Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Украинская литература подготовка к ВНО
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС начала XX века (1900-1930 гг.)

Николай Хвылевой (1893-1933 pp.)

Жизненный и творческий путь


Николай Григорьевич Волновой (настоящее имя М. Г. Фитилев) родился 13 декабря 1893 г. в поселке Тростянец на Харьковщине (теперь райцентр Сумской области) в семье учителей (другие псевдонимы - Юлия Уманец, Стефан Кароль).

Будущий писатель имел брата и трех сестер 1904 г., после развода родителей, Николай остался ной школы в селе Калантаєві. По окончании начальной школы Николай продолжил навчанняв Богодуховской гимназии, экстерном сдал экзамены и получил диплом. Работал на различных должностях по селам.

С 1916 г. Волновой оказался на фронтах Первой мировой войны. В это время стал большевиком. 1918 г. организовал и возглавил повстанческий отряд, воевал с гетманцами, петлюровцами, дроздовцями. 1919 г. вступил в коммунистическую партию. С 19.21 г. работал слесарем на заводе в Харькове и писал стихи. Среди его друзей - Владимир Сосюра и Майк Йогднсен.

Первые стихи Волнового («Пути искусства») вышли в свет в 1917 г. Он был организатором вооруженной борьбы против гетманских войск на Харьковщине, инициатором, организатором и активным членом таких литературных организаций, как «Гарт», ВАПЛИТЕ, «Пролітфронт».

Его произведения печатались в газетах и журналах первой столицы, в альманахах «Штабель» и «тревогу ».

Первые послереволюционные годы ознаменовались выходом его поэтических сборников «Молодость» и «Предрассветные симфонии». В 1921 г в Харькове, который был тогда столицей Украины, Волновой дебютировал как поэт, издав поэтические книги: «В электрический век», «Молодость». И Волнового привлекала проза, а к поэзии в дальнейшем он обращается лишь эпизодически,

В 1923 г. вышла его прозаическая сборник «Синие этюды». Самые авторитетные критики того времени считали, что она начала новую украинскую прозу, которая стала значительным и вполне новаторским явлением в украинской литературе и принесла автору славу. В следующем году вышла в свет еще один сборник прозаических произведений - новелл и рассказов - «Осень».

Книга новелл Волнового «Осень», которая вышла в Харькове в 1924 г, закрепила «школу Волнового» и стиль, названный писателем «романтикой вітаїзму ». Эту книгу можно считать вершиной творчества Хвылевого. Она укрепила авторитет писателя, приобрела популярность в Украине и за ее пределами. Обе книги прозы писателя были переведены на русский язык.

Однако эта книга вызвала негативную реакцию Москвы. Писатель подвергался нападкам со стороны местных блюстителей режима. Волнового обвиняли в подрыве основ ленинизма, распространении буржуазных идей. Произведения писателя было запрещено печатать. Его романы «Вальдшнепы» и «Ироида» были конфискованы уже после публикации первых частей.

В 1925-1926 г. Волновой резко выступил против этих нападок, и это сделало его фигуру еще более заметной и подняло его авторитет.

В ответ на нападки Волновой в декабре 1925 - январе 1926 г. организовал мощную литературную структуру - «Свободной академии пролетарской литературы (ВАПЛИТЕ), в которую вошли бывшие члены «Гарта», «Октября», некоторые из «Плуга».

Он был организатором и главным идейным трибуном украинского Возрождения, лидером целого литературного поколения.

ВАПЛИТЕ приняла требования коммунистической партии в вопросах литературной политики и заняла независимую позицию. Целью организации было создание новой украинской литературы квалифицированными художниками.

Руководство осуществляли М. Хвылевой, М. Яловой и О. Предрассветный. ВАПЛИТЕ объединила талантливых художников, которые тогда жили в Харькове (П. Тычина, Ю. Яновский, М. Кулиш, М. Бажан, А. Довженко, М. Иогансен, А. Слисаренко, Ю. Смолич, Г. Эпик, П. Панч и другие).

Организация приняла свой устав и программу, в которых говорилось о том, что ее члены поддерживают свободное развитие всех течений и стилей, совершенствуют свое профессиональное мастерство, заботятся о престиже украинской литературы. Писатели ориентировались на лучшие образцы западноевропейской литературы.

ВАПЛИТЕ было организовано в то время, когда развернулась самая громкая литературная дискуссия 1925-1928 гг., которая должна определить дальнейший путь развития украинского искусства.

Второй ответ Волнового идеологическим нападавшим была идейной. Он опубликовал отдельными книгами три серии памфлетов: «Камо Грядеши»; «Мысли против течения»; «Апологеты писаризму» и «К необходимости культурной революции». Четвертый сборник - «Украина или Малороссия?» - не было допущено к печати.

В этих памфлетах Волновой нарушает много проблемных вопросов, сквозь которые красной нитью проходят три главных тезиса:

- привлечение украинского искусства в мировое, в частности к западноевропейскому;

- самостоятельность (Россия должна отойти в свои этнографические границы - конец российской гегемонии);

- осуществление украинским искусством великой миссии - начать новое большое культурное круг, условное название которой Волновой дал как «азиатский ренессанс».

Памфлеты Хвылевого были выразителем общего настроения нации. Волнового поддержали лидер группы неоклассиков Николай Зеров, сотрудник академии Михаил Могилянский. Присоединилась к главных тезисов Волнового и Украинская академия наук. А Михаил Волобуев, следуя Волнового, с помощью статистических данных показал, что коммунистическая Москва продолжает на Украине старую царско-русский колониально-эксплуататорскую политику, и на основании этого обосновал необходимость отдельного развития украинской экономики.

