Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Учебник Украинская литература
11 класс

Украинская литература 1920-1930 годов

 

Николай Хвылевой (1893-1933)

 

 

Неужели я лишний человек потому, что люблю безумно Украину?

(Николай Хвылевой)

 

Фигура Николая Хвылевого в украинском изящной словесности особая. Этот гений эпохи «Расстрелянного возрождения» за короткий жизненный век сделал чрезвычайно много. Благодаря Волновому украинская новелла достигла мирового уровня, а его стиль письма стал образцом для многих его преемников. Современник художника, поэт Николай Зеров утверждал: «Из всех возможных стилей прозы - везде и всегда один Волновой... Волновой, воспринят как канон, как литературная норма». А Сергей Ефремов отмечал, что все персонажи произведений Николая Хвылевого живые в действии, в описаниях динамики, широкого и всестороннего раскрытия, поэтому произведения этого писателя легко и с увлечением читают все его соотечественники.

Николай Жулинский так описал Николая Хвылевого: «Он был высокообразованным человеком, грозным полемистом, нежным лириком, кротким, любящим отцом, заядлым охотником, прекрасным знатоком охотничьего оружия и охотничьих собак, имел подвижные черные брови, глубоко посаженные глаза. Говорил быстро, нервно, смеялся искренне, звонко. Правое плечо едва заметно підсмикував, пальцем часто касался носа. Словом, был обычным человеком, в котором жил, бунтовал, сомневался, боролся и утверждался большой талант, который тянулся к зрение».

 

«Иду я дорогой, ветром...» (Николай Хвылевой)

 

Мотив дороги - один из ключевых в творчестве Хвылевого. Человеком, который неустанно ищет свой путь под вечным небом, встает сам художник. Родился Николай Григорьевич Фитилев, позже известный как писатель Николай Хвылевой, 13 декабря 1893 года в селе Тростянец Ахтырского уезда на Харьковщине (ныне - Сумской области) в семье учителя. По воспоминаниям писателя, от бабушки у него - «украинский язык, от отца - народнический дух... Благодаря отцу, я рано перечитал русских классиков, хорошо ознакомился с Диккенсом, Гюго, Флобером, Гофманом... Отец почему-то считал сильнейшим Добролюбова, может, поэтому я и до сих пор перечитываю его...». Григорий Фитилев имел не только хорошие знания как выпускник Харьковского университета, но и имперские убеждения и агрессивную натуру. Он любил выпить, от чего страдали жена и пятеро детей. Закономерно, что образ матери, Елизаветы Тарасенко, Николая Хвылевого всегда ассоциировался с беззащитностью женщины перед жестоким миром и ее неописуемыми страданиями через собственную беспомощность его изменить.

В 1904 году родители развелись, и одиннадцатилетний Николай и его младшие брат и три сестры остались с матерью, которая учительствовала. Дед Николая был управляющим имения владельца крупных винокурен Кинга. Всем своим сыновьям он дал хорошее образование, и один из дядей будущего писателя позволил племяннику пользоваться своей довольно большой библиотекой. Мальчик получил начальное образование в Калантаєві, продолжил обучение в Богодуховской гимназии, но не успел закончить это заведение, как начались беспорядки по всей стране. Большим потрясением для Николая стало то, что миллионер Кинг жестоко подавил забастовку рабочих, вызвав на расправу казаков. Парень почувствовал в себе бунтарский дух: «Я еще не знаю, против кого я буду бунтовать, но я уже знаю, что «так жить нельзя». Подростком Николай присоединился к заробитчан, в поисках заработка путешествовал Донбассом и южными степями, где по несколько дней подряд не было и крошки во рту. Не выдержав спазмов голодного желудка, однажды Николай решился попросить кусок хлеба и тяжело пережил свой позор: «- Много тут вас ходит, - сказала тетя и закрыла окно. Я почувствовал, как мне загорелись уши, и не потому, что «тетя» пожалела куска хлеба, а потому, что я предал себя». Впечатлительность, высокий порог боли и врожденное достоинство в жизни писателя часто играли драматическую роль.

