Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1920-1930 годов

 

Николай Хвылевой (1893-1933)

 

«Я (Романтика)»

 

Николай Хвылевой как художник-новатор начал неоромантическую течение психологического письма в украинской литературе. Особенностью многих новелл этого художника стало то, что сюжет в них играет не главную, а вспомогательную роль, поэтому он часто размыт, фрагментарный. Автор не подает собственных окончательных выводов, в основном разбрасывая лишь ассоциативно точные аллюзии, но за соответствующими фразами кроется столь мощное движение мысли, что интеллектуальный читатель улавливает авторские оценки с намеков, с проекций на жизнь. Позасюжетні элементы в произведениях Волнового доминируют над сюжетом. Ими могут стать проекции на историю другого государства, внутренняя речь, лирические епілоги, авторские отступления, эпиграф, посвящение. Например, в новелле «Я (Романтика)» в основном на уровне подтекста эрудированный читатель улавливает священное благоговение безымянного персонажа, «главковерха черного трибунала коммуны», перед Парижской коммуной, ведь в его мыслях постоянно фигурируют «версальцев» (во Франции - сторонники и защитники короля в 1871 году; в новелле - белогвардейцы, обобщенно - все те, кто во время гражданской войны отстаивает Российскую империю) и «инсургенты» - повстанцы (французские коммунары, в произведении - большевики).

Новелла «Я (Романтика)» Николай Волновой посвятил «Цвета яблони» Михаила Коцюбинского, и это не случайно: в обоих произведениях речь идет о тяжелое и мучительное раздвоение личностей главных героев. Как вы помните из 10 класса, в импрессионистической новеллы «Цвет яблони» безымянный персонаж наказывается за неадекватность реакции отца на смерть собственного ребенка, ведь как художник, он автоматически запоминает страшные детали течения болезни и рокового конца жизни девочки, чтобы воспроизвести их в художественном произведении. В неоромантичній новелле председатель трибунала должен сделать выбор между долгом расстреливать всех, кто против советской власти, и возможностью сохранить жизнь родной матери, которая неожиданно оказалась в лагере врагов. Поэтика названия Волнового отражает внутренний конфликт в сознании бескомпромиссного комиссара, готового пожертвовать собой ради революции, и любящего сына, для которого самым ценным в мире является жизнь матери. Как известно, местоимение «я» и существительное «романтика» в речи употребляются только в положительном значении, однако все произведение показывает, что для главного персонажа-рассказчика романтикой, то есть чем-то необычным, уникальным, таким, что можно испытать раз в жизни, стал чудовищное преступление - убийство родной матери. Рассказ ведется от первого лица для придания большей достоверности описанному.

В душе безымянного чекиста из новеллы «Я (Романтика)» живут и постоянно враждуют между собой два антипода: человек по подобию Божьему, увиразнена мыслью «Я - чекист, но я и человек», и ходячая догма, исполнитель революционных решений. Для героя новеллы как человека характерны лиризм души, чувство любви, мечтательность; уважение к прошлому и жаль, что канули в Лету времена аристократизма (это подтверждает отношение персонажа к семье князя), благоговение перед перламутровым цветом как символом превосходства; обожествление матери; понимание внутренних высоких порывов души юного Андрюше, сочувствие к нему; осознание палаческие сути трибунала и его служение дьяволу; попытка спасти человека в самом себе; способность переживать муки совести; логические выводы о «путь в никуда» и одновременно бессилие, неспособность изменить поведение. Для «железного чекиста» присущи: всегдашняя готовность к преступлению; отрицание собственных эстетических представлений, умение заглушить голос совести; избегание от ответственности перед собственной совестью за помощью выводу «так надо»; воспитания в себе черт сверхчеловека, равнение на настоящего «сторожевого пса революции»; ослепление идеями; грубость, цинизм, жестокость в поведении; большевистский фанатизм; подмена истинных истин фальшивыми; внутренняя потребность убивать; романтизация страшного уголовного преступления.