На оборону Волнового от нападок ЦК стал член ЦК КП(б)У Александр Шумский, который требовал заменить в ЦК партии и в правительстве УССР украинскими коммунистами вместо присланных из Москвы российских надзирателей.

Лозунги Хвылевого «геть от Москвы», «курс на Европу» стали более опасными, ибо распространялись и в других национальных республиках.

И тогда Сталин в письме Кагановичу от 26 апреля 1926 г. начал оправдывать господство русских в Советской Украине тем, что в Украине недостаточно марксистских кадров. Сталин подчеркивал, что весь мир признает московское руководство, а украинский коммунист Волновой призывает украинских деятелей бежать от Москвы.

А в 1927 г. Каганович на съезде КП(б)У клеймил Волнового как сторонника реставрации буржуазной власти. С тех пор в литературу с подачи Москвы вошел термин «хвильовізм», отождествлялся с фашизмом.

В то время Волновой находился за границей и мог бы спастись эмиграцией, ведь в прессе распространяется тезис о том, что его произведения (роман «Вальдшнепы» и статья «Украина или Малороссия?») надо рассматривать не как уклон, а как откровенное предательство.

В январе 1927 p., чтобы спасти ВАПЛИТЕ, Волновой, Яловой и Предрассветный выступили в прессе с спокутувальним письмом, вышли из организации (теперь ее возглавили М. Кулиш, Г. Эпик). Но это был формальный выход, о чем свидетельствует дальнейшая жизнь бывших лидеров.

После самоликвидации в 1928 г. ВАПЛИТЕ они образовали организацию Пролітфронт, издавали журналы «Литературная ярмарка» и «Пролітфронт». Дискуссия, начиналась как литературная, переросла в политическую, немало писателей после нее получили ярлыки идеологических врагов, а в первую очередь - Николай Хвылевой. И хотя Волновое еще продолжал выпускать журнал «Литературная ярмарка» (12 книг), опубликовал серию острых сатир на некоторых партийных чиновников («Иван Иванович», «Ревизор»), он уже чувствовал неотвратимый конец.

В конце апреля 1933 г. Волновой вернулся из поездки в села, где он, по его собственным ироничным высказыванием, изучал «новый кардинальный процесс социалистического строительства - голод!».

Волновой - коммунист, который свято верил в идеи коммунизма, видел, что Сталин и его приспешники строят коммунизм средствами террора, голода, страха, не останавливаясь перед прямым физическим уничтожением народа.

Начались аресты ближайших товарищей. Первым арестовали инициатора создания ВАПЛИТЕ Михаила Ялового. Волновой понимал, что начался разгром ВАПЛИТЕ. В репрессивные годы одна только принадлежность к этой организации считалась серьезным обвинением.

Волновой пытался спасти Ялового, писал заявления о невиновности товарища, бегал по ответственных работниках, обращался в ЦК. Поняв, что все его действия безрезультатны, Волновой решил принести себя в жертву, чтобы своей смертью спасти товарищей.



ЭТО ИНТЕРЕСНО

Когда писатель принял решение о самоубийстве, он не ложился до утра. Сидел за рабочим столом, писал последнее письмо.

Жена не спала, дочь Люба собиралась в школу, старушка мать готовила завтрак. Он был, как всегда, веселым, шутил. Предупредил семью о том, что у них будут гости. По телефону пригласил друзей послушать его новое произведение.

За час у Волнового уже был Олесь Досвитний и Николай Кулиш, сходились другие писатели. Хозяин был веселым, играл на гитаре и пел любимые песни.

Кто-то из гостей напомнил о Волновом чтение нового произведения, и писатель исчез за дверью кабинета, пообещав всех удивить.

Когда раздался выстрел, писатели бросились в кабинет и увидели мертвого товарища.

На столе лежал предсмертное письмо, в котором Волновой писал о преследовании украинских писателей и о невиновности Ялового. Волновой брал на себя ответственность за генерацию украинских писателей. Последними словами писателя были: «Да здравствует коммунистическая партия!»

В приписке писатель просил друзей заботиться о его матери и дочь. А дальше - несколько нежных строк, предназначенных дочери.

Записку было датировано 13 мая 1933 г.



Первые прозаические сборники Николая Хвылевого не только показали его художественный талант, но и произвели большое впечатление на украинского читателя. Произведения писателя показали, что он непревзойденный мастер малой прозаической формы. Волновой создал в украинской литературе свой собственный стиль, своеобразную разновидность лирико-романтической, импрессионистической новеллы. .

Сочетание мечты и действительности в его произведениях придает им неповторимой стилевой новизны. В этих сборниках нет ни революционного пафоса, ни прославление борцов за революционные идеалы. В рассказах писателя («Мать», «Содонський яр», «Жених», «Редактор Шею», «Синий ноябрь», «Кот в сапогах», «Я (Романтика)») изображена сложная революционная действительность с кровью, смертью, человеческим горем и страданиями. Герои М. Волнового предстают не победителями, а жертвами революции.

Читатель невольно задается вопросом, который, наверное, ставил перед собой и автор: если это и есть новые герои, то какое же будущее ждет Украину с такими строителями?

По своим политическим убеждениям Николай Хвылевой был украинским коммунистом. Именно в этом заключалась его трагедия.

Одной из важнейших для Волнового протяжении всего его творчества была проблема расхождения мечты и действительности. А отсюда в его новеллах почти всегда два временные планы: грязное настоящее, все недостатки которого он уж слишком прозорливо замечал, и противопоставлено ему вожделенное будущее или манящее прошлое.

Он поздно понял, что большевизм и национальная идея - несовместимые понятия. Николай Волновой воевал за новый мир для своей матери Украины в рядах тех, кто уничтожал ее, так, как уничтожил собственную мать герой новеллы «Я(Романтика)».