Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

КОСТОМАРОВ НИКОЛАЙ (псевд. - Иеремия Галка, Иван Богучаров; 16.05.1817, с. Юрасовка, теперь Воронежская обл., Россия - 18.04,1885, Петербург) - историк, писатель, литературовед и критик, публицист, философ, этнограф, фольклорист, издатель, редактор, политический и общественный деятель.

М. Костомаров - основатель Кирилло-Мефодиевского братства, автор его программных документов («Книги бытия украинского народа»), прокламаций и воззваний к украинского, польского и российского народов, сторонник демократического республиканского правления, защитник и проводник идеи независимого украинского государства. Родился в семье русского офицера и украинки - крепостной. По окончании Воронежской гимназии поступил в Харьковский университет (1833). В декабре 1837 г. сдал экзамен на степень кандидата и записался к драгунского полка. Увлекшись в Остроге архивами, оставил службу. Вернувшись в Харьков, всецело отдался науке и литературе. Еще студентом писал стихи на русском языке. Сблизившись с украинской интеллигенцией Харькова, активно сотрудничал с издателями О. Корсуном и И. Бецьким, вошел в кружок харьковских поэтов - романтиков, познакомился с Г. Квиткой-Основьяненко, А. Метлинським, В. Петренко, А. Шпигоцьким и др. Упорно изучал иностранные языки; тогда же пробудился интерес к украинской песни, думы. Начал писать произведения на украинском языке (драмы «Косинский», «Мазепа», «Мученица Феврония»), перевел драму Шекспира «Ричард III». К сожалению, эти произведения до нас не дошли. Выступил с драмой «Савва Чалый» (1838), «Украинскими балладами» (1839), сборником стихов «Ветка» (1840), трагедией «Переяславская ночь» (1841). Тогда же написана повесть «Сорок лиг», в журнале «Молодой человек» появились переводы с «Краледворського рукописи», исторические исследования о С. Наливайко, князей Острожских, о первые войны казаков с поляками.

1841 г. М. Костомаров подал к защите диссертацию «О причинах и характере унии в Западной России». Напечатана и одобрена, накануне защиты она была запрещена и сожжена как «крамольная». Диссертант, как отметили оппоненты, много внимания уделяет народным массам», выражается «не в русском духе», поносит «мудрую политику наших государей».

1844 г. ученый-украиновед подал вторую диссертацию «Об историческом значений русской (украинской. - Ф. К.) народной поэзии». После успешной защиты работал преподавателем Ровенской гимназии, с 1845 г. - в Первой гимназии и Институте благородных девиц. 1846 г. избран адъюнкт - профессором кафедры русской истории Киевского университета. Весной 1847 г. арестован по делу Кирилло-Мефодиевского братства. Отсидев год в Петропавловской крепости, был выслан в Саратов на 10 лет. Нa ссылке завершил монографии «Богдан Хмельницкий» (1857) и «Бунт Стеньки Разина» (1858). Амнистирован в 1856 г. С 1858 г. постоянно проживал в Петербурге. Здесь избран профессором университета. Имел огромный успех среди студентов и молодежи. Как неблагонадежный, противник монархизма, «сепаратист», 1862 г. вынужден уйти в отставку. Ему запрещено возвращаться в Украину. С тех пор постоянно вел научную работу; как член Археографической комиссии опубликовал многотомное издание «Актов Южной и Западной России», три выпуска «Памятников старинной русской литєратуры». Создал более 200 работ по истории Украины и России.

М. Костомаров был одним из ближайших друзей, собратьев Т. Шевченко, с которым познакомился весной 1846 г. в Киеве. После ссылки снова сошелся с ним в Петербурге (1859). Оставил воспоминания о Т. Шевченко, несколько статей о его творчестве, был издателем и популяризатором произведений поэта, рецензентом «Кобзаря» (1860). М. Костомаров - один из организаторов и издателей журнала «Основа», основатель воскресных школ; по его инициативе и при поддержке были напечатаны учебники для воскресных школ, в том числе и «Букварь» Шевченко. Собирал и издавал популярные книги и художественные произведения для школ. Передал деньги в Российскую Академию наук на премию за создание словаря украинского языка (ее получил Бы. Гринченко).

