Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС начала XX века (1900-1930 гг.)

Остап Вишня (1889-1956 гг.)

«Охотничьи улыбки»

Остап Вишня был заядлым охотником и рыбаком, часто выезжал в живописные местности с друзьями на охоту. Но, как правило, никакой добычи не привозил. Потому что его основная цель - полюбоваться великолепной природой, пообщаться с местными жителями, послушать удивительные и забавные охотничьи истории. Все те наблюдения, все услышанное большой юморист записывал и использовал при написании своих знаменитых «Охотничьих улыбок». Самое полное издание цикла вышло в 1958 г.

Природа и ее защита, охотничьи приключения, народные характеры - это, очевидно, любимые темы Остапа Вишни. Ведь здесь не надо кривить душой, показывать достижения социалистического строительства и твердую поступь пролетариата в светлое будущее.

«Охотничьи улыбки» - явление в украинской литературе неповторимое. Ведь в них органично сочетаются юмор народного анекдота и пейзажная лирика.

Улыбки «Открытие охоты», «Заяц», «Лиса», «Лось», «Медведь», «Ружжо», «Дикий кабан, или вепрь», «Как зажарить карпа», «Дикий гусь», «Экипировка охотника», «Лебедь», «Охота», «С крякухою на озере», «Волк», «Сом», «Как варить и есть суп из дикой утки» - вот далеко не полный список лучших произведений этого цикла. Все они проникнуты искренним, жизнеутверждающим настроением. Писатель, как и его герой, часто выступает рассказчиком, радуется миру, красоте природы. Его больше привлекают лес и река, наблюдения за поведением зверей, птиц, рыб и... самих охотников и рыболовов.

Отсюда - хитроватый и чудаковатый герой-рассказчик с его неутомимой фантазией, тщательной подготовкой и сбором на охоту, ожиданием добычи, который всегда возвращается не только без упольованого зверя, а часто и без ружья и шапки. Однако он умеет посмеяться над собой, доброжелательный и трогательно наивен.

Нередко волшебные пейзажные зарисовки подаются и как контраст к черным душ браконьеров, « людей-зверей» («Утята плачут», «Дикая коза» и др.). Этих преступников автор не только осуждает, но и придумывает им насмешливую казнь (высидеть утят вместо убитой утки).

Комическое в «Охотничьих улыбках» создается в основном с помощью метафоризации. Чтобы показать единство человека и природы, писатель наделяет зверей и птиц человеческими чертами, в частности языком. Он ведет разговор с лосем («Лось»), козой («Дикая коза»), волками(«Волки»), собакой («Открытие охоты»), перепелом («Перепелка»), гагарою («Гагара») и др. На комическом диалоге построены улыбки «мудрого зайца», «Волки»; пишет письмо Дикий Селезень-Кряква («Утята плачут»). У Остапа Вишни каждый зверь, птица - живое существо, которое может думать, рассуждать, переживать, любить, ненавидеть. Они такие же шалуны и юмористы, как и их полювальники или хозяева.

Например в «Бекасі»:

«Посылаю Джека: «Сбегай, поищи, нет ли на том болоте бекасов». Джек побежал, побежал сюда-туда по болоту, бегал, нюхал, прибегает, высунув язык.

- Что, - спрашиваю, - нет?

- Нет! - говорит.»

А вот собака Флейта сначала очень боялась волков: «Первый раз как наткнулась на волка, выскочила на просеку бледная-бледная, как стенка!». («Открытие охоты».).

Остап Вишня выступает перед читателем как своеобразный переводчик языка птиц и зверей на человеческий язык. Так, журавли своим «кру-кру» как будто спрашивают: «Слышишь, брат мой, товарищ мой? Улетаем!» («Заяц»); крякуха призивним ках! ках! ках! призывает «своих родственников присесть к ней, познакомиться»: «Я здесь! Я здесь! Ко мне, друзья...» («С крякухою на озере»).

Природу юморист также видит активно действующей, поэтому « месяц на липы ковшами золото сыплет » (« Вальдшнеп»), «солнце хитрюще!»: «оно хочет, чтобы все, где оно лучи бросит, чтобы все там играло, вилискувало, радовалось, изобиловало...» («Карп»); «лес стоит задумчивый, печальный» («Вальдшнеп»); ивы «думу думают» (там же); «...уныло скрипит дуб, задумался перед зимним сном десен, тяжело вздыхает клен, и только березка, желтовато-зеленая и «раскудря-кудря-кудрявая», вон там на опушке белокурыми состоянием своим кокетничает, будто на свидание с Левитаном, или, может, на симфонию Чайковского вызывает» («Заяц»).

Часто описания природы переходят в метафоры широкого философского плана («Вот падает кленовый лист... Старое отживает, новое рождается» - в юмореске «Вальдшнеп»).

«Охотничьи улыбки» насыщенные зрительными образами. Это цвета и оттенки цветов (зеленый ковер, изумрудные всходы буйной озимых, золота крякуха, золотистые караси, рыжевато-черновато-крапчастенькі дикие курочки, темно-бурая сверху и ослепительно-белая спереди гагара).

Звуковые картины юморист создает как музыкант, как поэт. Это и звукоподражательные слова, и экспрессивные глагольные междометия, и лексика, заимствованная автором из области музыки: «стаккато» перепелки, «флейтой иволга заиграет» и другие.

Призывая читателей любить природу, быть ее телохранителем, писатель часто употребляет ласкательные слова, особенно когда речь идет о молодежи птиц, зверей, рыб: чиряточка, ласточка, птенец, гороб'ятко, зайчата, крякушенята, лисиченята, солов'ята, щученята, соменята и т.п.; речушка, лесок, хуторок, озера и т. д.

При создании комического преобладают слова с увеличительными суффиксами. Так, кабан из рассказов охотников «немаленький», «здоровенный», «огромный», «страховидло, сильное и свирепое», имеет «вашего голову со страшными зубилами-клыками» («Дикий кабан, или вепрь»).

Лексические повторы и фразеологизмы - также очень распространенные и любимые языковые средства Вишни (повторы: «искал-искал, искал-искал - нет», «стога пахучего-пахучего сена», небо глубокое-глубокое т асинє, а тех звезд, звезд!», «сладко-сладко зеваю», «тихо-тихо Оскол воду несет», «в орешнике уютно-уютно», «под кожухом тепло... И на сердце тепло-тепло», «И вот ваш поплавок поехал-поехал-поехал и скрылся под водой»; охотничьи фразеологизмы: «делать стойку», «сидеть на хвосте», «брать на мушку», «стоять нагона», «поднимать зверя», «вечерняя зорька», «стоять на тяге»).

Используя повторы, писатель продолжает традиции устного народного творчества. Кстати, нередко в его произведениях можно встретить и строки из народных песен.

Фразеологизмы Остап Вишня использует как в неизменном виде, так и в трансформированном, что предоставляет многочисленные возможности для создания комического.

Итак, художественные средства и стиль «Охотничьих улыбок» - тема неисчерпаема и может быть предметом отдельного исследования.

Главное же, что получает читатель, ознакомившись с юморесками, - это светлый, задушевный настрой, улыбку, а то и смех от души, желание оберегать и приумножать богатства нашей матушки-природы.