Новелла «Я (Романтика)» недаром начинается эпилогом. Образ Богородицы ассоциируется с образом Марии из стихотворения «Скорбящая мать» Павла Тычины и с библейским образом Пречистой Девы. Для главного героя это еще и символ родной матери, олицетворение всего самого святого, всепрощающего в своей любви. Большую роль в новелле играет идея «загірньої коммуны», образ-символ, ассоциативно почерпнутый из представлений Григория Сковороды о «нагірню республику» как место рая на земле. Символичным является также бой часов, что часто повторяется тогда, когда человеческое начало на короткое время берет верх над животным. Часы в новелле символизирует предостережение Бога, становится постоянным напоминанием главному персонажу о кратковременности жизни человека и его потребность в любую минуту дать отчет за свои поступки перед Всевышним. Безымянный председатель трибунала - революционный романтик, который мечтает о счастье для всех в будущем, хотя бы это призрачное счастье строилось на реках крови. Наконец, он уже не просто мечтает, а безвозвратно втягивается преступным водоворотом: судит, допрашивает, расстреливает, причем делает это, раздумывая и в самооправдание, что так было всегда, потому что «темная история цивилизации».

То, что «черный трибунал» заседает в княжеском дворце, его члены ходят в грязных сапогах по мягким коврам, пользуются услугами лакеев, пьют дорогие княжеские вина, можно расценивать как нестерпимое желание плебса насладиться в тех условиях, в которых до сих пор жили аристократы. Волновой подчеркивает, что подчиненные председателя ревтрибунала пренебрежительно и нагло рассматривают портреты княжеского семейства, а перед мирными жителями демонстрируют свое всемогущество, превосходство. К тому же, между самими членами ревтрибунала нет согласия. Они язвительно высмеивают друг друга, провоцируя на страшные преступления. Кроме председателя ревтрибунала, никто из его команды, за исключением юного и мягкосердечном Андрюше, никогда не был романтиком. Прошлое виродженця-дегенерата связано с криминалом, не зря о нем так высказался безымянный чекист: «Мне он всегда напоминает каторжника, и я думаю, что он не раз пришлось стоять в отделе криминальной хроники». К тому же, специфическое строение черепа («низенький лоб, черная копа розкуйовдженого волос и приплюснутый нос», «немного безумные глаза») и авторское определение «дегенерат» свидетельствуют, что этот персонаж тупой, жестокий, с ярко выраженной животной натуре. В отличие от безымянного председателя ревтрибунала, доктора Тагабата и татарина, дегенерат «только тогда уходил с поля, когда таяли дымы и закапывали расстрелянных», то есть всегда проверял, действительно ли погибли все, кому трибуналом вынесен приговор. Доктор Тагабат - тип человека умного и образованного, но чрезвычайно циничной и жестокой. Подытоживая свои выводы о нем, председатель трибунала подчеркивает: «Это же он и мой безысходный хозяин, мой звериный инстинкт. И я, главко-верх черного трибунала коммуны - ничтожество в его руках, которая отдалась на волю хищной стихии». Именно доктор Тагабат наносит болезненный удар главному персонажу: «Мама»?! Ах ты, чертова кукло! Сиси захотел? «Мама»?!». Когда же в решающую минуту этот поставленный партией для надзора над головой трибунала и его поступками доктор якобы проявляет сочувствие («Ваша мать там! Делайте что хотите!»), то не только председателю ревтрибунала, но и всем потенциальным читателям произведения ясно, что доктор Тагабат лишь испытывает чекиста. Следит за каждым движением своего начальника и дегенерат. Именно он после того, как чекист расправился с матерью, не замедлил оторвать его от тела, не позволив ни похоронить, ни даже попрощаться.

 

 

Владимир Костецкий. Допрос врага. 1937

 

В течение действия в новелле безымянный чекист катастрофически деградирует и в конце произведения полностью уподобляется дегенерата и доктора Тагабата. Автор подчеркивает, что когда в Андрюше был хоть один-единственный шанс выйти из сатанинской игры - отправиться на фронт вместо того, чтобы дальше работать членом трибунала, то для главковерха и этого шанса не существовало. Да, был момент, когда он мог расстрелять дегенерата и выпустить пленных мирных жителей из подвала, было время, когда он мог вообще «забыть» об их существовании во время отступления, но, оказывается, кроме доктора Тагабата и дегенерата, за каждым движением помыслов безымянного чекиста следил еще и он сам - точнее, его темная, звериная сущность, для которой убить мать было такой же потребностью доказать собственное превосходство, как была невыносимая, всепобеждающая потребность в персонажа Федора Достоевского «Преступление и наказание», которую Родион Раскольников афористично сформулировал: «Тварь я дрожащая или право имею?». Безнаказанность, вседозволенность членов ревтрибунала в новелле Хвылевого «Я (Романтика)» вылепила из всего неплохого человека страшного зверя в человеческом обличье.