Главная проблематика художественных произведений харьковского периода - украинский народ, героические страницы борьбы за свободу. М. Костомаров стремился расширить художественные возможности украинского слова, переводя с чешской, польской, сербской, греческой, английской литератур. Как поэт культивировал жанры элегии, лирической песни, исторической баллады, философской лирики, медитации. Ввел неримований ямб, обращался к гекзаметра. В произведениях сочетал героико - романтический пафос с элегически-лирическими отступлениями.

Поэзия М. Костомарова составляет своеобразную философско-этическую целостность, где быль, миф, легенда, предание, фольклорное или исторический источник подчиняется романтическому осмыслению. Так, в цикле «Украинские баллады» проявились национальный дух и характер. Как и в других произведениях сборника «Ветка», в балладах выступает романтический герой - носитель добра, честности, справедливости, критически мыслящий волелюбець, который противостоит тому обществу, где царит рабство, гнет, социальное и национальное порабощение. Современное не удовлетворяло автора, и он противопоставил ему героические эпохи, опоэтизировал защитников Украины Максима Кривоноса (баллада «Максим Перебейнос»), Харкевича и Радана («Истинная правда»), а также величественные исторические фигуры - Хмельницкого, который «бездольну Украину освобождает», Мазепу, что волю ради Украины «поквапивсь добувать», Павла Полуботка, который «не испугался, перед царем как гетман різво стал» («Дед - пасечник»), борцов против тирании Тимолеона («Эллада»), мужественного Прометея («Древность»),

Большинство поэтических произведений М. Костомарова имеет лейтмотив «правды и свободы», наполнены гражданским пафосом, в них ощутима оптимистическая вера в будущее украинского народа, который еще спит, но проснется, как «проснутся все народы», «разорвут оковы неволи и неслави» («Спит Вкраина...», «Дети славы...»), придет время расплаты тирану, который получит «за злодейства - в аду мучения на земле - проклятие» («спокойной ночи»). Фольклор для писателя - источник и стилетворчий средство. Здесь и столкновения сильных характеров («Господин Шульпіка», «Певец Митусе»), и народнопоэтические трагедийные сцены («Истинная правда», «Отруї»), и фантастические превращения («Явор, тополь и береза», «Наталья», «Ласточка»).

Художественные произведения М. Костомарова наполнены социально-политических и национально-освободительных мотивов, поэтому официальная советская наука относила их к реакционному романтизму как будто враждебные народу. Обесценивала она и драматические произведения М. Костомарова, прежде всего драму «Савва Чалый» (1838) и трагедию «Переяславская ночь» (1841), как якобы маловартісні, фальсифицируют исторические события. На самом деле эти исторические драмы - выдающееся явление в украинской литературе начала XIX в. Это яркие образцы драматических идей, высоких страстей (они стоят наравне с драмами Леси Украинки, В. Винниченко, М. Кулиша). Внутренний трагизм лица часто раскрывался в них через изящно разработанный диалог, который требовал особого интонационного воспроизведения на сцене, передавал скрытые эмоции персонажей, раскрывал их психологическое состояние. Такого рода диалог - новация в украинской драматургической литературе.

Исторические драмы М. Костомарова художественно осмысливают историю под углом религиозного мировоззрения («Переяславская ночь»), перенос прошлого с проекцией на современное и будущее. Сочетая в этих произведениях фольклорные, библейские и исторические мотивы, образы, автор не только открывал этическую ценность украинских народных обычаев, обрядов, высокую духовность украинского народа, но и стремился вывести украинскую литературу за рамки провинциальности, бытовизма, ввести ее в круг мировых литератур.

В Петропавловской крепости Г. Костомаров написал драму «Крємуций Корд» (1849), в основу которой положил события времен Римской империи с аллюзиями в российскую действительность. Устами мужественного, честного историка Кремуція автор осуждал тиранию, беззаконие, правительственный террор, холопское пресмыкательства перед деспотами. Напечатана в 1862 г. пьеса имела большой резонанс, однако не была поставлена в России, зато шла с большим успехом в Болгарии благодаря переводу X. Ботєва.

В пьесе «Загадка» (1862) использовано мировой сюжет о мудрой девушке. В трагедии «Эллины Тавриды» (1884) на материале событий из жизни диаспорных эллинов И в. до н. э. М. Костомаров преподнес идею единства нации в борьбе против поработителей. Известен также отрывок драмы «Украннские сцены из 1649 г.», в которой выступают исторические лица Богдан Хмельницкий, И. Выговский, Юрий Немирич, Адам Кисель и др. Эти лица не могли выступать одновременно, и автор сводит их, чтобы висловіші их отношение к исторической судьбе Украины.