Когда началась Первая мировая война, Николая Фітільова призвали в армию и отправили на фронт. Сначала он был пехотинцем, но вскоре благодаря хорошим знаниям по химии попал в газовую команду. Искренне поверив агитации пропагандистов, в действующей армии Николай примкнул к большевикам. Когда же российские войска вошли в Черновцы, Фитилев наладил отношения с местной революционно настроенной молодежью, а в начале 1917 года вместе с войсками Российской империи оказался в Румынии. Гражданское сознание юноши в те времена еще окончательно не сформировалась, но понятия честности и чести были святыми. Украинское национальное возрождение Николай Хвылевой наивно мечтал совместить с коммунистической идеей: «Пришпиливаю к груди два банты: красный и... желто-голубой. Тогда я хотел быть украинским большевиком. Из меня, конечно, смеялись, и я сбросил оба банты». Обучение в окопах войны, гражданская война, неопределенная ситуация в Украине привели к революционной биографии Николая Григорьевича. В 1918 году Фитилев организовал повстанческий отряд, который боролся против войск Павла Скоропадского и германских войск на Полтавщине. Отряд Фітільова воевал и с петлюровцами. В одной из таких битв Николая Григорьевича пленили и приговорили к расстрелу, но ему удалось чудом спастись.

Во время гражданской войны Николай Григорьевич случайно встретился со своим братом Александром. Брат предчувствовал гибель и вскоре нашел смерть под Перекопом. Конечно, постоянная опасность, две встречи с видимой смертью с глазу на глаз наложили отпечаток на психику будущего писателя. Не удивительно, что его литературные герои почти всегда попадают в экстремальные ситуации, должны делать важный выбор, отчаянно спорят, постоянно сомневаются, тяжело переживая переломные моменты собственной судьбы.

1918 года Николай Григорьевич оказался в Харькове, где вступил в брак с учительницей Екатериной Гащенко, имел от нее дочь Іраїду, но этот брак быстро распался. В 1921 году в Харькове Волновой вступил в брак с Юлией Уманцевою. Ее дочь Любу художник воспринимал как родную и нежно называл Любистком. В 1919 году в Харькове был напечатан первый стих писателя. в 1921 году увидели свет поэма Николая Хвылевого «В электрический век» и сборник стихов «Молодость», в следующем году - книга стихов «Предрассветные симфонии». Талантливый лирик подружился с известными поэтами Владимиром Сосюрой и Майком Йогансеном. Волновой мечтал начать новую эру, что и было провозглашено ими в ноябре 1921 года в «Универсале пролетариата и пролетарских украинских художников». В 1926 году Владимир Сосюра посвятил Волновом стихотворение «Время», где задекларировал жизненное кредо обоих художников: «Это тебе моя песня, Николай, / В этот бешеный растерзан время. / Пусть шумит и грохочет вокруг / И на каждом шагу контраст, - / Мы розіб'єм закованное круг / Міліонами возбужденных масс». Волновом были посвящены и стихотворение Павла Тычины «Ветер с Украины», новелла Василия Стефаника «Предел». Дружил Николай Хвылевой и с Остапом Вишней, часто ходил с ним на охоту, ведь был азартным охотником и имел трех охотничьих собак, которых называл «своей бухгалтерией», потому что дал им клички Бух (бухгалтер), Пом (помощник) и Касс (кассир). Молодой талант стремительно становился знаменитым в писательских кругах и среди читателей.

