КОССОВ СИЛЬВЕСТР (г. нар. невод., имение Жировиці в Витебском воеводстве, Беларусь - 13.04.1657, Киев) - украинский церковный деятель, философ, педагог и писатель.
Выходец из белорусской православной шляхта. Окончил Венскую братскую школу, учился в Люблинской иезуитской коллегии и Замойский академии. Педагогическую деятельность начал в Венской и Львовской православных школах. Летом 1631 г. Сильвестра Косова вместе с Исаией Трофимовичем приглашен П. Могилой учительствовать до Киева. Того же года стал префектом лаврской школы, через год - префектом Киево-Могилянской коллегии, где преподавал философию. 1634 г. рукоположен на могилевского и мстиславского епископа. 25 февраля 1647 г. избран и утвержден польским королем Владиславом IV Киевским митрополитом на место покойного П. Могилы. Имел напряженные отношения с Б. Хмельницким, ибо гетман ограничивал власть митрополита, вмешивался в церковные дела. К национально-освободительной войны 1648 - 1654 гг. отнесся достаточно благосклонно, хотя 1651 г. приветствовал в Кислороде войска Януша Радзивилла. Был против союза Украины с Россией 1654 г., небезосновательно опасаясь за дальнейшую судьбу Украинской православной церкви.
С. Косов оставил заметный след в истории украинской и белорусской литератур. Основные его книги - «Exegesis» to iest danie sprawy в szkolach kiiowskich в winickich» (K, 1635) и «Patericon, abo Zywoty ss. oycow pieczarskich» (K, 1635). Произведения имели полемическое назначения. В «Екзегезисі» представлен отчет о киевских и винницких православные школы, обоснована необходимость обучения в них польского и латинского языков: «Учись, говорят, по-гречески, а не по - латыни. Добрый совет, но больше для Греции, чем для Польши, где больше всего латинский язык в употреблении». Изданием «Патерикону» (оригинального польскомовного перелицовка «Киево-Печерского патерика») С. Косов защищал крупнейшую православную киевскую святыню - Киево-Печерскую лавру - от посягательств католиков и протестантов, которые не признавали чудес и подвигов печерских угодников. Особенно интересны экскурсы в историю, рассказы о крещения Украины - Руси, первых русских митрополитов Михаила, Илариона, Ефрема, Климента. Произведение имело большую популярность, о чем свидетельствуют несколько его рукописных переводов на украинский простым языком в XVII - XVIII вв. (один из них полный, хранился в Ніловій Столбенській пустыне). Писателю принадлежала, очевидно, идея слов'яноукраїнського издание «Киево-Печерского патерика», что было осуществлено уже после его смерти (1658).
С. Косов был также автором поучения «Дидаскаліа, альбо наука, которая ся первъи из уст священником подавала о седми сакраментах, албо ли таинствах» (дважды изданное в Кугеїні, 1637 и 1653 гг ), стихов, писем (в частности, до царя Алексея Михайловича), грамот, универсалов. 1658 г. в типографии Киево-Печерской лавры вышел анонимный панегирик С. Косову.
Лит.: Голубев С. Т. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники (Опыт исторического исследования). К., 1883. Т. 1; Возняк М. С. История украинской литературы: В 3 г. Л., 1921. Т. 2; Перетц В. II. Киево-Печерский Патерик в польском и украинском переводе // Славянская филология. М., 1958. Ошп. 3; История украинской литературы: В 8 т. К., 1967. Т. 1; История украинской литературы: В 2 т. К., 1987. Т. 1; Грицай М. С., Микитась К. Л., Шлем Ф. Я. Давняя украинская литература. 2-е изд. К., 1989; Шевчук В. О. Эти славные киевские школы 11 Шевчук В. О. Дорога в тысячу лет. К., 1990; Исиченко Ю. А. Киево-Печерский патерик в литературном процессе конца XVI - начала XVIII в. на Украине. К., 1990; Плохий С. М. К истории формирования политического секуляризма на Украине (Богдан Хмельницкий и Сильвестр Коссов) // Секуляризация духовной жизни на Украине в эпоху гуманизма и Реформации. К., 1991; Украинская поэзия. Середина XVII ст. К., 1992.
С. Лучканин