старых времен, традиция!), что рецензент должен «крить»! Они, рецензенты, всегда искали негативное, - это же легче, - вот обругает кто-то кого-то, и уже. Похвалить - труднее, надо доказать плюсы... А минусы - легче! Боже! И все!» Особенно эти слова были актуальными в свете «рецензий» 20-30-х pp., после каких писателей часто ждала тюрьма и лагеря Гулага. Не миновала чаша сия и самого Остапа Вишню.

И все же дневник пронизан оптимизмом, светлой верой в лучшее будущее: «Вот теперь - старый я! - смотрю я на детей - и верю, что им будет лучше!» (Декабрь 1954 г.).

Хоть дневник - вещь серьезная, Вишня не отказывается от юмора, остроумных характеристик друзей, оригинальных слов-новообразований. Вот, например, запись от 18 апреля 1949 г. А. Малышко у него «звонко-серьезный», С. Воскрекасенко - «яростно остроумный», а М. Рыльский - вообще «поїхалибачилинестрілялиякстрілялы-невлучили».

Прежде всего, дневник - это материал для характеристики самого автора - искреннего, остроумного, иногда разъяренного и язвительного, но неизменно - большого патриота своего народа, хорошего и доброго человека.