Николай Волновой вступил в литературное объединение «Гарт», но почувствовал его тесные рамки и вскоре из единомышленников создал творческое ядро «Урбино», которое в 1926 году трансформировалось в ВАПЛИТЕ. Попробовав свои способности в эпических жанрах, Волновой обнаружил, что именно проза - его настоящее творческое призвание. Первая прозаическая сборник «Синие этюды»(1923) принесла автору славу первостепенного писателя. Книге присуще импрессионистической манере-неоромантические окраску. Для примера достаточно взять «Арабески». Удивительная магия этого произведения не может не волновать и образом сіроокої невесты-революции, и представления лирического героя о себе как о планете Сатурн с тремя таинственно-магнетическими кольцами, название которым - вера, надежда, любовь, и познанием «радости бунта против логики». Академик Александр Белецкий выделял три группы произведений Хвылевого: новеллы в духе революционной романтики («Солонский Овраг», «Кот в сапогах»), произведения неустроенности и несоответствия жизнь мечтам героев («Я (Романтика)», «Мать»), сатира на коммунистов - чиновников и их псевдодіяльність («Иван Иванович»). Новаторские новелле Николая Хвылевого «Кот в сапогах», «С Вариної биографии», «Жених», «Солонский Яр», рассказы «Мать» содержат отталкивающие жестокостью сцены, выхваченные писателем с кровавых событий гражданской войны. В первом произведении сначала якобы романтизированный образ женщины Гапки на фронте с каждой страницей бледнеет и выцветает. Товарищ Жучок в походе на Дальний Восток родила дитя, которое вскоре повесил белогвардеец на фонари. Личная драма переключила психику молодой женщины, сделала ее пламенным агитатором, хладнокровным колесиком и винтиком революции. Да и партийное псевдо коммунистки «Жучок» в воображении читателей ассоциируется с кличкой собаки. Еще одну женщину с куцым умом - жертву эпохи революции - Николай Хвылевой выводит в новелле «С Вариної биографии». Здесь возникает проблема неустроенности матери с младенцем во фронтовых условиях, ее беззащитность, неизбежна деградация. Вообще, женщина во времена гражданской войны - отдельная тема в творчестве Николая Волнового. Очевидно, автор видел немало женских страданий в военные годы, поэтому до всех своих героинь относился сочувственно и толерантно. Когда же речь шла о девушку чистую и наивную, Волновой изображал ее очень трогательно, как, например, Катюшу с новеллы «Жених». Не разбираясь в тонкостях военного времени, Катя верила письмам любимого, который писал, что служит в красной армии. За свою недальновидность и наивность девушка и попала в переплет: завязав телефонный разговор с незнакомцем, она рассказала ему о любимом и о том, что в селе нет ни одного воинского подразделения. Махновцы же разыграли с девушкой страшную драму. Они насмеялись над ее чувствами, пренебрегая и молодость, и то лучшее платье, которое она надела, надеясь увидеть своего Мишу. И самым страшным оказалось то, что ее любимому суждено увидеть ужас надругательства над Катей, когда он вошел в комнату с рапортом: «- Он начал говорить, но, взглянув на пол, где лежала в голубом разорванном платье Катя, вдруг замолчал и посмотрел на атамана глазами сумасшедшего». Писатель искренне сочувствовал своим героиням, которым жизнь обещало манящие горизонты, но готовило жестокую развязку. Так, волевая и романтичная девушка Бьянка из повести «Сентиментальная история», сначала борется за свои идеалы, и убедившись в массовой деградации людей за короткое время проживания в городе, во всем разуверившись, без любви, положившись на волю случая, отдается підстаркуватому діловодові Кукові. Героиня повести «Санаторійна зона» - профессиональная чекистки-проститутка, которая получала от многочисленных мужчин компрометирующую их информацию и отправляла свои жертвы на смерть без всякого сожаления.

