Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Справочник по украинской литературе

КОРСУН АЛЕКСАНДР (псевд. - Антипенко; 08.06.1818, с. Богдановская Антипівка, теперь Ростовской обл,, Россия - 06.11.1891, там же) - поэт - романтик, издатель, переводчик, мемуарист.

Происходил из помещичьей семьи. Начальное образование получил дома. Окончил юридический отдел Харьковского университета (1842). Принадлежал к студенческой общины во главе с М. Костомаровым. В 1847 - 1860 гг. - столоначальник в Харькове и чиновник для особых поручений при дербентському военном губернаторе. 1841 г. издал альманах «Снип», где поместил свои стихи и переводы с чешского (Ф. Челаковський) и польской (А. Мицкевич) языков, «Украинские поверья», подборку романтических писаний других авторов. Один из первых украинских славянофилов, хотя и не умел ясно выразили программы национальных и просветительных змаганнів украинцев» (А. Коваленко). Печатался в журналах «Севернмй вестник», «Русский архив». 1842 и 1845 г. журнал «Маяк» напечатал ряд его стихотворений - «Могила» (с мотивом запорожской вольницы), «Мана», «Персидская песня», «Казак и гулянка», «Родная сторона», «К Шевченко» и др.

Поэзия О. Корсуна элегическая по тональности. Так, в плане скоротечности казацкой славы, в духе романтического визионерства изображается в «Мани» Полтавская битва. Здесь в констатации того, что казаки отреклись Мазепы и вступились за Петра, присутствует верноподданническая тенденция, поступок гетмана трактованы как предательство. Лирику О. Корсуна пробирает грусть за давностью («Старые песни», «Дорошенко»); ей присущи атмосфера таинственности («Рожа и девушка»), поэтизация унылого чувства («Любовь»), эмоциональная и эстетическая трансформация исторических и фольклорных источников. Романтическими являются образы (скажем, казака - искателя судьбы или поэта, который в творческом вдохновении высоко поднимается над обыденностью («Молния»).

Корреспондент и популяризатор Т. Шевченко, О. Корсун в стихотворении «К Шевченко (Скажи, брат, кобзарю...)» (1845) преподнес старого и слепого певца к персонифицированного воплощения героической памяти украинства (послание это интересное как одно из первых, что «ремінісценціює» Шевченко). Поэтическая символика обобщающего образа Страны в поэзии «Любовница» (1839) воспроизводит родину в представлении героя-казака как любимую девушку из Антиповки в зеленой плахте и юпці, с золотой косой из ржи - пшеницы, підперезаною рекой Бірючою. Перепевал О. Корсун российских и чешских поэтов. Его стихотворные «Украинские поверья» частично олітературюють народные, а частично их пародируют в бурлескному ключи.

Выйдя в отставку, писатель жил в своем имении, собирал фольклорно-этнографические материалы. Литературный труд на то время уже прекратил. А впоследствии перевел на русский «Переяславскую ночь» М. Костомарова (1886). Незадолго до смерти написал воспоминания «Николай Иванович Костомаров».

Лит.: Возняк М. К характеристике харьковского кружка украинских писателей // ЗНТШ. 19J0. Т. 93. Кн. 1; Уманец М. Александр Корсун // Заря. 1892. № 1; Хропко П. П. Другие поэты романтической школы // История украинской литературы (первые десятилетия XIX в.). К., 1992.

В. Погребенник