После смерти писателя опубликованы «Рассказы И. Богучарова» (1886). В прозаических исторических произведениях М. Костомарова широко изображена жизнь и быт украинского народа разных эпох - от времен казачества до окончательного порабощения Украины Московией. В повести «Сын» воспроизведен один из найрельєфніших образов в исторической беллетристике XIX в. Осипа Нехорошева, борца за справедливость и человеческое достоинство. В повести «Холоп» (другое название «Холуй») раскрыто кріпосницько-боярское своеволие времен Екатерины II. В повести «Кудеяр» обосновывается мысль о том, что никакие чужаки не защитят Украину, кроме самих украинцев, воспроизведен произвола времен Ивана Грозного. На действительных исторических фактах злоупотребления властью московскими воеводами в Украине основана историческая повесть «Черниговка» с суток Дорошенко, отличительная установкой на историческую подлинность и правдивость характеров. Морально-этической проблематике (прежде всего неотвратимости наказания за совершенное преступление) посвящена повесть «Сорок лет». Достаточно интересным является забыт и до сих пор обойден вниманием исследователей сатирическое произведение М. Костомарова «Скотский бунт» (1875). Это своеобразное произведение-памфлет, пророческий взгляд писателя в будущее.

С 40-х годов М. Костомаров постоянно выступал как критик и обозреватель литературного процесса в Украине. Его перу принадлежат «Обзор сочинений, писаных на малороссийском языке» (1842), «Малорусская литература» (1871) и рецензии, посвященные Г. Сковороде, П. Кулеша, Марку Волчков, И. Нечуєві-Левицкому, М. Старицкому, С. Руданскому, Панасу Мирному, Т. Шевченко.

М. Костомаров в статье «Обзор сочинений, писаных на малороссийском языке» провозгласил, что украинский язык не является наречием русского, что она самобытна, богата, с собственными грамматическими и лексическими признаками, способная развиваться, в том числе литературно. На протяжении всей жизни ученый последовательно боролся за его права, выступал против царского запрета, шовинистических травли и унижений.

На оборону украинского слова направлены статьи «Мысли южнорусса» (1862), «О преподавании на народном языке в Южной Руси» (1863), «Ответ «Московским ведомостям» (1863), «Украинский сепаратизм» (1864), «Малорусская литература» (1871), «Малорусское слово» (1881), «Задачи украинофильства» (1881) и др.

В поле зрения Костомарова - публициста постоянно находились проблемы национально-культурного развития, которые нашли отражение в статьях «Ответ на выходки газеты (краковской) «Czas» и журнала «Revue Contemporaine» (1861), «Правда полякам о Руси» (1861), «Правда Москвичам о Руси» (1861), «Иудеям» (1864), «Ответ г. Малороссу-Волынцу» (1864), «Украинский сепаратизм» (1864), «Украинофильство» (1881) и др. Особое место среди них занимает программная статья «Две русские народносте», где автор показал различие украинского национального характера от российского.

Лит.: Антонович В. Б. Н. Ы. Костомаров как историк // Киев. старина. 1885. № 5; Драгоманов М. Николай Иванович Костомаров. Л., 1901; Грушевский М. С. Костомаров и новейшая Украина // Украина. 1925. № 3; Грушевский М. С. Из публицистических писаний Костомарова. X., 1928; Попов П. М. Костомаров как фольклорист и этнограф. К., 1968; Кислый Ф. Костомаров как литературный критик // Укр. язык и лит. в шк. 1971. № 9; Смилянская В. JI. Литературное творчество Николая Костомарова 11 Костомаров М. И. Произведения: В 2 т. К., 1990; Погребенник В. Ф. Николай Костомаров // История украинской литературы (первые десятилетия XIX века). К., 1992; Пинчук 10. Д. Николай Иванович Костомаров. К., 1992; История украинской литературной критики. К., 1988; Кислый Ф. С. Творчество Тараса Шевченко в литературно-эстетической концепции Николая Костомарова // Шевченкознавчи студии. К., 1994; Яценко М. Т. М. И. Костомаров - фольклорист и литературовед // Костомаров М. И. Славянская филология. К., 1994.

Ф. Кислый