Мужчины в произведениях Волнового, пытаясь быть сильными и цельными личностями, целенаправленно истребляют в себе все человеческое. В новелле «Солонский Овраг» Волновой удачно передает атмосферу всеобщего хаоса во время гражданской войны, подчеркивает разгула звериных инстинктов в массах. Рассказ «Мать» отмечается широкой экспозицией, которая длится от начала рассказа до того момента, когда старший сын вдовы бедного портного Остап идет добровольцем на войну, а младший - Андрей - становится дезертиром. Сообщение о том, что жестокий Остап стал полным Георгиевским кавалером, получил дворянский титул и офицерский чин, а добрый от природы Андрей подался к большевикам, становится завязкой в рассказе. Кульминацией произведения является эпизод попытки братьев расправиться друг с другом, а развязкой - самопожертвование матери ради жизни обоих сыновей. Волновой же коллизиями рассказы неоднократно подчеркивает, что оба брата - потенциальные убийцы и садисты, и только случай решит, кто из них прольет мамину кровь.

Роман «Вальдшнепы» сохранился в виде отрывков, однако это произведение показал, что его автор, по словам критика Григория Костюка, уже дорос до «романа политической идеи и социальной тезисы, романа-памфлета». Главному герою этого произведения Волновой дал имя и фамилия Дмитрий Карамазов, таким образом умышленно строя ассоциативные цепочки по роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы». Образ Аглаи в этом произведении - это одновременно еще и рупор автора, ведь эта женщина дает оценку другим героям, часто выражает поучительные тезисы и крамольные мысли. Бесспорно, Волновой осознавал, к каким трагическим последствиям может привести правительственная политика в Украине. Из тяжких раздумий возник цикл разоблачительных памфлетов «Камо грядеши?», то есть «Куда идешь?». Это - ключевой вопрос публицистики Волнового, однако его ставили и другие тогдашние художники. Именно поэтому цикл памфлетов «Камо грядеши?» художник начал литературную дискуссию 1925-1928 годов. Главные вопросы полемики: как должна развиваться украинская литература, сможет ли она подняться до европейского уровня, быть или не быть самостоятельной украинском государстве.

И перспектива вывода национальной литературы на широкую европейскую арену, как это представлял себе Волновой, оказалась для тоталитарной системы опасной. В 1923 году начались массовые аресты интеллигенции. Волновое еще успел совершить путешествие по опустошенной после голода Украине. От увиденного он совсем заболел: беспокоили сердце, легкие. Все чаще Николай Григорьевич заводил речь о магическое число 13, с которым связывал свою судьбу. Мол, в этот день родился на свет, в этот день к нему впервые пришла любовь, появилась первая публикация. Тем, что выбрал число, которое в народе считается несчастливым, датой своей насильственной смерти, видимо, хотел подчеркнуть трагическую безысходность положения.

В последний день жизни, 13 мая 1933 года, художник пригласил в гости самых близких друзей и пообещал им прочитать новое произведение. Вел себя раскованно, оптимистично, весело. Угощал гостей чаем, играл на гитаре, декламировал отрывки из «Бесов» Александра Пушкина. Очевидцы вспоминали, что Николай Григорьевич даже напевал песню на пушкинские слова: «Хоть убей, следа не видно, / Сбились мы, что делать нам!» В конце концов якобы за рукописью вышел в соседнюю комнату. Когда же друзья бросились туда на звук выстрела, увидели мертвого Волнового, а на столе свежую газету и две предсмертные записки. Газета была развернута на той странице, где говорилось о самоубийстве Владимира Маяковского: «Стрілятись вам было слишком рано. / Вам бы громить еще, крушить, разрушать. / Чтобы наших будней вигоїти раны, / Чтобы давить не смел современный обыватель».

Самоубийство Хвылевого коммунисты расценили не как упрек им, а как черную неблагодарность злеліяного партией таланта, которому якобы создали все условия для расцвета. Смерть Николая Григорьевича поразила друзей и родных, но никого не удивила. Все знали истинную причину самоубийства, хоть в газетах подавались лишь версии, выгодные режиму. После смерти Николай Хвылевой был надолго вычеркнут из украинской литературы. Аж в конце 80-х годов XX века энтузиасты из организации «Наследие» благоустроили могилу Николая Хвылевого в Харькове, а его произведения вернулись в украинских читателей.